Наука о поведении (в качестве отличной от физи ологии и психологии, но нераздельно связанной с ними) была создана в России. Второй ее родиной стали США. Здесь, однако, она претерпела транс формацию соответственно потребностям той соци ально-культурной среды, где ее идентифицировали с психологией.
Категория поведения сама по себе не избавляла от индивидуализма. Открытые биологией принципы адаптации, гомеостаза и др. вполне могли с ним со-392
четаться. В России же доминировала идея активно сти, установка не на сохранение стабильности (под держание гомеостаза в отношениях с внешней сре дой), а на прорыв к более высоким уровням разви тия, к более сложным и совершенным формам поведения и психической организации.
Антигомеостатизм, как показано, был присущ и сеченовской концепции торможения, и павловским представлениям о человеке' как о самосовершенст вующейся системе, и воззрениям Выготского на ак тивность поведения, и трактовке Ухтомским энер гии организма, и понятию Бернштейна о "потреб ном будущем", и идее Вернадского о движении к ноосфере.
Отличающие русский путь ("антигомеостатиче-ские") прорывы к будущему, к новым формам бы тия были сопряжены не только с преобразованием принципа развития применительно к естественно научному объяснению нервно-психической органи зации поведения. В их подтексте просвечивало об щее воззрение на мироздание и грядущее место в нем человека и его духовной жизни. Особенно от четливо это проступает в представлениях Вернад ского о ноосфере.
В этом плане знаменательна картина эволюции мироздания и места человека в нем, каковой она предстала перед философским взором Владимира Соловьева. "Эволюция, - писал он, - не есть толь ко процесс развития и совершенствования, но и процесс собирания Вселенной. Растения физиоло гически вбирают в себя окружающую среду (неор ганические вещества и физические воздействия, благодаря которым они питаются и растут); живо тные сверх того, что питаются растениями, и психологически вбирают в себя (в свое созна ние) уже более широкий круг соотносящихся с ни ми через ощущения явлений; человек, кроме того, разумом включает в себя и отдаленные, непосред ственно не ощущаемые круги бытия, он может (на высокой ступени развития) обнять все в одном или понять смысл всего; наконец, Богочеловек, или сущий Разум (Логос) не отвлеченно только понимает, а в действительности осуществляет смысл всего или совершенный нравственный по-393
-*яа9к <' о6ы<мая ис'вязьюая,<ее*я&м<ое личною си лой любви".
В религиозной форме Соловьев высказал поло жение, созвучное движению мысли Вернадского. "Высшим кругом бытия" у Соловьева выступил Ло гос. При этом в своей концепции Соловьев охва тил, наряду с эволюцией природы и человека, вы сшие и абсолютные ценности, к воцарению кото рых направлен ход мирового процесса. Созвучность исканий мыслителей в различных сферах русской культуры говорит об укорененности в ней идей, формировавших науку о поведении соответствен но духу этой культуры с ее "лица необщим выра-женьем " .
ПОСЛЕСЛОВИЕ
История - память науки. Человек, лишившийся памяти, становится существом мгновения. Его на стоящее безвозвратно исчезает в прошлом и мертво для будущего.
В понятиях, которыми оперирует современная на ука, сохраняется их "родословная". Знание ее по зволяет лучше осмыслить проблему, исследуемую по средством этих понятий, выяснить, как эта пробле ма возникла, какими способами решалась, какие из этих способов вели к эффективным решениям, а ка кие оказались бесперспективными.
Благодаря знанию истории ученый подобен че ловеку, умудренному опытом своих прежних удач ных и ошибочных действий. Но в отличие от этого человека он осваивает не собственный малый опыт, а многотрудный опыт прежних поколений искате лей истины.
Каждый новый шаг в науке начинается с "исто рии вопроса". Незнание истории ведет к тавтоло гии в науке, в частности к тому, что давние пред ставления выдаются за открытия. Но тогда наука засоряется, движется на холостом ходу, не решает своей главной задачи, а именно - производства но вого знания. История науки выполняет также ин-тегративную функцию. Она раскрывает связь пси хологии с другими науками, о чем сказано выше, а также связь между различными отраслями психо логии. Особенно это важно в наши дни, когда пси хология распалась на множество различных направ лений.
Чтобы познать человека, выяснить, на что он спо собен, мы обращаемся к его прошлым поступкам;
395
другого источника сведений о нем не *существует. Рав ным образом узнать, что представляет собой наука, в нашем случае - психологическая наука, на что она способна, можно из ее истории, из информации о том, что ей удалось прежде сделать. Благодаря ре флексии, обращенной к прошлому, строится образ современной науки.
