Ллойд-Моргай и Дженнингс были зоологами, но логика исследования вынудила их решать психо логические задачи. Они приступали к ним без пред взятой интроспекционистской установки. Они ис ходили из объективных проявлений жизнедеятель ности и вместе с тем считали характер этих проявлений свидетельствующим о действии при чин психологического, а не только физиологиче ского порядка. Оба внесли существенный вклад в подготовку почвы для утверждения объективного метода в психологии.
175
Наряду с формами поведения, Между Сциллай приобретенными в индивидуаль-и Харибдой - ном опыте, объектом естествен-механицизмом ненаучного анализа становятся и антропомор-инстинкты как системы дейст-физмом Вий, которые свойственны цело му виду, отличаются постоянст вом и коренятся в общем механизме наследственно сти. Здесь также возникли коллизии, отразившие в общем виде столкновение механистического спосо ба объяснения с субъективно-психологическим и не удовлетворенность передовой естественнонаучной мысли обоими этими подходами.
Постоянство, машинообразность инстинктов го ворили как будто в пользу их безразличия к психическим моментам. Этот механистический взгляд укреплялся венду убеждения в его полном соответ ствии той картине мира, которую создало детерми нистское естествознание. Положение, однако, ослож нялось возникновением новой, детерминистской те ории - дарвиновской биологии, с точки зрения которой невозможно было признать возникновение и развитие каких бы то ни было жизненных феноме нов, не выполняющих полезной для организма ра боты. Поскольку психическое понималось как созна тельное, дарвинисты, взявшиеся за изучение инстин ктов, признали в качестве их непременного фактора деятельность сознания.
Как уже отмечалось, вскоре этих дарвинистов (Ро-манеса и др.) стали обвинять в том, что они насаж дают "метод анекдотов" - приписывают животным сугубо человеческие формы переживаний, мышления, воли и т. д. Но "метод анекдотов" вовсе не был по рождением невежества или дилетантизма. Он возник из попытки преодолеть несовместимое с дарвиниз мом декартовское представление о животных как чи стых автоматах и утвердить реальную ценность пси хического в эволюции жизни.
Поскольку, однако, дарвинисты в сравнитель ной психологии не имели первоначально никакого иного воззрения на психику, кроме выработанного в лоне интроспекционизма, их утверждения о на личии сознания у животных неизбежно станови лись антропоморфическими, а тем самым и несов-176
местимыми с критериями научности. Отсюда воз никала дилемма - либо механицизм, либо интрос-пекционизм, - которая может быть здесь (как и во всех других разделах психологии) преодолена только путем преобразования самого понятия о психиче ском. Мы видели, как логика развития научного знания влекла к преодолению этой дилеммы тех зоологов, которые изучали индивидуально-вариативное поведение животных.
В области изучения инстинк-Познаваемасть тов на рубеже XX века над этой психических дилеммой бился зоолог В. А. Ваг-актов пер (1849-1934)- основополож ник зоопсихологии в России. От стаивая эволюционный подход, он провел цикл экс периментальных исследований деятельности живо тных, главным образом при возведении ими различ ных построек (строительный инстинкт у пауков, во дяной жук-серебрянка, городская ласточка и ее постройки, жизнь шмелей). Все эти работы служили обоснованием выдвинутой автором программы по строения зоопсихологического знания исходя из объ ективного метода.
Проблема познаваемости психических актов при обрела в связи с изучением поведения животных новый смысл, какого она не имела прежде, на уров не изучения человека. Сперва эта проблема реша лась в традиционно интроспективном плане. Ро манее подчеркивал, что, кроме суждения по ана логии, нет иной возможности познать психику не только животных, но и других людей. Как полагал этот натуралист, мы соотносим свои умственные состояния с действиями нашего собственного ор ганизма, а затем, наблюдая сходные действия дру гих существ, решаем, что у этих существ имеются аналогичные внутренние процессы.
