40
с "инсайтом" они различны, по содержанию, так как озарение Платона связано не с открытием но вого, но лишь с осознанием того, что уже храни лось в душе.)
Исследования Платона заложили новые тенден ции Не только в философии, но и в психологии. Он впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Он также впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, кото рая испытывает давление противоположных тенден ций, конфликтующих мотивов, которые не всегда воз можно примирить с помощью разума. (Эта идея Пла тона о внутреннем конфликте души станет особенно актуальной в психоанализе, в то время как его под ход к проблеме познания отразится на позиции ра ционалистов.)
Знание о душе - от его зачатков на античной почве до современных представлений - развива лось, с одной стороны, в соответствии с уровнем знаний о внешней природе, с другой - в результа те освоения культурных ценностей. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область пси хического, однако последняя не может существо вать без взаимодействия с ними. Философы до Сократа, размышляя о психических явлениях, ори ентировались на природу, искали в качеств экви валента этих явлений одну из природных стихий, образующих единый мир, которым правят естест венные законы. Лишь сравнив это представление с древней верой в лущи как особые двойники тел, можно ощутить взрывную силу той философии, ко торую исповедовали Гераклит, Демокрит, Анакса гор и другие древнегреческие мыслители. Они раз рушили старое мировоззрение, где все земное, в том числе психическое, ставилось в зависимость от прихоти богов, сокрушили мифологию, которая в течение тысячелетий царила в умах людей, возвы сили разум и способность человека логически мыслить, попытались найти реальные причины яв лений.
Это была великая интеллектуальная революция, от которой следует вести отсчет научного знания о психике. После софистов и Сократа в объяснениях
41
сущности Лущи наметился переворот к пониманию ее как феномена культуры, ибо входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы невыводимы из вещества природы. Они суть порож дения духовной культуры.
Для представителей обеих ориентаций - "природ ной" и "культурной" - душа выступала как внеш няя по отношению к организму реалия, либо веще ственная (огонь, воздух), либо бесплотная (средото чие понятий, общезначимых норм). Шла ли речь об атомах (Демокрит) или об идеальных формах (Пла тон)- предполагалось, что то и другое попадает в организм извне, со стороны.
Аристотель (384-322 гг. до
Аристотель: н. э.) преодолел эти воззрения, душа - способ открыв новую эпоху в понима-оргаиизации тела НИИ души как предмета психоло гического знания. Его источни ком стали для Аристотеля не физические тела и бес-телеснйе идеи, но организм, где телесное и, духов ное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, - не самостоятельная сущность, а фор ма, способ организации живого тела. Тем самым бы ло покончено и с наивным анимистическим дуализ мом, и с изощренным дуализмом Платона.
Аристотель был сыном медика при македон ском царе и сам готовился к медицинской профес сии. Явившись семнадцатилетним юношей в Афины к шестидесятилетнему Платону, он не сколько летзани№лся в его Академии, с которой в дальнейшем порвал. Известная картина Рафаэля "Афинская школа" изображает Платона указываю щим рукой на небо. Аристотеля - на землю. В этих образах запечатлено различие в ориентации двух великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно восприни маемых земных вещах и раскрывается в прямом об щении с ними.
На окраине Афин Аристотель создал собственную школу, названную Ликеем (позже словом "лицей" стали называть привилегированные учебные заведе ния). Это была крытая галерея, где Аристотель, обыч но прогуливаясь, вел занятия. "Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому
42
представляется, что душа, не может существовать без тела и не является телом".
Кто же имелся, в виду под теми, кто "правильно думает"? Очевидно, что не натурфилософы, для ко торых душа - это тончайшее тело. Но и не Пла тон, считавший душу паломницей, странствующей по телам и другим мирам. Решительный итог раз мышлений Аристотеля: "Душу от тела отделить нельзя" - противоречил взглядам Платона на про шлое и будущее души. Выходит, что "правильным" Аристотель считал собственное понимание, соглас но которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. "Сказать, что душа гнева ется, - писал он, - равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома".
Аристотель был как философом, так и натуралис том-исследователем природы. Одно время он обу чал наукам юного Александра Македонского, ко торый впоследствии приказал отправлять своему старому учителю образцы растений и животных из завоеванных стран.
Накапливалось огромное количество фактов - сравнительно-анатомических, зоологических, эмб риологических и других, ставших опытной основой наблюдений и анализа поведения живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь биологи ческих, стало основой психологического учения Ари стотеля и преобразования главных объяснительных принципов психологии: организации, закономерно сти, причинности.
Уже сам термин "организм" требует рассматри вать его под углом зрения организации, то есть упо рядоченности целого для достижения какой-либо це ли или для решения какой-либо задачи. Устройство этого целого и его работа (функция) неразделимы. "Если бы глаз был живым существом, его душой бы ло бы зрение", - говорил Аристотель.
Душа мыслилась Аристотелем как способ орга низации живого тела, действия которого носят це лесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же вре-43
мя не является телом. Душу от тела отделить нель зя. Тем самым отвергались версии о прошлом и бу дущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе ду ша, но тело благодаря ей учится, размышляет и дей ствует. Первичный уровень этих отношений пред ставлен в процессах питания ("растительная душа") как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это от ношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглоща ется живым телом иначе, чем неорганическим, а именно - путем целесообразного распределения "в пределах границы и закона". Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Ис ходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни дея тельности души, прежде всего на чувственные впе чатления, на способность ощущать, которая трак туется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от пи тания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.
Душа обладает различными способностями как сту пенями ее развития: растительной, чувственной и ум ственной (присущей только человеку). Применитель но к объяснелию души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жиз ни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерар хия уровней познавательной деятельности заверша лась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем телесным и внешним.
Начало познания-.это чувственная способность. Она запечатлевает форму вещей подобно тому, как "воск Принимает оттиск печати без железа и золо та". В таком процессе уподобления живого тела внеш ним объектам Аристотель придавал большое значе ние особому центральному органу, названному "об щим чувствилищем". Этот центр познает общие для всех ощущений качества - движение, величину, фи-44
гуру и т. л. Благодаря ему становится возможным и различение субъектом модальностей ощущений (цве та, вкуса, запаха).
Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и дви жений посредством циркуляции крови. Внешние впе чатления организм запечатлевает в виде образов "фан тазии" (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассо циации трех видов-смежности (если два впечатле ния следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направ ления, которое впоследствии получило имя ассоциа тивной психологии.)
Аристотель придерживался, говоря современным языком, системного подхода, так как рассматривал живое тело и его способности, как целесообразно дей ствующую систему. Его важным вкладом является так же утверждение идеи развития, ибо он учил, что спо собность высшего уровня возникает на основе пред шествующей, более элементарной. Аристотель соотносил развитие отдельного организма с разви тием всего животного мира. В отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зре лое существо те ступени, которые прошел за свою историю органический мир. В этом обобщении в за чаточной форме была заложена идея, названная впос ледствии биологическим законом.