Вскоре и эта наука станет достоянием истории, одним из былых событий в динамике великого исто рического опыта.
Проблемы и замыслы, идеи и исследовательские действия современного психолога - лишь один из моментов общей траектории всемирно-исторического движения научно-психологической мысли. Чем от четливее предстает перед нами картина этого движе ния, тем зорче мы ориентируемся в нынешней ситу ации, тем лучше понимаем, откуда идем и какие пу ти уже были испытаны.
Не зная о своем прошлом или даже отрицая его, научная мысль "вскормлена" им. Изобретая новые концепции, открывая новые факты, она сообразует ся - благодаря обращению к научно реконструиро ванной истории - со своими прежними просчетами и успехами.
Изучение истории науки проливает свет на объективную логику ее развития, подчиняющую себе волю и мысль исследователя. Научное исследова ние - это вечный поиск ответов на вопросы "почему" и "как". Каким образом происходят данный процесс или явление, каковы их механизмы? Почему и как человек поступает, думает, запоминает, чувствует? На протяжении веков вопросы оставались теми же, менялись лишь ответы.
Вспомним, как отвечали на вопрос о причинах различий в психическом складе людей Гиппократ и Фрейд или как объясняли процессы мышления Платон и Гартли, Пиаже и Блонский. Путеводной нитью, позволяющей историку выйти из нескон чаемого лабиринта гипотез и теорий, открытий и фактов, касающихся загадочных механизмов душев ной жизни, служит принцип детерминизма. Следуя ему, можно выделить ряд этапов в эволюции психологических идей. Античное понятие о душе как разновидности
396
огненного вещества (Гераклит, Демокрит) стало настоящей интеллектуальной революцией. Она разрушила анимистические представления о том, что в телах обитают отлетающие от них невидимые духи (анимизм). Душа как разновидность атомов, как часть мироздания была поставлена в зависимость от фи зических законов. Более зрелое, естественнонаучное объяснение души как неотделимой от живого тела формы, данное Аристотелем, обусловило главные успехи психологии. Зависимость душевных явлений от организма и его материальной среды идеализм считал несущественной. Вместе с тем мыслители-идеалисты Августин, Лейбниц, Гегель поставили ряд великих проблем, которые стимулировали движение психологической мысли в течение столетий.
Новый этап в развитии детерминизма открыла научная революция XVII века. Сотворенная челове ком машина выступила как модель объяснения и человека, и природы. От представления об организме как машине (отсюда - учения о рефлексе, ассоциа ции, аффекте и др.) детерминистская мысль перешла к формуле "человек - машина".
В середине XIX века возник новый - биологи ческий - детерминизм. Тогда же начали укреп ляться представления о социальной сущности соз нания человека (Маркс, Дюркгейм). Биологический детерминизм дал мощный импульс развитию психологии. Сознание не могло более считаться неким избыточным продуктом жизни, который так же мало влияет на нее, как гудки локомотива на его движение. Жизнь организма зависит от того, что необходимо для его выживания и развития, и психика играет в этом активную роль регулятора. Если раньше детерминизм делал акцент на телес ных, физических (внешние раздражители, процессы в мозгу) причинах психических явлений (вос приятие, память, внимание и др.), то теперь экспериментальные научные данные показывали, что эти психические явления сами служат причиной поведения и подчинены собственным законам. С открытием биологами и физиологами зависимости жизни организма от психики (как особой активной, высшей и развивающейся формы жизни) возникла психология как самостоятельная наука.
397
Таким образом, стало ясно, что существует пси хическая причинность, несводимая к объяснени ям, предложенным другими дисциплинами, прежде всего биологией (изучавшей устройство и работу организма, головного мозга) и социологией (рас сматривавшей влияние на индивида социальной среды). Эту причинность образует система детерми нант, которые запечатлел категориальный аппарат психологии.
Какую бы частную задачу ни решал человек: поче му ребенок поступил так, а не иначе, в чем различия между сексуальной жизнью женщины и мужчины, можно ли с этим парнем "пойти в разведку", каким образом лучше выучить иностранный язык, почему у знакомого странности в поведении, как избежать конфликта с соседом, почему человек невнимателен или непонятлив и т. д., - во всем этом бесчисленном количестве вопросов неотвратимо заключен психоло гический смысл. Отвечать на них приходится повседневно. Но чтобы найти научный, аргумен тированный, а не житейский ответ, необходимо владеть категориальным аппаратом психологии, тем особым "органом", работа которого позволяет высветить психическую реальность на доступную (на данной фазе эволюции знаний) глубину. Причем постижение этого аппарата, логики его работы возможно не иначе как путем концентрированного анализа исторического опыта многих поколений.