С развитием зоопсихологии, ориентировавшейся на точное и объективное исследование поведения, метод аналогии скомпрометировал себя, выродился в "метод анекдотов". Но тем самым лишалось объ яснительной ценности и породившее его общее пред ставление о путях познания психической активно сти любого организма, рассматриваемого как объект наблюдения и экспериментирования со стороны дру-177
того. И очень скоро сдвиги, совершившиеся на по чве естественнонаучного анализа психики животных, оказали необратимое воздействие на анализ психики человека.
5. Социальная и культурно-историческая
психология
Философские идеи о социаль-"Психология ной сущности человека, его свя-нарадов" зях с исторически развивающей ся жизнью народа получили в XIX веке конкретно-научное воплощение в различ ных областях знания. Потребность филологии, эт нографии, истории и других общественных дисцип лин в том, чтобы определить факторы, от которых зависит формирование продуктов культуры, побуди ла обратиться к области психического. Это внесло новый момент в исследования психической деятель ности и открыло перспективу для соотношения этих исследований с исторически развивающимся миром культуры. Начало этого направления связано с по пытками немецких ученых приложить схему Гербарта к умственному развитию не отдельного индивида, а целого народа.
Реальный состав знания свидетельствовал о том, что культура каждого народа своеобразна. Это свое образие было объяснено первичными психически ми связями "духа народа", выражающегося в язы ке, в мифах, обычаях, религии, народной поэзии. Возникает план создания специальной науки, объ единяющей историка-филологические исследова ния с психологическими. Она получила наимено вание "психология народов". Первоначальный за мысел был изложен в редакционной статье первого номера "Журнала сравнительного исследования языка" (1852), а через несколько лет гербартианцы Штейнталь и Лазарус начали издавать специаль ный журнал "Психология народов и языкознание" (первый том вышел в 1860 году, издание продол жалось до 1890 года). Мы уже отмечали, что Вундт после того, как его
178
физиологическая психология зашла в тупик, обра тился к "психологии народов". Но ни гербартовская, ни вундтовская концепции не могли сомкнуть пси хологию с историей кулуьтуры, так как обе эти кон цепции отличали субъективизм и антиисторизм.
В России сторонником "психологии народов" как самостоятельной отрасли выступил А. А. Потебня (см. ниже).
В Англии Г. Спенсер, придер-"Коллективный живаясь контовского учения о организм" том, что общество является кол лективным организмом, предста вил этот организм развивающимся не по законам разума, как полагал О. Копт, а по универсальному закону эволюции. Позитивизм Копта и Спенсера оказал влияние на широко развернувшееся изуче ние этнопсихологических особенностей так назы ваемых нецивилизованных, или "первобытных", на родов. В сочинениях самого Спенсера ("Принци пы социологии") содержался подробный обзор религиозных представлений, обрядов, нравов, обы чаев, семейных отношений и различных обществен ных учреждений этих народов. Что касается ин терпретации фактов, то эволюционно-биологиче ский подход к культуре вскоре обнаружил свою несостоятельность в плане как социально-истори ческом, так и психологическом.
Другое направление в изуче-Вклад НИИ зависимости индивидуаль-психоневрологов ной психики от социальных вли яний связано с развитием невро логии. В частности, элемент социально-психологи ческих отношений выступил в феноменах гипноза и внушаемости. Эти феномены показывали не только зависимость психической регуляции поведения од ного индивида от управляющих воздействий со сто роны другого, но и наличие у этого другого установ ки, без которой внушение не может состояться. Ус тановка захватывала сферу мотивации. Так изучение гипнотизма подготавливало существенные для пси хологии представления. Их разработка велась во Франции двумя психоневрологическими школами - нансийской и парижской. Клиникой в Нанси руководил А. Льебо, а затем
179
И. Бернгейм. Нансийская школа, сосредоточившись на психологическом аспекте гипнотических состоя ний, вызывала их путем внушения и связывала с де ятельностью воображения. Занимаясь лечением ис терии, представители этой школы объясняли симп томы этого заболевания (паралич чувствительности или движений без органических поражений) внуше нием со стороны другого лица (суггестия) или само го пациента (автосуггестия), полагая, что и внуше ние, и самовнушение могут происходить бессозна тельно; гипноз - специальный случай обычного внушения.