Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 78 из 82)

Игры детей и их обучение отличаются от реально го трудового процесса. Но и они строятся на психо логических началах, присущих труду: осознанная цель, которая регулирует действия, осознанная ко ординация этих действий и т. п.

Дальнейшее развитие принцип деятельности по лучил в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н.Леонтьева.

Басов, руководивший педоло-С. Л. Рубинштейн: гическим отделением Ленинград-единство сознания скоте педагогического института в деятельности им. Герцена, пригласил в 1930 го ду заведовать кафедрой психоло гии Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960). Основной тематикой исследований Рубинштейна бы ли проблемы методологии науки. Опираясь на труды К. Маркса, он обосновал принцип единства созна ния и деятельности, который позволил дать нова торскую трактовку сознания не как внутреннего ми ра, познаваемого субъектом только посредством са монаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего вклю ченность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром.

Как отмечалось, вопрос о системном и смысло вом строении сознания был центральным для Выготского, а вопрос о структуре деятельности - для Басова. В то же время роль предметной деятельно сти в построении сознания оставалась вне поля зре ния Выготского, а категория сознания - вне поля зрения Басова. Сомкнуть сознание с процессом дея тельности, объяснив, каким образом оно формиру-383

стел в этом процессе, - таков был подход Рубинш тейна к предмету психологии. Это существенно из меняло перспективу конкретных исследований, при званных теперь исходить из того, что "все психиче ские процессы выступают в действительности как стороны, моменты труда, игры, учения, одного из видов деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон со знания внутри конкретной деятельности, формиру ясь в ней и определяясь".

Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на био логическом уровне), но совершается не иначе, как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на со знание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой .психологии.

Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и ум ственных образах. Предполагалось, что природа со знания является изначально социальной, обусловлен ной общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и со знание представляет собой исторически изменчивый продукт.

Основу связей субъекта с объективным миром со ставляет деятельность человека, который, изменяя мир, изменяется сам. Исходя из этого положения, Рубинш тейн разработал принцип единства воздействия и изу чения, согласно которому психология раскрывает свои тайны в процессе преобразования исследуемых объек тов посредством практических действий.

На основе принципа единства сознания и дея тельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся ког нитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления). Исследования проводились на кафед ре психологии Педагогического института в Ленин граде - кафедре, которая стала одним из крупней ших исследовательских центров в стране. Обобщая на основе своих теоретических представлений ре зультаты этих работ, Рубинштейн методологически

384

осмыслил их в фундаментальном труде "Основы об щей психологии" (1940).

В период Великой Отечественной войны Рубинш тейн проявил высокое гражданское мужество: в тяже лейших условиях ленинградской блокады он возглавил работу коллектива Педагогического института и его по следующую эвакуацию. С 1942 года Рубинштейн в Мо скве организует два крупных научно-исследовательских центра: кафедру психологии в Московском государст венном университете и сектор психологии в Институ те философии Академии наук, впоследствии преобра зованный в самостоятельный институт. Одновремен но он руководит Институтом психологии вновь организованной Академии педагогических наук, где продолжает успешно вести методологическую работу и руководить эмпирическими исследованиями в раз личных областях психологической науки.

В центре его интересов выступают проблемы де терминации психических явлений, в связи с чем он разрабатывает новую концепцию объяснения детер минации, направленную против механистических взглядов. Согласно этой концепции внешние причи ны воздействуют на объект посредством внутренних условий, которые в свою очередь формируются в про цессе взаимодействия человека с миром.

Успешная деятельность Рубинштейна была на не которое время прервана по идеологическим мотивам - в связи с начавшейся "борьбой против космополитиз ма", имевшей целью противопоставить советских уче ных ученым Запада. Рубинштейн был снят со всех за нимаемых должностей. Тем не менее он продолжал ра ботать, развивая новые философско-психологические воззрения в книгах "Бытие и сознание" (1957) и "Прин ципы и пути развития психологии" (1959). Проблемам личности и нравственных аспектов ее жизни посвяще на оставшаяся незавершенной работа "Человек и мир" (опубликована в 1973 году).

Положение о том, что все со-А. Д. Леонтьев: вершающееся в психической сфе-строение ре человека укоренено в его деятельности деятельности, развивал также

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979). Сперва он следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеи Басова о

13 М. Г. Ярошексий *g*

"морфологии" (строении) деятельнобти, он предло жил схему ее организации и преобразования на раз личных уровнях: в эволюции животного мира, в ис тории человеческого общества, а также в индивиду альном развитии человека-"Проблемы развития психики" (1959).

Леонтьев подчеркивал, что деятельность-особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать по рознь, они образуют систему. Различие между дея тельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной кол лективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, кото рые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие - той целью, которая им достигается (вспу-гивание дичи) ради реализации этого мотива.

Аналогичен психологический анализ ситуации обу чения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием - усвоение содержания книги. Возможна, однако, си туация, когда содержание само станет мотивом и ув лечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда про изойдет "сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (ре шение учебной задачи)". Тем самым появится но вый мотив. Прежнее действие превратится в само стоятельную деятельность.

Из этих простых примеров видно, насколько важ но, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать их внутреннюю психологиче скую подоплеку.

Обращение к деятельности как присущей челове ку форме существования позволяет включить в ши рокий социальный контекст изучение основных пси хологических категорий (образ, действие, мотив, от ношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

386

8. 0 судьбах русской психологии

Мы прочертили пунктиром основные линии раз вития психологической мысли в России и намети ли реперные точки, по которым можно было бы проследить в историческом времени ее основные проблемы и достижения. Речь шла главным обра зом о научных путях и научных достижениях. Но их цена определяется не только успехами позна ния, открытием новых фактов и закономерностей, проливающих свет на психическую организацию живых существ. Эти успехи непосредственно соот носились с общественными запросами, с развити ем культуры, с созданием новой картины поведе ния человека, влияющей на его самосознание, образ жизни и понимание смысла своего существования. Особенно резко это выступает в критические мо менты истории народа, как об этом говорят судьбы развития русской психологической мысли после ре форм 1861 года.

Именно в этот период в России зародилась нау ка о поведении и его психической регуляции. Пред посылки к этому созрели во всемирно-историче ской эволюции научного познания. Логика разви тия знания о жизни открыла три направления действия законов этой эволюции. Сперва немец кой физико-химической школой была открыта не раздельность живого с потоком мировой энергии. Затем в учении англичанина Дарвина развернулась величественная панорама зависимости отдельного организма от миллионнолетий биологической эво люции с жесточайшей борьбой каждого вида за вы живание. Отстоять же свою стабильность этот организм, как выяснилось, способен благодаря внутреннему телесному устройству, открытому французом Бернаром. Но отдельная особь как це лостная индивидуальность, сопряженная с внеш ней средой посредством особых орудий и механиз мов, не стала специальным объектом причинного тсследования ни для одного из этих трех направ лений. Таковым объектом она выступила в России, став "корнем" развития четвертого направления, преобразовавшего физиологию и психологию и со здавшего новую науку о поведении.