Субъект-субъектный подход в исследовании социализации.
Этот подход предполагает, что главную роль играет не только общество и составляющие его большие и малые социальные группы, но и сам человек, выступающий активным участником своей социализации. Основоположниками этого подхода можно считать ученых работавших в основном в первой трети XX века У. И. Томаса и Ф. Знанецкого, Ч. X. Кули и Дж. Г. Мида.
У.И.Томас и Ф. Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, Ч. X. Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов. (34,с.87)
Суть теории «зеркального Я» состоит в том, что становление Я человека объясняется Ч. X. Кули как процесс суммирования «зеркальных Я». Для каждого человека другие люди — это зеркала, в которые он смотрится в процессе межличностного общения. Именно в общении с другими, воспринимая их оценки, человек решает, привлекательный он или некрасивый, умный или глупый, достойный или никчемный.
По мере взросления человека происходит расширение его взаимодействия с различными малыми группами, каждая из которых - «социальное зеркало». Пересечение отражений приводят к тому, что образ Я становится все более дифференцированным, фиксированным и устойчивым. Под влиянием требований социума и непосредственного окружения у человека вырабатывается самоконтроль, основанием которого становятся усваиваемые им нормы и ценности социума.
«Социальное зеркало» постоянно перед человеком, но с изменением его жизни оно тоже меняется. Если в детстве таким зеркалом становится любой, с кем человек находится в постоянном контакте, то для взрослого роль зеркала играют значимые в конкретных вопросах специалисты. (34,с.87)
Дж. Г. Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, центральным понятием социальной психологии считал межиндивидуальное взаимодействие. Он разработал теорию, объясняющую процесс восприятия человека человеком. В ней предложена концепция «обобщенного другого», которая перекликается с теорией «зеркального Я» Ч. Кули и дополняет ее. «Обобщенный другой» представляет собой некие ценности и нормы поведения той или иной группы, под влиянием которых у членов этой группы формируется образ Я. Человек, взаимодействуя в группе с другими людьми, как бы встает на их место, видит себя их глазами и оценивает себя в целом и отдельные свои свойства и поступает в соответствии с представляемыми оценками «обобщенного другого». (33,с.49)
Дж. Г. Мид считал, что естественным типом поведения, в результате которого человек овладевает системой значений данного общества и осознает себя, является ролевая игра. Дж. Мид различал два этапа такой игры — «play» и «game», соответствующие двум основным этапам социализации ребенка и развития его самосознания. (14,с.52)
На первом этапе, когда сфера жизнедеятельности ребенка ограничена и он взаимодействует с узким кругом лиц непосредственного окружения, ребенок повторяет, имитирует действия окружающих (play), «берет роль» других людей. Попеременно принимая на себя роли других, он действует соответственно требованиям принятых ролей, овладевая тем самым социальными отношениями в определенной ситуации. На этом этапе Я ребенка состоит из суммы образов других людей, которым он подражает. Я ребенка как устоявшаяся структура, как идентичность на этой стадии еще не существует. Переход от одной роли к другой может быть мотивирован и не мотивирован. Здесь отсутствует жесткая связь между ролями, которая объединяла бы их в целое. Такая связь появляется на втором этапе развития ребенка. Это — период игры по правилам (game). (15,с.40)
По мере расширения сфер жизнедеятельности отношения, в которые ребенок вступает с окружающими, усложняются, приходят в систему. Теперь ребенок не беспорядочно принимает роли других и переходит от одной роли к другой, а делает это по системе, по правилам игры. Точность, эффективность действия предполагает знание другой роли и знание отношений между всеми ролями участников игры, т.е. правил игры. (3,с.96)
Игра, в понимании Дж. Мида, — это не только механизм овладения отношениями игровой ситуации, но и модель социального взаимодействия индивидов в группе. Игра по правилам в концентрированной форме воспроизводит процесс овладения отношениями социальной ситуации вообще, не обязательно игровой. Благодаря этому закладывается фундамент зрелого социального Я, складывается идентичность, целостность представлений о себе, которая отражает целостность и системность социальных отношений общества.
Один из типичных представителей этого подхода У.М. Уэнтворт отмечает, что процесс социализации, будучи частью реальной культуры общества, является по своей природе интерсубъектным. Ребенок от рождения становится его полноправным участником. По его мнению, социализация — это определяемая наличествующими структурами жизни активность «новых членов, направленная на их вхождение, а существующий мир или его сектор».
