Механизмом доминанты Ухтомский объяснял ши рокий спектр психических актов: внимание (его на правленность на определенные объекты, сосредото ченность на них и избирательность), предметный ха рактер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как опреде ленный реальный объект в его отличиях от других). Это "разделение среды на предметы" Ухтомский трактовал как процесс, состоящий из трех стадий: укрепление наличной доминанты, выделение только тех раздражителей, которые являются для организма биологически интересными, установление адекват ной связи между доминантой (как внутренним со стоянием) и комплексом внешних раздражителей. При этом наиболее отчетливо и прочно закрепляет ся в нервных центрах то, что переживается эмоцио нально.
Ухтомский считал, что истинно человеческая мо тивация имеет социальную природу и наиболее ярко
368
выражается в доминанте "на лицо другого". Он пи сал, что "только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и свой индивидуализм, самоупор на себя, ему открывается лицо другого". И именно с этого момента сам человек впервые заслу живает того, чтобы о нем говорили как о лице. Это, согласно Ухтомскому, одна из самых труднодостижимых доминант, которую человек призван воспи тывать в себе.
Идеи, развитые Ухтомским, связывают в единый узел психологию мотивации, познания, общения и личности. Его концепция, явившаяся обобщением большого экспериментального материала, широко ис пользуется в современной психологии, медицине и педагогике.
6. Пути развития отечественной Психологии
в 20-50-е годы XX столетия
Попытки выйти из тупика, со-Реактология зданного конфронтацией между
психологией сознания, опирав шейся на субъективный метод, и успешно развивав шимся с опорой на объективный метод бихевиориз мом, предпринял в России К. Н. Корнилов (1879- 1957). Он выступил, когда в стране утвердился в ка честве господствующей идеологии марксизм с его философским кредо - диалектическим материализ мом. Используя идею диалектического единства, Кор нилов надеялся преодолеть как агрессивную одно сторонность рефлексологии Бехтерева и Павлова (она претендовала на единственно приемлемое для мате риалиста объяснение поведения), так и субъективизм интроспективного направления (лидером которого в России был Г. И. Челпанов).
Основным элементом психики Корнилов пред ложил считать реакцию. В ней объективное и субъ ективное нераздельны. Реакция наблюдается и из меряется объективно, но за этим внешним движе нием скрыта деятельность сознания. Став директором бывшего челпановского института, Корнилов предложил сотрудникам изучать психи-369
ческие процессы в качестве реакций (восприятия, памяти, воли и т. д.). Он даже переименовал соот ветствующие лаборатории. Фактически же экспе риментальная работа свелась к изучению скорости и силы мышечных реакций.
Таковой на деле оказалась предложенная Кор ниловым "марксистская реформа психологии". С Корниловым разошлось большинство психологов. Одни покинули институт, не приняв программу пре вращения психологии в "марксистскую науку". Дру гие, считая марксистскую методологию перспектив ной для поисков выхода психологии из кризиса, пошли иным путем.
Предложенный Корниловым
Психология путь развития отечественной социального психологии только на основе бытия марксистской методологии был Г. Г. Шпета не единственным, разрабатывав шимся в те годы. В этот период была предпринята попытка сформировать новую пси хологию, ориентированную на философию и альтер нативную как марксистской психологии, так и науке о поведении.
Эта попытка была сделана учеником Челпанова и немецкого философа Гуссерля (у которого он про ходил стажировку в Геттингенском университете) Густавом Густавовичем Шпетом (1879-1937). В 1923 году Шпет стал вице-президентом ГАХНа - Госу дарственной академии художественных наук, воз главив также и философскую секцию академии, ко торая определяла ее научные ориентации. Пси хология социального бытия, разрабатываемая Шпетом, предполагала анализ социально-истори ческих причин, обусловливающих развитие психи ки человека, в том числе его мышление и речь, его индивидуальные и национальные психические осо бенности, а также исследование, проблемы психо логических основ культуры, которая была особен но значима для Шпета.
Г. Г. Шпет еще в Киеве. становится учеником Челпанова, принимая активное участие в работе его психологического семинара. После переезда Чел-панова в Москву Шпет по его приглашению также перебирается в этот город. Благодаря Челпанову
370
Шпет сразу же входит в редакцию журнала "Воп росы философии и психологии" и в Московское психологическое общество, в котором он начинает активную работу. Научные дискуссии, которые ве лись в Психологическом обществе, показали Шпе ту, что он не одинок в своей неудовлетворенности теорией психологизма и экспериментальной пси хологией, которые, с точки зрения Лопатина и дру гих ученых, не могли существовать без философ ской методологической основы. В заседаниях Московского психологического общества, как и в работе редколлегии журнала, участвовали не толь ко философы и психологи, но и историки, лингви сты, искусствоведы. Таким образом, еще в десятые годы у Шпета появляется пример пользы и значе ния межпредметных связей, которые позже станут одной из основ деятельности ГАХНа.
