Физиологические механизмы собственно речи - это вторая сигнальная деятельность коры, которая является сложной координированной работой многих групп нервных клеток коры головного мозга.
Воображение.
Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.
Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.
При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.
Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?
Воображение - познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга. Анализпомогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез- объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.
Функции воображения:
1. представление действительности в образах, возможность использования образов, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2. регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
3. воображение связано с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4. формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
5. планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации
Виды воображения:
· Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
· Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
· Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
· Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Мышление и творчество.
Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, с низким коэффициентом полезного действия. И перед наукой встает проблема: каковы должны быть условия внешней среды, чтобы каждый мог развить свои творческие (способности) задатки и превратить их в творческие достижения? Быть может, так называемые великие творцы - попросту люди, которые нормально используют резервы своего мозга.
Творческая деятельность рассматривается как взаимодействие двух мыслительных процессов: дивергентного (выработка большего числа возможных решений) и конвергентного (выбор оптимального решения из ряда возможных). Предпочтение отдается первому.
Выделяют четыре показателя мыслительной деятельности:
1. Беглость.
2. Гибкость.
3. Оригинальность.
4. Степень детализации
Мышление можно разделить на три вида:
· мышление опирающиеся на результаты понятий, выступающие как логический процесс (суждения, умозаключения) который заканчивается выработкой злаковых моделей - это логическое мышление;
· мышление интуитивное, вплетенное в практическую деятельность, на основе неосознанных побочных восприятия, представлений навыков;
· дискурсивное мышление, выступающее, как единство интуитивного и логического мышления.
Творчество имеет два существенных признака, одним из которых является интуитивный момент, другим - формализация интуитивного полученного эффекта, то есть творчество - это интуитивный момент, но эффект его осознан и формирован средствами дискурсивного мышления.
В том случае, когда для решения какой либо конкретной задачи в опыте человека имеются готовые логические программы, решение протекает преимущественно на логическом уровне и не сопровождается сдвигами в эмоциональных показателях. На начальных стадиях решения творческих задач человек тоже стремиться применить к ним уже известные логические схемы, но неразрешимость таких задач известным путем превращает их в творческие решение, теперь возможное лишь с помощью интуиции. В ходе деятельности, направленной на решение задачи формируется интуитивная модель ситуации, приводящая в удачных случаях, которые тесно связанные с возникновение побочных продуктов действий и их эмоциональных оценок, к интуитивному решению.
Можно выделить следующие закономерности моделей интуитивных решений:
1. Интуитивное решение возможно лишь в том случаи, если ключ к нему уже содержится в неосознанном опыте.
2. Такой опыт малоэффективен, если он сложился в действиях предшествующих попыткам решить творческую задачу.
3. Он становиться эффективным, формируется на фоне целевой поисковой должности.
4. Его эффективность возрастает, когда исчерпываются направленные приемы решения задачи, но не гаснет поисковая доминанта.
5. Влияние неосознанной части действия тем эффективнее, чем меньше содержательная сила по себе его осознаваемая часть.
6. Усложнение ситуации, в которой приобретается неосознанный опыт, препятствует его последующему использованию.
7. Аналогичное усложнение самой задачи тоже действует отрицательно.
8. Успех решения связан со степенью автоматизации способов действия, в ходе которых складывается необходимый неосознанный опыт, - чем меньше автоматизирован этот способ, тем больше шансов к успеху.
9. Чем к более общей категории можно отнести итоговое решение творческой задачи, тем вероятнее нахождение такого решения.
Свойства творческого мышления.
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Выделяя в творческом мышлении его имманентные, неосознаваемые компоненты, отдельные исследователи нашли экспериментальные приёмы, позволяющие выявить некоторые особенности этих компонентов. Узнадзе Д.Н., Элиава Н.Л. установили, что большое влияние на решение проблемы может оказать наличие установки, т.е. внутреннего неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей осуществляемой мыслительной деятельности. Пономарёв Я.А. выявил ряд закономерностей влияния вспомогательных задач на решение проблем. Интуитивные решения подразумевают построение психологических моделей, моделирование условий творческой деятельности, то есть действия, соотносимые с подлинным творчеством.
Жариков Е.С. приводит следующие характеристические черты творческого мышления:
1. эвристичность - способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений;
2. креативность - умение создавать новые вещи и новые методы;
3. мобильность - способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;
4. независимость - способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;