Смекни!
smekni.com

Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов, Фрейд Анна (стр. 102 из 111)

1) Ср. статью: "Превращение влечений и т.д. ", третий выпуск этой библиотеки.

440

3. Фрейд

мать, как характерную черту его врожденной сексуальной конституции. Он сейчас же становится пассивным, прояв­ляет больше склонности к отождествлению в последую­щем с женщиной, чем с мужчиной. Он, как и всякий другой ребенок, пользуется при этом содержание кишечника в его первом и первона­чальном значении. Кал представляет собой первый по­дарок, первую жертву нежности ребенка, часть соб­ственного тела его, от которой он отказывается, но толь­ко в пользу любимого лица1). Использование для того, чтобы поступить наперекор, как в нашем случае в 3 1/2 года по отношении к гувер­нантке, представляет собой только отрицательное пре­вращение этого подарка. "Grumus merdae", которое воры оставляют на месте преступления, имеет, по-видимому, оба значения: насмешку и регрессивно выраженное воз­мещение. Всегда, когда достигнута более высокая сту­пень, прежнее может найти применение еще в отрица­тельно униженном смысле. Вытеснение находит себе выражение в противоположном21. На более поздней ступени развития кал получает зна­чение ребенка. Ребенок ведь рождается через задний про­ход как испражнение. Значение кала, как подарка, лег­ко допускает это превращение. В обычном разговоре ре­бенок называется "подарком"; часто о женщине говорят, что она "подарила" ребенка мужу, но в бессознательном вполне правильно принимается во внимание и другая сто­рона отношений, т.е. женщина " получает" ребенка в по­дарок от мужчины. Значение кала, как денег, ответвляется в другом на­правлении от его значения, как подарка. Раннее покрывающее воспоминание нашего больного о случившемся результатом того, что он к Рождеству по-

1) Я думаю, что легко доказать, что младенцы пачкают своими экск­рементами только тех лиц, которых они знают и любят. Чужих они не удостаивают таким отличием. В 3-х статьях о сексуальной те­ории я упомянул о самом первом значении кала для автоэротическо­го раздражения слизистой оболочки кишечника; как дальнейшее за­воевание к этому присоединяется, что при дефекации большое зна­чение имеет внимание к объекту, которого ребенок слушается и идет навстречу ему. Это же отношение сохраняется и в дальнейшем в том, что более взрослый ребенок позволяет только некоторым пред­почитаемым лицам сажать себя на горшок или помогать при моче­испускании. при чем, однако, принимаются во внимание и другие цели. 2) В бессознательном, как известно, не существует "нет "; противополож­ности совпадают. Отрицание вводится только процессом вытеснения.

Анальная эротика и кастрационныч комплекс

441

лучил недостаточно много подарков, разоблачает теперь свой более глубокий смысл. Ему недоставало сексуаль­ного удовлетворения, которое он понимал, как анальное. Его сексуальное исследование до сновидения уже подго­товило его к этому, а во время процесса образования сно­видения он понял, что сексуальный акт разрешает загад­ку происхождения маленьких детей. Еще до сновидения он не переносил маленьких детей. Однажды он нашел маленькую еще голую птичку, выпавшую из гнезда, при­нял ее за маленького человечка и испугался его. Анализ доказал, что все те маленькие животные, гусеницы, на­секомые, на которых он бььл так зол, имеют для него зна­чение маленьких детей 1). Его отношения к старшей сес­тре дали ему повод много раздумывать над взаимоотно­шениями между старшими и младшими детьми. Когда ему однажды няня сказала, что мать его так сильно лю­бит, потому что он младший, то у него явился вполне по­нятный мотив желать, чтобы за ним не последовал еще младший ребенок. Под влиянием сновидения, воспроиз­ведшего перед ним общение родителей, у него снова ожил страх перед этим младшим. Нам нужно поэтому к известным уже сексуальным те­чениям прибавить еще новое, которое, как и другие, про­исходит из воспроизведенной им в сновидении первичной сцены. В отождествлении своем с женщиной (с матерью) он готов подарить отцу ребенка и ревнует к матери, ко­торая это уже сделала и, быть может, снова сделает. Обходным путем через общий результат значения по­дарка деньги могут приобрести значение ребенка и в та­ком виде могут стать выражением женского (гомосексу­ального) удовлетворения. Этот процесс совершился у на­шего пациента, когда однажды — в то время брат и сест­ра находились в немецкой санатории — он увидел, как отец дал сестре деньги в виде двух бумажек большого досто­инства. В своей фантазии он всегда подозревал отца в близости с сестрой. Тут в нем проснулась ревность, он бросился на сестру, когда они остались одни, и с такой настойчивостью и с такими упреками стал требовать свою долю в деньгах, что сестра, плача, бросила ему все. Его рассердила не только реальная стоимость денег, а еще гораздо больше денег, анально-сексуальное удовлетворе-

I) Также вши, которые в сновидениях и фобиях часто означают малень­ких детей.