Важнейшим достижением академии явилось осу ществление того комплексного, межкультурного подхода, о котором писали многие отечественные ученые - Кавелин, Веселовский, Ковалевский, Ключевский, Грот. Однако уникальность позиции ГАХНа проявилась не только в том, что она наи более полно выразила антропологизм и стремле ние к универсализму, характерные для отечествен ной науки, но и в том, что в основу философских исследований бытия было положено изучение куль туры, социального бытия, наиболее полным и окон чательным выражением которого, по мнению Шпе та, является искусство. Он считал, что именно в искусстве соединяются действительность и наука, разорванные в процессе познания, и философия искусства, таким образом, становится философией "предельного бытия". В своих программных докладах в академии "Границы научного ли тературоведения" и "Искусство как вид знания" Шпет доказывал, что будущее не только искусства, но и науки (в том числе философии, психологии, эстетики) - в межкультурном взаимодействии, на базе которого и будет сформировано новое по нимание, новое качество и науки, и культуры, и жизни.
Творчество Шпета отличало стремление к созда нию универсальных научных методологических прин-371
ципов, объясняющих данные не только гуманитар ных, но и естественных наук.
Формирование этой методологии и находилось в центре исследовательских интересов ученых ГАХНа. Однако в 1929 году ГАХН закрывают, а Шпет, как и многие другие профессиональные психологи (в том числе и Челпанов), остается без работы. В 1935 году его арестовывают и высылают сначала в Енисейск, а потом в Томск, где он был арестован вторично и, рас стрелян в 1937 году.
Арестованы были и многие коллеги Шпета по ака демии. Таким образом, попытка построения еще од ной психологической школы была резко пресечена.
Точно так же несколько позднее была пресечена и попытка построения детской психологии и педо логии.
Понять, как происходило раз-Разгром педологии витое психологии, не обратив шись к проблеме ее отношений с педологией, попросту невозможно.
Возникнув в конце XIX века на Западе (см. вы ше), педология, или наука о ребенке, в начале XX ве ка распространяется в России как широкое педоло гическое движение, получив значительное развитие в годы, непосредственно предшествовавшие Октяб рьской революции. В русле этого движения оказа лись работы психологов А. Л. Нечаева, Г. И. Россо-лимо, И. А. Сикорского, К. И. Поварнина, а также пе дагогов Л. Ф. Лесгафта и Ф. Ф. Эрисмана.
После 1917 года педологическая работа в Рос сии бурно развивается. Можно сказать, что все изу чение психологии детей проводилось под эгидой педологии.
В первые годы советской власти появились и но вые имена и новые проблемы, главной из которых была задача построения новой, марксистской де тской психологии. Именно в этом видели свою цель А. Б. Залкинд, Л. П. Блонский, К. Н. Корнилов и др. Начало двадцатых годов связано с зарождением но вой школы, формированием новых методов обуче ния. В этой обстановке и происходит интенсивное развитие педологии, которая ставила теперь своей задачей помочь в воспитании нового человека но вого общества.
372
Первый педологический съезд состоялся в кон це 1928- начале 1929 года. На съезде была выра ботана общая платформа развития отечественной детской психологии. Достаточно сказать о новом понимании психического развития, которое было разработано М. Я. Басовым и Л. С. Выготским. По явление этих концепций доказывает, что 20-ЗО-е годы были периодом расцвета, взлета отечествен ной детской психологии, и идеи, появившиеся в то время, еще в течение долгого периода направляли теоретические разработки ученых. Однако этот плодотворный период был недолгим. Уже в начале ЗО-х годов появляются критические статьи, направ ленные против педологии и детской психологии и связанные с их как действительными, так и мни мыми ошибками. Критику вызывало не только от сутствие квалифицированных психологов-практи ков в учебных заведениях, но и теоретические по ложения педологии - ее механистичность, нередко эклектический подход к переработке психологиче ских (особенно зарубежных) теорий. Но главной причиной критики являлось то, что цель, постав ленная педологией, - формирование активной, творческой личности и индивидуальный подход к каждому ребенку-не являлась актуальной в усло виях тогдашней социальной действительности. За кончилось формирование тоталитарного государ ства, пронизанного жесткой иерархической систе мой. В стране наступила эпоха сталинщины. Свобода, ушедшая из жизни общества, уходила и из жизни школы, которая вместо отношений коо перации, сотрудничества между учителями и уче никами вводила иерархические отношения подчи нения и послушания.