Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
филиал Костромского государственного университета
Дисциплина Этнотехнология
Реферат на тему: Этническое самосознание
Группа 1-ТПИ
Ивановой Анастасии
Преподаватель: Слепнева О.Ю.
Кировск
2009
Содержание
1. Этническая идентичность и самосознание……………………………………………………………………....2
2. Этничность в структуре социальных идентичностей и структура этнического самосознания………………………………………………………..3
3. Формирование этнического самосознания………………………………………………………………………5
Список использованной литературы…………………………………………...10
1. Этническая идентичность и самосознание.
Часто термины «этническое самосознание» и национальное самосознание используются как синонимы. Этническая идентичность – ядро этнического самосознания.
Жизнь человека происходит в разных сферах общественной жизнедеятельности. Вступая в контакт с другими людьми или группами, каждый человек при этом себя идентифицирует с определенными социальными, экономическими, политическими, культурными и прочими группами, т. е. выступает как представитель той или иной общности. При этом активность человека и его ответственность во многом зависят от уровня его самосознания, т. е. от того, насколько он понимает свою ответственность перед группой или общностью, представителем которой он является.
В сложной системе общественных связей и отношений ярко выделяется именно национальная (этническая) принадлежность человека, которая притом является первичной по отношению к другим. То есть, прежде чем выступать как представитель различных социальных, экономических, политических и т. п. общностей, человек в первую очередь является представителем того или иного этноса. Этот статус человек приобретает при рождении.
Кушнер описывал объективность Западных границ СССР. Использовал два признака: язык и этническое самосознание. Подчеркнул особое значение самосознания как «этнического определителя».
Козлов В.И. выдвинул этническое самосознание на первое место среди признаков этнической группы.
Бромлей Ю.В. Этническое самосознание в узком смысле – самоотнесение себя к тому или иному этносу, т. е. этническая идентичность = этническому самосознанию; в широком – не только самоотнесение, но и осознание всего комплекса этнической культуры, т.е. осмысление человеком культурного окружения.
Психологи выделяют следующие аспекты этнического самосознания:
· Когнитивный (познавательный) – играет наиболее важную роль в идентичности;
· Эмоциональный (чувственный);
· Регулятивный (волевой).
Основными составляющими когнитивной структуры этнического самосознания выступают устойчивые атрибутивные этноинтегрирующие и этнодифференцирующие симтомокомплексы, характеризующие как членов собственной этнической группы, так и представителей иноэтнических сред по линии традиционных этнокультурных систем. Под атрибутивным симптомокомплексом понимается система характеристик, приписываемых своей или чужой группе, отражающей содержание этнического стереотипа.
2. Этничность в структуре социальных идентичностей и структура этнического самосознания.
В социологии изучаются главным образом социальные идентичности, т.е. отождествления человека с его социальными статусами и ролями (мужчины, отца, представителя профессии, члена этнической группы, гражданина и др.). Каждый человек, по мнению социологов, имеет множество идентичностей, которые образуют в его сознании суммарную идентичность(идентификационную матрицу). В структуре суммарной идентичности существуют ведущие категории — наиболее важные, базисные идентичности(чаще всего это половые, семейные, профессиональные, этнические, гражданские). Они определяют параметры сравнения "себя" с "другими". Место тех или иных идентичностей в этой структуре меняется в зависимости от ситуации, поэтому базисными могут становиться то одни, то другие идентичности.
Как правило, социальные идентичности определяются самоидентификациями личности, т.е. выражаются через самоописание. Возможны несоответствия между самоидентификациями и идентификациями, производимыми другими людьми (типизацией). Выработанные в таких условиях идентичности будут противоречивыми и неустойчивыми. Прочная идентичностьвозникает тогда, когда самоидентификация совпадает с типизацией.
Самоидентификации делят на:
• социальные(общественные, универсальные) -
самоидентификации, связанные с социальным статусом, например, самоидентификации с видовым, политико-правовым или этническим статусом: "Я — человек", "Я — россиянин, гражданин России", "Я — русский" и т.п.;
• индивидуальные(уникальные) –
самоидентификации, возникшие в результате неповторимых личных обстоятельств, например, "Я — работяга", "Я — грешник", "Я — счастливчик" и т.п.
