Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 77 из 82)

"Мышление и речь" (1934)- главная, обобщаю щая книга Выготского. В ней он, опираясь на об ширный экспериментальный материал, проследид/ развитие понятий у детей. Теперь на передний плац выступило значение слова. История языка свидетель ствует, как изменяется значение слова от эпохи к эпохе. Выготским же было открыто развитие значе ний слов в онтогенезе, изменение их структуры при переходе от одной стадии умственного развития ре бенка к другой. Когда взрослые общаются с детьми, они могут не подозревать, что слова, ими употребля емые, имеют для них совершенно другое значение, чем для ребенка, поскольку детская мысль находит ся на другой стадии развития и потому строит содер жание слов по особым психологическим законам.

Важность открытия этих законов для обучения и развития маленького мыслителя очевидна. Выготский обосновал идею, согласно которой "только то обуче ние является хорошим, которое забегает вперед раз витию". В связи с этим он ввел понятие о "зоне бли жайшего развития". Под ней имелось в виду расхож дение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно или под руководством взрос лого. Обучение, создавая подобную "зону", и ведет за собой развитие.

В данном процессе внутренне сомкнуты не толь ко мысль и слово, но и мысль и движущий ею мотив (по терминологии Выготского - аффект). Их интег ралом является переживание как особая целостность, которую Выготский в конце своего рано оборвавше-378

гася творческого пути назвал важнейшей "единицей" развития личности. Он трактовал это развитие как драму, в которой имеется несколько "актов" - воз растных эпох.

Важное значение в развитии ребенка Выготский придавал кризисам, которые тот испытывает при пе реходе от одной возрастной ступени к другой.

Умственное развитие трактовалось Выготским как нераздельно сопряженное с мотивационным (по его терминологии - аффективным), поэтому в своих ис следованиях он утверждал принцип единства "аф фекта и интеллекта". Однако реализовать программу исследований, анализирующих этот принцип разви тия, ему помешала ранняя смерть. Сохранились лишь подготовительные материалы в виде большой рукопи си "Учение об эмоциях. Историка-психологическое исследование". Основное содержание исследования составляет анализ "Страстей души" Декарта-рабо ты, которая согласно Выготскому определяет идей ный облик современной психологии чувств с ее дуа лизмом низших и высших эмоций. Выготский пола гал, что перспектива преодоления дуализма заложена в "Этике" Спинозы, однако каким образом удастся перестроить психологию, опираясь на философию Спинозы, он не показал.

Труды Выготского отличала высокая методологи ческая культура. Изложение конкретных эксперимен тально-теоретических проблем неизменно сопровож далось философской рефлексией. Наиболее ярко это сказалось как в работах о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и при чин ее кризиса в начале XX века. Выготский пола гал, что кризис имеет исторический смысл. Его ру копись, которая была впервые опубликована только в 1982 году (хотя написана в 1927 году), так и назы валась-"Исторический смысл психологического кризиса". Этот смысл, как считал Выготский, заклю чался в том, что распад психологии на отдельные на правления, каждое из которых предполагает собст венное, несовместимое с другими понимание предме та и методов психологии, закономерен. Преодоление этой тенденции к распаду науки на множество от дельных наук требует создания особой дисциплины - "общей психологии" как учения об основных общих

379

понятиях и объяснительных принципах, позволяю щих этой науке сохранить свое единство. В таких целях философские принципы психологии должны быть перестроены и эта наука должна быть избавле на от спиритуалистических влияний, от версии, со гласно которой главным методом в ней должно стать интуитивное понимание духовных ценностей, а не объективный анализ природы личности и ее пере живаний.

В связи с этим Выготский намечает проект (также не реализованный, как и многие другие его замыс лы) разработки психологии "в терминах драмы". Он пишет о том, что "динамика личности - это драма". Драматизм выражен во внешнем поведении в том слу чае, когда происходит столкновение людей, испол няющих различные роли "на сцене жизни". Во внут реннем плане драматизм связан, например, с конф ликтом между разумом и чувством, когда "ум с сердцем не в ладу".

Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому ре ализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функ ций (внимания, речи, мышления, аффектов), наме тили принципиально новый подход к коренным воп росам формирования личности. Это существенно обо гатило практику обучения и воспитания детей. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех на уках, исследующих человека, в том числе в лингви стике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристи ческий потенциал.

