Смекни!
smekni.com

Юношеские психопатии и алкоголизм (стр. 3 из 6)

При истерическом типе деградации наблюдается особенно выраженные мнимость и самоукрашательство. Такие подростки спекулируют на любви к ним близких, прибегая к угрозам самоубийства.

Эксплозивный («взрывчатый») тип деградации проявляется в особой неуравновешенности, злобности, гневливости; подростки склонны к бурным сценам и дракам.

Апатический тип деградации характеризуется отсутствием какой-либо энергии, побуждений к действию. Такие подростки безынициативны, ни к чему не проявляют интереса, ничего не хотят видеть, нигде не бывают. Исходные особенности личности сказываются не только на типе деградации, но также и на характере поведения [6].

Порой поведение подростка, принявшего психоактивное вещество, являет собой полную противоположность тому, что наблюдается вне одурманивания. Например, подросток жесткий, нетерпимый к окружающим в состоянии опьянения, одурманивания оказывается слезливо-сентиментальным, начинает всем объясняться в любви и т.д. Напротив, иной начинает буянить, хотя в обычном состоянии он «тише воды, ниже травы».

Таким образом, изменения личности рассматриваются как психосоциальная деградация, которая включает в себя эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

В заключении хочется отметить, что в настоящее время проблема распространения алкоголизма, наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества.

Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детей и подростков в незаконное употребление наркотиков и других ПАВ.

За последние 10 лет Россия стала одной из самых курящих стран мира.

На сегодняшний день явно прослеживаются следующие тенденции:

«омоложение» контингента употребляющих наркотические вещества;

снижение возраста впервые пробующих наркотики и другие психоактивные вещества;

отсутствие учёта той доли детей и подростков, которые задумываются над проблемой употребления психоактивных веществ.

Каков же вывод? Ведущая роль в борьбе с подростковой наркоманией, алкоголизмом принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике употребления психоактивных веществ в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки.

Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодёжью:

привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;

влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;

посещение семей школьников для анализа и контроля ситуации;

организация профилактической работы комплексной группой специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом;

организация работы по выявлению групп риска - склонных к наркотизации детей и подростков.

Иными словами, общая задача – вырастить психически здоровое, полноценное поколение.

Библиографический список

Научная литература

1. Братусь В. С., Сидоров П. И. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма. - М., 1984г. 237 с.

2. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. - М.: Медицина, 1980г. - 272 с.

3. Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. - М.: Аст-Пресс, 1998г. - 528 с.

4. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.: "Академия", 2001г. - 144 с.

5. Копыт Н. Я., Сидоров П. И. Профилактика алкоголизма. - М.: Медицина, 1986г. - 240 с.

6. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: "Академия", 2003г. - 176 с.

7. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: /Избранные психологические труды/. - М.: Международная педагогическая академия, 1995г. - 366 с.

2. Признаки насильственной смерти

В судебной медицине собственно смерть различают по ка­тегории, виду и роду. Существует две категории смерти: насильственная и ненасиль­ственная. Насильственная смерть связана с воздействием на орга­низм человека различных факторов внешней среды — механиче­ских, химических, термических и др. Ненасильственная смерть на­ступает от различных заболеваний (сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, онкологических и т.д.).

Вид смерти. Его определение связано с установлением фак­торов, сходных по своему происхождению или воздействию на организм человека. Например, при насильственной смерти встречаются повреждения, возникающие в результате действия острыми и тупыми орудиями, частями движущегося транспорта, причиненные из огнестрельного оружия и т.д. Все это отличает вид смерти от механических повреждений. Повешение, утопле­ние, сдавление груди и живота, задушение рвотными массами и другие причины, вызвавшие задушение, объединяются в один вид — механические задушения и т.д.

Род насильственной смерти. В зависимости от условий воз­никновения насильственная смерть может быть результатом убийства, самоубийства, несчастного случая. Причем самоубий­ство как явление, противоречащее нашему инстинкту самосо­хранения, всегда обращало на себя особое внимание общества и было предметом детального изучения медиками, юристами, со­циологами и другими специалистами.

