ГЛАВА Ill
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
I. Арабоязычная наука
Древнегреческая цивилизация в условиях нара ставшей социально-экономической деградации об щества разрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть добытых знаний. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила хри стианская церковь, создававшая атмосферу воин ственной 'нетерпимости ко всему "языческому". В IV веке был уничтожен научный центр в Алексан дрии. В начале VI века император Юстиниан за крыл просуществовавшую около тысячи лет Афин скую школу - последний очаг античной филосо фии. Естественнонаучное исследование природы приостановилось. Его сменили религиозные спе куляции.
Переориентация философского мышления на сближение с позитивным знанием о природе совер шалась в этот период в недрах другой культуры - арабоязычной, расцвет которой пришелся на VIII-ХП века.
После объединения в VII веке-арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологиче ским оплотом новую религию - ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение ара бов, завершившееся образованием Халифата, на тер риториях которого жили народы с древними куль турными традициями.
Государственным языком Халифата стал арабский, хотя культура этого огромного государства воспри няла достижения многих населявших его народов, а также эллинов и народов Индии. В культурные цент-64
ры Халифата прибывали караваны верблюдов, на вьюченных книгами чуть ли не на всех известных тогда языках.
В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забы ты достижения европейской и александрийской нау ки, на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. Сочинения Платона и Аристотеля, других ан тичных мыслителей переводились на арабский язык, переписывались и распространялись по всей огромной арабской державе - от Средней Азии до Пиренейско го полуострова и Африки.
Именно это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицин ской. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создавали мощный культурно-на учный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для по следующего подъема философской и научной мыс ли на Западе, в том числе и психологической. Сре ди них следует выделить прежде всего среднеази атского ученого Ибн-Сину (Х1 век) (в латинской транскрипции Авиценну).
С точки зрения развития естественнонаучных зна ний о душе, особый интерес представляет медицин ская психология Ибн-Сины. В ней важное место от водилось роли аффектов в регуляции и развитии по ведения организма. Созданный Ибн-Синай "Канон медицинской науки" обеспечил ему "самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков".
Ибн-Сина был также одним из первых исследо вателей в области возрастной психологии. Он изу чал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различ ные возрастные периоды, придавая при этом важ ное значение воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине, воздей ствие психического на устойчивую структуру орга низма. Чувства, изменяющие течение физиологи ческих процессов, возникают у ребенка в резуль тате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрос лые формируют его натуру.
3 М. Т. Ярошеассий **
Физиологическая психология Ибн-Симы включа ла, таким образом, предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаи мосвязи психического и физиологического (не толь ко зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность - при аффектах, психических трав мах, деятельности воображения - глубоко влиять на них) разрабатывалась Ибн-Синай на основе его об ширного медицинского опыта.
Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь наблюдениями, он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давалась одинаковая пища; при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное пи тание, начинал худеть и быстро погибал. Неизвест но, какое объяснение Ибн-Сипа давал этому опыту, но сама его схема говорит об открытии роли проти воположных эмоциональных установок в возникно вении глубоких соматических сдвигов. Все это дает основание видеть в исследованиях Ибн-Сины зачат ки экспериментальной психофизиологии эмоцио нальных состояний.
Особый интерес арабские натуралисты и матема тики, Ибн-Сипа в том числе, проявляли к органу зре ния. Среди исследований в этой области выделяют ся открытия Ибн-аль-Хайсама (Х1 век) (в латинской транскрипции Альгазена). В каждом зрительном ак те он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с дру гой - присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов.
Ибн-аль-Хайсам изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д. Он указывал, что для полного восприятия объ ектов необходимо движение глаз - перемещение зри тельных осей. Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его дли тельности. Подметив, что при кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты
66
лишь знакомые объекты, он сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражи телей, но и сохраняющиеся в нервной системе сле ды прежних впечатлений.
Схема Ибн-аль-Хайсама не только разрушала те ории зрения, доставшисея в наследство от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного воспри ятия рассматривалась как производное от законов оп тики, имеющих опытное и математическое основа ние, и от свойств нервной системы.
Изучением функций глаза занимались и другие ученые, обнаружившие, в частности, что чувствую щей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Автором этого открытия считают философа и врача Ибн-Рошда (ХИ век) (в латинской транскрипции Аверроэса). Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психо логическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией. И это не удивительно, поскольку Ибн-Рошд отрицал бес смертие индивидуальной души. Он по-своему про комментировал учение Аристотеля, подчеркнув раз деление души и разума.
Под душой разумелись функции, которые неотде лимы от организма (прежде всего - чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристоте ля) для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам же разум явля ется божественным и входит в индивидуальную ду шу изане, подобно тому как солнце посылает лучи органу зрения. С исчезновением тела и индивиду альной души "следы", оставленные божественным ра зумом в душе, отделяются от исчезнувшего смертно го индивида и продолжают существовать как момент универсального разума, присущего всему человече скому роду.
Признание высшего интеллектального равенства людей (при всем многообразии их индивидуальных различий) и богоподобия человека было несовместимо с идеологией-тогдашнего общества, основанной на строгой социальной иерархии его членов. Апология
У 67
божественного разума оборачивалась у Ибн-Ропща (получившего на Западе почетное имя Комментато ра) защитой земного достоинства человека.
2. Психологические идеи средневековой
Европы
В период Средневековья в умственной жизни Ев ропы воцарилась схоластика (от греч, "схоласта-кос" - школьный, ученый). Этот особый тип фило софствования ("школьная философия"), господство вавший с XI по XVI век, сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения.
В схоластике имелись различные течения; общей же была установка на комментирование текстов. По зитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись словесными ухищрениями. По явившееся на интеллектуальном горизонте Европы наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась "осваивать", адапти ровать соответственно своим нуждам. С этой зада чей наиболее тонко справился ФомаАквинский (1225- 1274), учение которого позже было канонизировано в папской энциклике (1879) как истинно католиче ская философия (и психология) и получило назва ние томизма (несколько модернизированного в на ши дни под именем неотомизма).
Томизм складывался в противовес стихийно-ма териалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной ис тины. У ее истоков стоял опиравшийся на Аристоте ля Ибн-Рошд. Его последователи в европейских уни верситетах (аверроисты) полагали, что несовмести мость с официальной догмой представлений о вечности (а не сотворении) мира, об уничтожаемо-сти (а не бессмертии) индивидуальной души позво ляет утверждать, что каждая из истин имеет свою область. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот.
Фома же отстаивал одну истину-религиозную, "нисходящую свыше". Он считал, что разум должен
68
служить ей так же истово, как и религиозное чувст во. Ему и его сторонникам удалось расправиться с аверроистами в Парижском университете. Но в Анг лии, в Оксфордском университете, концепция двой ственной истины восторжествовала, став идеологи ческой предпосылкой успехов философии и естест венных наук.