Парижскую школу возглавлял Ж.Шарко (1825- 1893), утверждавший, что гипнозу подвержены толь ко лица, предрасположенные к истерии. Посколь ку истерия, как полагал Шарко, - это нервно-со матическое заболевание, постольку и гипноз, будучи с ней связан, представляет патофизиологическое яв лен не.
Спор между Напои и Парижем история решила в пользу первого. Вместе с тем обсуждение феноме нов, ставших предметом спора, оказалось плодотвор ным не только для медицины, но и для психологии. Понятие о бессознательной психике, абсурдное с точ ки зрения интроспекционизма, отождествлявшего психику и сознание, формировалось (помимо влия ния философских систем Лейбница, Гербарта, Шо пенгауэра и др.) на основе эмпирического изучения психической деятельности. Его порождала медицин ская практика.
Вопросы структуры личности, соотношения созна ния и бессознательного, мотивов и убеждений, ин дивидуальных различий, роли социального и биоло гического в детерминации поведения подвергались анализу на патопсихологическом материале в рабо тах французских ученых П-Жане (преемника Шар-ко), Т. Рибо, А. Бине и др.
Под влиянием представлений
Внушение о роли внушения в социальной и подражание детерминации поведения склады валась концепция Г. Тарда (1 843- 1904). В книге "Законы подражания" (1893) он, ис ходя из логического анализа различных форм со циального взаимодействия, доказывал, что их ос-180
Иову составляет ассимиляция индивидом устано вок, верований, чувств других людей. Внушенные извне мысли и эмоции определяют характер душев ной деятельности как в состоянии сна, так и при бодрствовании. Это позволяет отличить социаль ное от физиологического, указывал Тард в другой книге-"Социальная логика" (1895). Все, что че ловек умеет делать, не учась на чужом примере (хо дить, есть, кричать), относится к разряду физио логического, а обладать какой-либо походкой, петь арии, предпочитать определенные блюда - все это социально. В обществе подражательность име ет такое же значение, как наследственность в биологии и молекулярное движение в физике. Как результат сложной комбинации причин воз никают "изобретения", которые распространяют ся в людских массах под действием законов подра жания .
Под влиянием Тарда Дж. Болдуин становится од ним из первых пропагандистов идей социальной пси хологии в США. Он различал два вида наследствен ности - естественную и социальную. Чтобы быть пригодным для общественной жизни, человек дол жен родиться со способностью к обучению, великий метод всякого обучения - подражание. Благодаря подражанию происходит усвоение традиций, ценно стей, обычаев, опыта, накопленных обществом и вну шаемых индивиду.
В обществе непрерывно происходит "обмен вну шениями". Вокруг индивида с момента рождения сплетаются "социальные внушения", и даже чувство своей собственной личности развивается у ребенка постепенно, посредством подражательных реакций на окружающую его личную среду.
Тард, Болдуин и другие сосредоточились на поиске специфических психологических предпосы лок жизни отдельной личности в социальном ок ружении, механизмов усвоения ею общественного опыта, понимания других людей. Во всех случаях в центре анализа находилась психология индивида, рассматриваемая с точки зрения тех ее особенно стей, которые служат предпосылкой взаимодейст вия людей, превращают индивида в личность, обес печивают усвоение социальных фактов.
181
Иным путем пошел Э. Дюрк-Э.Дюркгейм: гейм (1858-1917), выделивший в коллективные качестве главной задачи изучение представления этих фактов как таковых, анализ
их представленности в сознании коллектива в целом безотносительно к индивидуаль но-психологическому механизму их усвоения.
В работах "Правила социологического метода" (1894), "Индивидуальные и коллективные представ ления" (1898) и других Дюркгейм исходил из того, что идеологические ("нравственные") факты - это своего рода "вещи", которые ведут самостоятельную жизнь, независимую от индивидуального ума. Они существуют в общественном сознании в виде "кол лективных представлений", принудительно навязы ваемых индивидуальному уму.
Мысли Кента о первичности социальных фено менов, их несводимости к игре представлений внут ри сознания отдельного человека развились у Дюрк-гейма в программу социологических исследований, свободных от психологизма, заполонившего обще ственные науки - филологию, этнографию, историю культуры. Ценная сторона программы Дюркгейма со стояла в очищении от психологизма, в установке на позитивное изучение идеологических явлений и про дуктов в различных общественно-исторических ус ловиях. Под влиянием программы Дюркгейма раз вернулась работа в новом направлении, принесшая важные конкретно-научные плоды.
Однако эта программа страдала существенными методологическими изъянами, что, естественно, не могло не сказаться и на частных исследованиях. Дюркгеймовские коллективные представления высту пали в виде своего рода самостоятельного бытия, тог да как в действительности любые идеологические про дукты детерминированы материальной жизнью обще ства. Что касается трактовки отношений социального факта к психологическому, то и здесь позиция Дюр-кгейма наряду с сильной стороной (отклонение по пыток искать корни общественных явлений в инди видуальном сознании) имела и слабую. Это отметил Тард, писавший, что под предлогом очищения соц иологии лишают ее всего ее психологического, жи вого содержания.