Концепция У.М. Уэнтворта базируется на двух положениях: а) общество не есть главенствующая детерминанта в процессе социализации человека; б) человек и общество «взаимопроникают». Социализация через процесс взаимодействия представляет «мир взрослых» «новичку». Она «конструирует» минимум мира, который всегда неполон, а потому проблематичен как с точки зрения взрослых, так и с точки зрения детей. Пытаясь свести к минимуму проблематичность мира, представляемого в процессе социализации, «взрослые» и «новички» устанавливают между собой определенный порядок, «договорную реальность». Социализация не только представляет «мир взрослых», но также конструирует и новый мир, устанавливаемый договором в процессе интеракции. Как уже говорилось, сейчас существует довольно большое количество концепций социализации подрастающих поколений, разработанных в рамках этнографии, социологии, социальной психологии, педагогики. Кратко рассмотрим лишь некоторые концепции отечественных и зарубежных ученых.
Концепция социализации Дж. К. Коулмена.
Она появилась в результате попытки разобраться в противоречиях оценок процесса взросления подростков, между «классическими» концепциями и эмпирическими исследованиями. Представители «классического» направления (С. Холл, А. Фрейд, Э. Эриксон и многие другие) рассматривали подростковый возраст как период «нормативного кризиса». Однако эмпирические исследования (А. Бандура, Д. Оффер, Ф. Элкин и др.) не подтверждали эту точку зрения, показывая, что большинство подростков минует этот возраст без каких-либо патогенных или криминогенных проявлений и последствий. Дж. К. Коулмен разработал «фокальную теорию» взросления, в которой попытался показать, почему в реальности, несмотря на глубокие психофизиологические изменения, у подростков сохраняется относительная стабильность и минимальная внутренняя напряженность. (3,с.52)
По мнению Дж. К. Коулмена, большинство подростков благополучно минуют период взросления, потому что в каждый период времени подросток имеет дело с одной наиболее значимой для него, «вошедшей в фокус» его внимания, проблемой и, разрешая ее, сталкивается с очередной.
Дж. К. Коулмен считает необходимым отказаться от стереотипного отношения к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. Определенные негативные стороны поведения подростков, а также та их незначительная часть, для которой характерно это поведение, по его мнению, вызывают неадекватно пристальный интерес у средств массовой информации, придающих гласности чаше всего материалы именно такого рода. Благодаря этому в глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, т.е. формируется некий в канон поведения, имеющий антисоциальную направленность. Таким образом, концепция Дж. К. Коулмена подчеркивает связь процесса социализации подростка с динамикой его внутреннего психического состояния на тех или иных этапах взросления. (6,с.81)
Концепция социализации У. Бронфенбреннера.
В отличие от «фокальной теории» Дж. К. Коулмена, рассматривающей социализацию сквозь призму индивидуально личностных изменений, американский педагог У. Бронфенбреннер концентрирует внимание в предложенной им концепции социализации на, условно говоря, связи между Я и Мы и на способах ее совершенствования. Свою концепцию он назвал экологией человеческого развития. Это научное исследование прогрессивной взаимной аккомодации между активным, растущим человеческим существом и изменяющимися свойствами непосредственных условий, в которых живет развивающаяся личность.
Развитие ребенка осуществляется не путем одностороннего воздействия на него объективных условий или наоборот, а в результате их постоянного взаимодействия. Соответственно расширяется и понятие экологической среды, которая предстает в виде системы концентрических структур микро-, мезо-, экзо- и макросистем. (13,с.110)
Микросистема - это структура деятельностей, ролей и межличностных отношений, переживаемых развивающимся человеком в данном конкретном окружении, с его характерными Физическими и материальными свойствами. Мезосистема — это структура взаимоотношений двух или более сред, в которых Развивающийся человек активно участвует (например, для ребенка это отношение между его домом, школой и соседской группой сверстников, а для взрослого — между семьей, работой и общественной деятельностью). Экзосистема подразумевает одну или несколько сред, не вовлекающих развивающегося человека в качестве активного участникаМакросистема обозначает постоянство формы, содержания систем низшего порядка (микро-, мезо-, экзо), которые существуют или могут существовать на уровне культуры как целого вместе с системами верований или идеологией, лежащими в основе такого постоянства.