7. Принцип деятельности в психологии

Другой подход к разработке

М. Я. Басив: предметной области психологии человек как наметили исследователи, которые деятель в среде развивали идею формирования сознания и его проявлений в гор ниле деятельности. .Понятие о деятельности многозначно. Сечено> говорил о психических деятельно стях, понимая их как процессы, которые соверша ются по типу рефлекторных (в особом, рассмот ренном выше сеченовском понимании). Павлов ввел понятие о высшей нервной деятельности, Бех-терев - о соотносительной деятельности, Выготский говорил о психических функциях как деятель ности сознания. Но с обращением к марксизму, для которого прототипом любых форм взаимоотноше ний человека со средой является труд, трактовка деятельности приобрела новое содержание.

Пионером выделения деятельности в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию выступил Михаил Яковлевич Басов (1892-1931).

Басов как психолог первоначально примыкал к функциональному направлению, где сознание по нималось как система взаимосвязанных психиче ских функций. Но во взгляде Басова на эту систе му имелся особый аспект. Ее центром он считал волю как функцию, предполагающую усилия лич ности по достижению осознанной цели. Это было связано с его общей установкой на научный, экс периментальный анализ активности субъекта. В особенности его интересовал конфликт между во левым импульсом и непроизвольными, не завися щими от сознания движениями. Этот вопрос он изу чал путем объективного наблюдения за развитием поведения ребенка. Поскольку изучение было со средоточено не на внешних движениях самих по себе (рефлексах), а на их внутреннем смысле, Ба сов, чтобы отграничить свой подход от подхода ре флексологов и бихевиористов, применил вместо термина "поведение" (который они использовали, чтобы обозначить предмет своих исследований) тер мин "деятельность".

Басов подчеркивал, что понимает под деятельно стью "предмет особого значения", такую область, "ко торая имеет задачи, никакой другой областью не раз решаемые". Если до Басова в воззрениях на предмет психологии резко противостояли друг другу сторон ники давно признанного убеждения, согласно кото рому этим предметом является сознание, и сторон ники нового убеждения, считавшие, что этим пред-381

метем является поведение, то после Басова картина изменилась. Он как бы поднялся над этим конфлик том, чего требовала сама логика развития науки. От кликаясь на ее запросы, К. Н. Корнилов видел вы ход в том, чтобы соединить под эгидой понятия о реакции факт сознания (переживание субъекта) и факт поведения (его мышечное движение).

Басов же предложил другое решение. Нужно, считал он, перейти в совершенно новую плоскость. Подняться и над тем, что осознает субъект, и над тем, что проявляется в его внешних действиях. Не механически объединить одно и другое, а включить их в качественно новую структуру. Он назвал ее деятельностью.

Из чего состоит деятельность, из каких элементов складывается? Приверженцы структурализма счита ли, что психическая структура складывается из эле ментов сознания, гештальтисты - из динамики пси хических форм (гештальтов), функционалисты - из взаимодействия функций (восприятия, памяти, воли и т. п.), бихевиористы - из стимулов и реакций, ре флексологи - из рефлексов.

Басов предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и меха низмов, связи между которыми регулируются зада чей. Структура может быть устойчивой, стабиль ной (например, когда ребенок овладел каким-то навыком). Но она может также каждый раз созда ваться заново (например, когда задача, которую ре шает ребенок, требует от него изобретательности). В любом случае деятельность является субъектив ной. За всеми ее актами и механизмами стоит субъ ект, говоря словами Басова, "человек как деятель в среде".

Центральной для Басова, который был поглощен изучением ребенка и факторов его формирования как личности, выступала проблема развития деятельно сти, ее истории. Именно это составляет главное со держание его книги "Основы общей педологии" (1928). Но чтобы объяснить, как строится и развива ется деятельность ребенка, следует, согласно Басо-ву, взглянуть на ttee.c точки зрения высшей ее фор мы, каковой является профессионально-трудовая де ятельность (в том числе и умственная).

382

Труд - особая форма взаимодействия его участ ников между собой и с природой. Он качественно отличается от поведения животных, объяснимого условными рефлексами. Его изначальным регуля тором служит цель, которой подчиняются и тело, и душа субъектов трудового процесса. Эта цель осознается ими в-виде искомого результата, ради которого они объединяются и тратят свою энер гию. Иными словами, психический образ того, к чему стремятся люди, а не внешние стимулы, вли яющие на них в данный момент, загодя "как за кон" (говоря словами Маркса) подчиняет себе от дельные действия и переживания этих людей.