Социологам интересны социальные (универсальные) самоидентификации, в которых человек определяет себя как сходного со всеми людьми или некоторыми их группами. Психологам интереснее индивидуальные (уникальные) самоидентификации, раскрывающие индивидуальность того или иного человека.
Все социальные идентичности — это результат социализации, инкультурации и индивидуальной истории. Они оформляются последовательно на протяжении всей жизни человека. Идентичности, понимаемые в узком смысле, являются элементами сознания. Идентичности, понимаемые в широком смысле, объединяют в себе как осознаваемые, так и бессознательные составляющие.
3. Формирование этнического самосознания.
В процессе социализации и через СМИ люди получают определённое представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях, т.е. о том, что единство интересов общности и групповую солидарность.
Этническое самосознание – сложное социально-психологическое явление, которое является продуктом исторического развития. В разные периоды истории, в зависимости от ситуации внутри того или иного государства, уровня развития общественных связей внутри страны, ее поли - или моноэтничности, характер этого явления и отношение (оценка) людей к этому явлению были разными. В соответствии с этим, в разные периоды по-разному проявлялось и само это явление, и интерес людей к нему. Особенно это можно проследить на примере полиэтнических государств, т. е. империй. В нашем случае таким примером служит Азербайджан.
Этническое самосознание – это идентификация, т. е. отнесение человеком себя к той или иной национальности, его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, т. е. образ «мы». Все эти представления эмоционально отражены, к ним вырабатывается определенное отношение, например, чувство гордости, сопереживания, способные стимулировать поступки людей.
Некоторые исследователи выделяют четыре «этнических источника», питающих национальное самосознание: «родовой», «психологический», «культурный» и «социальный».
Этническое самосознание выражается в познавательной, эмоциональной и прочих формах. Познавательная сторона включает в себя, во-первых, осознание человеком этнической принадлежности; во-вторых, осознание им своего социального положения; в-третьих, осознание санкционированных этнической общностью традиций, норм – моделей поведения, осознание своих жизненных интересов и насущных потребностей. Эмоциональная сторона этнического самосознания включает чувство национальной гордости, чувство собственного достоинства за вклад в приумножение богатства своей страны.
Структура этнического самосознания не до конца определена. Туда входят:
- национальная идентификация;
- представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого;
- представления об общности исторического прошлого народа;
- представления о территориальной общности («родной земле»);
- представления о государственной общности при определенных конкретно-исторических условиях. Самостоятельным элементом является отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям.
Понятие этнокультурной идентификации включает в себя владение родным языком.
…Некогда для неграмотного крестьянина в любой части Азербайджана язык его отцов был единственным и единственно возможным. Но с появлением больших городов, средств коммуникации и современного образования положение усложнилось. Чтобы выйти в большой имперский мир, недостаточно было знания родного языка. Рост подвижности населения усиливал «имперскую» роль тюркского языка и в то же время умножал число тех людей, кто вынужден был пользоваться им, при этом, не будучи его естественным носителем. Незнание или слабое знание языка служило огромным барьером на пути социального и политического продвижения, к которому стремилось все большое число людей - представители не тюркских этносов – талышей, курдов, лезгин, татов и др. Жизнь ставила их перед необходимостью выбора (или компромисса) между родным и тюркским языком.
Но данное явление происходило не только с языком. То же было с религией, обычаями, правилами повседневной жизни. Шаг за шагом, с разной скоростью для разных социальных, этнических, лингвистических или конфессиональных групп, общество вытеснялось в мучительные поиски нового «мы» и нового «они». При этом власть сыграла огромную, решающую роль в развитии данных процессов в том или другом направлении.
Усиление этнической идентификации в общественной жизни сегодня ни у кого невызывает сомнений. Важнейшую роль в этих процессах играет язык. Не случайно он занимает высокое положение по шкале личностных ценностей. Чувство верности ему приводит в действие силы, выступающие за его сохранение. В ответ на интерференцию (изменение языка под влиянием другого языка) оно превращает стандартизированный вариант языка в символ веры и святыню.