Ст. 110 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказа­ние за доведение лица до самоубийства. Способы самоубийства зависят как от социальных и психо­логических причин, так и от случайно создавшихся условий. Пол, род занятий, образование, мотивы самоубийства и доступ­ность того или иного орудия самоубийства играют свою роль в выборе способа самоуничтожения. Чаще всего самоубийцы кон­чали жизнь посредством повешения, утопления, отравления, с помощью огнестрельного и холодного оружия. Повешение — способ самоубийства людей дряхлых, старых, безвольных, осуж­денных и т.д. От несчастной любви, например, редко вешаются, чаще стреляются или отравляются. Психически ненормальные люди выбирают иногда очень мучительный или странный спо­соб: выбрасываются из зданий с большой высоты, поджигают себя и т.д. Дети чаще всего прибегают к утоплению.

Профессор А. П. Громов (1970г.) приводит пример, когда воз­бужденный душевнобольной, приняв 20 таблеток люминала, через некоторое время повесился, но в период судорог петля оборвалась. Затем он отыскал спрятанную родственниками опасную бритву и перерезал себе шею, повредив обе сонные артерии. После этого он самостоятельно вышел из дома, прошел около 20 м и бросился в колодец, получив при падении обширную рану головы. При вскрытии трупа погибшего обнаружено: остатки таблеток люмина­ла в желудке, восходящая прижизненная странгуляционная бороз­да на шее, обширная резаная рана шеи, проникающая до позво­ночника, с повреждением обеих сонных артерией, большая скаль­пированная рана головы, а также признаки утопления.[7]

Часто у самоубийц имеется то или иное заболевание. Иногда оно приводится как мотив, заставивший больного лишить себя жизни (например, неизлечимая и мучительная болезнь). В дру­гих случаях причиной самоубийства выступает, например, пси­хическая болезнь. Нередко в материалах следствия имеются ука­зания на нервное или угнетенное состояние психики, особую задумчивость, обращавшую на себя внимание окружающих лиц. Склонность психически больных людей к самоубийству замече­на давно. Мотивы, заставляющие людей лишать себя жизни, крайне разнообразны, и в большинстве случаев они остаются неизвестными. О них мы можем судить со слов окружающих лиц или по запискам, оставленным самоубийцами, в которых они нередко прямо или косвенно объясняют причину, заста­вившую их расстаться с жизнью.

Распознать самоубийство можно по обстоятельствам проис­шествия — например, по оставленным запискам, закрытое изнутри помещение и т.п. Однако и здесь надо быть осторожным: встречаются случаи, когда убитые пишут записку под угрозой смерти или убийца, закрыв изнутри комнату, вылезает в окно. Способы прекращения жизни также могут дать некоторые ука­зания на категорию смерти; одни из них, например повешение, утопление, ранение шеи, свойственны преимущественно само­убийству, другие — удавление петлей, ушибленные и колотые раны, наоборот, редко встречаются при самоубийстве.

Однако при всех повреждениях следует обращать внимание на следующие моменты: доступно ли данное место для действия собственной руки самоубийцы, каковы свойства раны, направ­ление ее раневого канала и т.п. Если среди повреждений есть такие, которые вызывали, например, невозможность произволь­ных движений, то они должны считаться, по крайней мере, по­следними по времени. Множественные повреждения, даже огне­стрельные, — не редкость при самоубийстве.

В частности, огнестрельные раны наносятся самоубийцами чаще всего в висок, область сердца, реже в рот; но возможны и выстрелы в живот.

Профессор Я. Л. Лейбович (1931г.) приводит следующие ин­тересные примеры: 1) самоубийство гражданина Я., военного, покончившего жизнь выстрелом из пулемета: зарядив пулемет и приспособив к ноге шпагат, Я. сел против пулемета, произвел выстрел с близкого расстояния, с ранением печени, желудка, се­лезенки, диафрагмы, сердца, аорты и легких; 2) самоубийцы — мужчина и женщина — покончили жизнь путем взрыва гранаты, подложенной под их головы, оказавшиеся совершенно разорван­ными в затылочных и теменных областях, это не считая других повреждений на теле; 3) самоубийца выстрелил из обреза в левую ноздрю, получив при этом обширные разрушения головы[8].

Конечно, огнестрельные раны самоубийц носят характерные особенности выстрела с близкого расстояния: следы ожога, вне­дрение порошинок, копоть, рана часто неправильной формы и значительной величины. Это зависит от длины руки и выполне­ния привычных для нее движений. Бывают, однако, случаи вы­стрелов с близкого расстояния без внедрения порошинок и без ожога, они значительно осложняют судебно-медицинскую экс­пертизу — их можно принять за выстрелы с более дальнего рас­стояния, т.е. за убийство. Очень большое значение имеет сопос­тавление повреждения, оружия и повреждающего снаряда.