Смекни!
smekni.com

Роль семьи в процессе социализации личности (стр. 2 из 3)

В традиционной семье вся организация воспитания молодого поколения построена на традициях патриархальности. Такая семья готовит своих детей для жизни в каком-либо коллективе или родовой общине под началом главы семейства. Жизнь в коллективе традиционной семьи приучает воспитанников к коллективной общественной жизни, к полному подчинению и зависимости от старших членов семьи. В такой семье формируется потребительское отношение к жизни, главное условие проживания в ней - опора не на себя, а на семейные связи, на семейный клан, род и т.п. Индивидуальность членов семейного рода подавляется, а их жизнь оказывается регламентированной.

Осуждать или одобрять отношения в традиционной семье никто не вправе. Надо только, чтобы у людей всех национальностей и вероисповеданий была возможность выбора: жить, исходя из традиций семьи, или что-то менять. Как правило, молодые поколения в традиционных семьях приучаются жить так, как жили их отцы, прадеды испокон веков. Заслуги личности делаются заслугой всей семейной группы, а за проступки личности отвечает коллектив, то есть все члены семьи несут коллективную ответственность.

В государственном типе семьи молодое поколение полагается не на семейный род или общину, а на государство. Вся жизнь устроена так, чтобы готовить молодежь к карьере. Главное - заниматься той деятельностью, которая необходима государству. В государственном типе семьи детей учат не тому, что им нужно будет в реальной жизни, а тому, на что имеется социальный заказ. Задача обучения в этом случае состоит в том, чтобы "сдать экзамен", "получить диплом", "теплое место", но не овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками. В итоге из лона семьи выходят циники, невежды, формалисты, бюрократы, люди поверхностные, с неустойчивыми взглядами, не приученные к повиновению авторитетам и самостоятельному, ответственному поведению. Общество, где живут эти люди, - бюрократическое, с широко развитым аппаратом государственной власти. Управляют таким обществом чиновники.

Общественный строй, основанный на государственном типе семьи, крайне неустойчив. Члены такой семьи подвержены политическим страстям, они радикальны и революционны. Такой тип семьи имеют большинство стран Западной и Восточной Европы, например, Германия, Россия, Франция.

В персонифицированных семьях родители стараются выработать у детей самостоятельность, как можно раньше отдалить их от себя, сделать независимыми. Родители во взаимодействии с детьми используют позицию "рядом", то есть признают их права, держатся с ними на равных и требуют от них выполнения обязанностей. Для родителей детство их детей не есть подготовка к жизни, а есть сама жизнь. В этом случае воспитанники не повторяют путь родителей, а выбирают свой. Для такой жизни необходимо здоровье и жизненный опыт, поэтому в персонифицированных семьях детей с ранних лет приучают к физическим упражнениям и физическому труду, причем в детских играх и забавах воспитанники должны полагаться только на самих себя. Такой подход обеспечивает не только здоровье и самостоятельность ребенка, но и овладение им широким социальным опытом. С другой стороны, такой независимый подход к ребенку обеспечивает ему достаточную свободу и одновременно требует изменения всего содержания обучения. Образование должно быть рациональным, обеспечивать молодое поколение суммой знаний, умений и навыков, которые понадобятся ему в жизни. Отсюда следует, что образование является социальным заказом не государства, а всего общества и может быть реализовано только через систему частных школ, начиная от низших и кончая высшими учебными заведениями.

Итак, из персонифицированных семей выходят свободолюбивые, энергичные, творческие личности. А народ, в среде которого указанный тип преобладает, становится самоуправляемым, законопослушным. Здесь торжествует демократия, права и свободы личности не нарушаются, а государство исполняет волю народа: не народ для государства, а государство для народа! Персонифицированная семья является основой для процветания и благополучия всего общества и социального строя. Такие семьи есть в каждом цивилизованном государстве Западной Европы, Северной Америки, Азии, Австралии. Конечно, нельзя категорично утверждать, что существуют все три типа семьи. Здесь можно говорить о преобладающих тенденциях развития какого-то одного типа семей в отдельно взятых странах. Из сказанного важно одно: в господствующей политике мы часто не учитываем огромной роли семьи, потому что она складывается постепенно и влияет на жизнь и социальное окружение опосредованно, через другие формы социальных отношений.

Стили воспитания в разных культурах различаются по степени дисциплинарного контроля. В европейском стиле принято больше контролировать в младшем возрасте и предоставлять больше свободы в юношеском. В других культурах, например, у японцев, маленьким детям предоставляют максимум свободы, а с возрастом дисциплинарный контроль возрастает.

В современной психологии существуют различные подходы к классификации стилей и типов семейного воспитания. Американский психоаналитик и историк Ллойд Демоз создал классификацию стилей воспитания и форм взаимоотношения между родителями и детьми, связывая их с историческими периодами развития западно-европейской культуры:«инфантицидный», «бросающий», амбивалентный, «навязчивый», социализирующий, «помогающий».

Социокультурные модели воспитания детей и типы их социальной изоляции (депривации) представлены в работах И. Лангмейер и З. Матейчик. Ими выделяется авторитарный, либеральный, демократический стили воспитания.

Саготовская С.Г. выделяет шесть типов отношений родителей к детям: чрезвычайно пристрастное отношение к детям, безразличное отношение, эгоистическое отношение, отношение к ребенку как к объекту воспитания без учета особенностей личности, отношение к ребенку как к помехе в карьере и личный делах, проявление уважения к ребенку.

ЛичкоА.Е.описывает неправильные типы воспитания, которые оказывают негативное влияние на процесс формирования личности ребенка, такие как гипоопека и гиперпротекция, безнадзорность, эмоциональная отверженность, повышенная моральная ответственность.

Петровский А.В. выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.

С постепенно возрастающей ориентацией на сверстников все менее значимым становится эмоциональная зависимость ребенка от родителя (матери). Начинается постепенное психологическое отделение ребенка от взрослого и обретение им независимости и самостоятельности («естественная сепарация»). Данная постепенная сепарация предоставляет очевидное условие для социального созревания ребенка, его самореализации и, наконец, психического здоровья.

Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.

В процессе становления самооценки младшего школьника значительную роль имеют стили семейного воспитания, принятые в семье ценности. Поэтому, родителям необходимо грамотно воспитывать ребенка, чтобы вырастить полноценного члена общества, не нанести ребенку тяжелой психологической травмы, которая может наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:

Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети

предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. Гиперопекающий стильизначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, так же невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности.

В результате дети становятся нерешительными, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя. Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготится им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, - писал Л. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любит больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам и озлобленности детей.