182
Дюркгейм, отвечая 'Гарду, указывал, что он вов се не возражает против механизмов подражания, однако эти механизмы слишком общи и потому не могут дать ключ к содержательному объяснению коллективных представлений. Тем не менее про тивопоставление индивидуальной жизни личности ее социальной детерминации, безусловно, остава лось коренным недостатком дюркгеймовской кон цепции.
Вместе с тем антипсихологизм Дюркгейма имел положительное значение для психологии. Он спо собствовал внедрению идеи первичности социаль ного по отношению к индивидуальному, притом ут верждаемой не умозрительно, а на почве тщатель ного описания конкретно-исторических явлений. Относительная прогрессивность взглядов Дюркгей-ма станет еще более очевидной, если их сопоста вить с другими социально-психологическими кон цепциями, типичными для рассматриваемого пе риода. Эти концепции отличались открытым иррационализмом и телеологизмом. Оба признака характерны для двух направлений конца XIX - на чала XX века: концепции ценностей и концепции инстинктов.
Ограниченность физиологиче-Концепция ского объяснения свойств лично-ценностей сти побудила Г. Мюнстерберга
отстаивать мнение, что изучение характера человека, его воли и мотивов должно осу ществляться в особых категориях, главной из кото рых является категория ценности, лежащая за пре делами наук о природе, следовательно, и естествен нонаучного изучения психики.
Немецкий философ В.Дильтей (1833-1911) вос питывался на гегелевском учении об "объективном духе". В статье "Идеи описательной психологии" (1894) он выступил с проектом создания наряду с психологией, которая ориентируется на науки о природе, особой дисциплины, способной стать ос новой наук о "духе". Дильтей назвал ее "описа тельной и расчленяющей" психологией. Конечно, термины "описание" и "расчленение" сами по се бе еще не раскрывали смысла проекта. Это дости галось их включением в специфический контекст.
183
Описание противопоставлялось объяснению, по строению гипотез о механизмах внутренней жиз ни; расчленение - конструированию схем из ог раниченного числа однозначно определяемых эле ментов.
Взамен психических "атомов" новое направление предлагало изучать нераздельные, внутренне связан ные структуры, на место механического движения - поставить целесообразное развитие. ТакДильтей под черкивал специфику душевных проявлений. Как це лостность, так и целесообразность вовсе не были но вовведением, появившимся впервые благодаря "опи сательной психологии". С обоими признаками мы сталкивались неоднократно в различных системах, стремившихся уловить своеобразие психических про цессов сравнительно с физическими. Новой в кон цепции Дильтея явилась попытка вывести эти при знаки не из органической, а из исторической жизни, из той чисто человеческой формы жизнедеятельно сти, которую отличает воплощение переживаний в творениях культуры.
В центр человеческой истории ставилось пере живание. Оно выступало не в виде элемента со знания в его традиционно-индивидуалистической трактовке (сознание как вместилище непосредст венно данных субъекту феноменов), а в виде внут ренней связи, неотделимой от ее воплощения в ду ховном, надындивидуальном продукте. Тем самым индивидуальное сознание соотносилось с миром со циально-исторических ценностей. Уникальный ха рактер объекта исследования обусловливает, по Дильтею, уникальность его метода. Им служит не объяснение явлений в принятом натуралистами смысле, а их понимание, постижение. "Природу мы объясняем, душевную жизнь постигаем". Психо логия поэтому должна стать "понимающей" (verste-hende) наукой.
Критикуя "объяснительную психологию", Дильтей объявил понятие о причинной связи вообще не применимым к области психического (и историче ского): здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за достигнутым состоянием. Путь, на который он встал, неизбежно повел в сторону от ма гистральной линии психологического прогресса, в ту-184
пик феноменологии и иррационализма. Союз пси хологии с науками о природе разрывался, а ее союз с науками об обществе не мог быть утвержден, посколь ку и эти науки нуждались в причинном, а не в телеологическом объяснении явлений.
Вызов, брошенный Дильтеем "объяснительной психологии", не остался без ответа. С решительны ми возражениями выступил Эббингауз. Он указал, что нарисованная Дильтеем картина состояния пси хологии целиком фиктивна. Требование отказаться от гипотез и ограничиться чистым описанием звучит особенно неубедительно в эпоху, когда эксперимент и измерение резко расширили возможность точной проверки психологических гипотез. Источник раздо ров между психологами, "войны всех против всех" - не гипотезы, а первичные факты сознания. "Нена дежность психологии ни в коем случае не начинает ся впервые с ее объяснений и гипотетических конст рукций, но уже с простейших установлений фактов... Самое добросовестное спрашивание внутреннего опыта одному сообщает одно, другому же совершен но другое".