Смекни!
smekni.com

Основные этапы развития психики (стр. 5 из 6)

Два существенных явления отличают эту форму поведения животных: так называемый экстраполяционный рефлекс и раз­витие усложняющихся форм памяти. Так, экспериментально ус­тановлено, что некоторые животные проявляют в своем пове­дении способность не подчиняться непосредственному воспри­ятию предмета, а прослеживать его движения и ориентировать­ся на ожидаемое перемещение объекта (эксперимент с прозрач­ной трубкой). Экстраполяционный рефлекс, который имеет осо­бую форму предвосхищающего поведения, является одним из важ­ных источников для формирования более высоких интеллекту­альных видов индивидуально-изменчивого поведения.

Другим источником, создающим существенные условия для формирования интеллектуального поведения, являются возра­стающая сложность восприятия и большая прочность памяти. Этот факт был детально прослежен в экспериментах с так называе­мыми отсроченными реакциями. Животное помещалось на при­вязь, и на его глазах в ящик клали приманку. Через некоторое время животное" отпускали: если след в его памяти сохранился, оно бежало к ящику, если нет, не следовало никаких действий. Приведем для примера длительность сохранения следов образ­ной памяти у различных животных:

крыса — до 10—20 с,

собака — до 10 мин,

обезьяна — до 16—48 ч.

Систематические исследования интеллектуального поведения высших животных (обезьян) были начаты известным немецким психологом В.Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в сложные условия, когда непосредст­венное достижение цели было невозможно. Обезьяна должна была либо использовать обходной путь, чтобы получить при­манку, либо использовать для этой цели специальные орудия. Так, например, обезьяну помещали в большую клетку, рядом с которой клали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться. Достать ее она могла, лишь исполь­зовав обходной путь через дверь, расположенную в задней сте­не клетки.

Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась не­посредственно достать приманку: тянулась к ней или прыгала. Затем она бросала эти безуспешные попытки, и наступал пери­од, когда обезьяна неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалось соответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила к правильному решению задачи. Характерно, что решение задачи перемещалось из пе­риода непосредственных проб в период предшествующего по­пытке наблюдения, и движение обезьяны становилось лишь ис­полнением ранее выработанного «плана решения».

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интел­лектуальному решению задачи, и процесс этот трактуется раз­личными исследователями по-разному. Одни считают возмож­ным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К.Вюлер полагает, что исполь­зование орудий обезьянами следует рассматривать как резуль­тат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревь­ях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуально­го поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные способны уловить отноше­ния между предметами и предвосхитить результат данной ситу­ации. И.П.Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян «ручным мышлением».

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно вы­сшим млекопитающим и достигает особенно высокого разви­тия у человекообразных обезьян, представляет собой ту верх­нюю границу развития психики, за которой начинается исто­рия развития психики уже совсем другого, нового типа, свойст­венной только человеку, — история развития человеческого со знания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных. Если окинуть единым взглядом этот путь, то отчет­ливо выступают его основные стадии и управляющие им зако­номерности. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям сущест­вования животных и новым шагом в усложнении их.физиче­ской организации.

Так, приспособление к более сложной среде приводит к диф­ференциации у животных простейшей нервной системы и спе­циальных органов чувствительности. На этой основе и возни­кает элементарная сенсорная психика — способность отражения отдельных свойств среды. С переходом животных к наземному образу жизни и (в результате этого) с развитием коры головно­го мозга возникает психическое отражение животными целост­ных вещей — перцептивная психика. Наконец, дальнейшее ус­ложнение условий существования, приводящее к развитию еще более совершенных органов восприятия и действия и еще бо­лее совершенного мозга, способствует появлению у животных возможности чувственного восприятия ими объективных соот­ношений вещей в виде предметных ситуаций. Таким образом, развитие психики определяется необходимостью приспособле­ния животных к среде и психическое отражение является фун­кцией соответствующих органов, формирующихся у них в ходе этого приспособления.

Совсем иную форму, характеризующуюся совершенно дру­гими чертами, представляет собой психика человека — челове­ческое сознание. Главное отличие сознания человека состоит в том, что его появление обусловлено изменением законов, уп­равляющих развитием психики. Если на всем протяжении ис­тории животного мира общими законами, которым подчиня­лись законы развития психики, были законы биологической эво­люции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно исторического развития.

5.Важнейшие различия психики животных и человека

Итак, развитие жизни приводит к такому изменению физи­ческой организации животных и возникновению у них таких органов, функцией которых является отражение окружающей их действительности. От чего же зависит характер этой функ­ции? Почему в одних условиях эта функция выражается, на­пример, в отражении отдельных свойств, а в других — в отражении целостных вещей? Это зависит от объективного строе­ния деятельности животных, практически связывающей этих животных с окружающим миром. Отвечая изменению условий существования, строение и деятельность животных также из­меняются, тем самым вызывая необходимость такого преобра­зования органов и их функций, которое приводит к возникно­вению новой формы психического отражения. Рассматривая раз­витие психики животных, мы подчеркивали прежде всего раз­личия между ее формами. Теперь необходимо выявить то об­щее, что характеризует эти различные формы, обусловливая ка­чественные отличия и деятельности животных и их психики от человеческой деятельности и сознания.

Первое отличие всякой деятельности животных от деятель­ности человека состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической. Иначе говоря, деятельность жи­вотного возможна лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, всегда оставаясь в пределах их ин­стинктивных, биологических отношений к природе. Это общий закон. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными, так как включают лишь сто­роны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в противоположность человеку не существует устойчивого объ­ективно предметного отражения действительности. Таким об­разом, для животного всякий предмет окружающей действи­тельности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности.

Следующая черта, отличающая психику животных от чело­веческого сознания, состоит в следующем: отношения живо­тных к себе подобным не отличаются от их отношения к дру­гим внешним объектам, т.е. также принадлежат к кругу их ин­стинктивных биологических отношений, что связано с фактом отсутствия у животных общества. Некоторые авторы считают, что у животных существует разделение труда, и при этом обыч­но указывают на общеизвестные примеры из жизни пчел, му­равьев и других общественных животных. В действительности у этих животных никакого настоящего разделения труда не су­ществует. Хотя отдельные особи у них и выполняют в сообще­стве различные функции, в основе этого различия лежат непос­редственно биологические факторы, а не объективные условия. Последнее доказывается строго определенным фиксированным характером самих функций.

Особенности взаимоотношений животных друг с другом оп­ределяют и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздей­ствует на других с помощью звуков. Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними несомненно существует. Внут­ренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как на отра­женную в речи реальность. Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать, что животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, что отражает данный речевой сигнал: он имеет для него лишь определенный биоло­гический смысл. Или, например, у птиц, живущих стаями, су­ществуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, ког­да она чем-нибудь напугана. При этом совершенно безразлич­но, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме. Следо­вательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями дей­ствительности, сходством объективного отношения к ним жи­вотного. Иначе говоря, упомянутые крики животных лишены •устойчивого объективного предметного значения. То есть об­щение животных и по своему содержанию и по характеру осу­ществляющих его конкретных процессов также полностью ос­тается в пределах их инстинктивной деятельности.