442

3 Фрейд

ние от отца. В этом отношении он мог утешиться, когда — при жизни отца -умерла сестра. Его возмутительная мысль при известии о ее смерти означало только: теперь я единственный ребенок, теперь отец может любить меня одного. Но гомосексуальная подоплека этого безусловно доступного сознанию соображения была так невыносима, что его замаскированно в неизменной жадности оказалось возможным как большее облегчение. То же самое было, когда, после смерти отца, он делал матери те несправедливые упреки, что она его хочет об­мануть в денежном отношении, что на больше любит день­ги, чем его. Старая ревность, что она любила еще друго­го ребенка, кроме него, что после него она желала иметь еще ребенка, вырывала у него обвинение, беспочвенность которого он сам сознавал. Благодаря анализу значения кала нам становится те­перь ясным, что навязчивые мысли, которые должны были привести бога в связь с калом, имеют еще другое значение, кроме оскорбления, которое он в них сознавал. Это были настоящие компромиссные образования, в ко­торых нежное преданное течение принимает такое же участие, как враждебное и оскорбительное. "Бог-кал" было, вероятно, сокращением приглашения, которое при­ходится слышать и в несокращенной форме. "Испраж­няться на бога", "испражняться богу" — означает также подарить ему ребенка. Старое отрицательно-унизительное значение подарка в навязчивых словах соединено с более поздним, развившемся из него значением ребенка. В пос­леднем значении находит себе выражение женская не­жность, готовность отказаться от мужественности, если за это получаешь любовь от женщины. Таким образом, это — душевное ^движение против бога, которое недвусмыслен­ными словами выражено в бредовой системе параноичес­кого президента сената Шребера1). Когда, я позже сообщу о последнем разрешении симп­тома у моего пациента, то можно будет еще раз показать, что нарушение кишечника служило гомосексуальному гечению и выражало женск\то установку к отцу. Новое значение кала должно открыть нам путь к описанию кас-грационного комплекса. Раздражая эрогенную слизистую оболочку кишечника, твердая каловая масса приобретает для него роль актив-

I) См. анализ в Samm! Kl Schriften ;. Neurosenlehre, 111 F

Анальная эротика и кастрационныи комплекс

443

ного органа, действует так, ка пенис на слизистую оболоч­ку вагины, и становится как бы предшественником пени­са в эпоху клоаки. Отдача кала в пользу (из любви) како­го-нибудь другого лица в свое время становится прообра­зом кастрации; это первый случай отказа от части соб­ственного тела1), чтобы приобрести милость другого лю­бимого человека. Обычно нарцистическая любовь к сво­ему пенису не лишена известного притока со стороны анальной эротики. Кал, ребенок, пенис — образуют, таким образом, нечто единое, бессознательное понятие — sit venia verbo — отделенного от тела "маленького". По этим соеди­нительным путям могут произойти сдвиги и усиления при­вязанности либидо, имеющие значение для патологии и открытые анализом. Первоначальное отношение нашего пациента к про­блеме кастрации нам уже известно. Он отрицал кастра­цию и остался на точке зрения общения через задний проход. Если я сказал, что он отрицал ее, то главное зна­чение этого выражения состоит в том, что он ничего не хотел о ней знать в смысле вытеснения. Таким образом, в существовании ее не имело места, собственно, никакое суждение, но было так, будто бы кастрации вовсе не су­ществовало. Однако, эта установка не могла быть окон­чательной, не оставалась даже в течение всех лет его дет­ского невроза. Позже имеются веские доказательства того, что он признавал кастрацию, как факт. Он и в этом пункте ведет себя так, как это было показательно для его существа, что, разумеется, так необыкновенно затрудняет нам описание и понимание его. Он сначала противился, а потом уступил, но одна реакция не прекратила другую. В конце концов, у него одновременно имелись два про­тивоположных течения, из которых одно пугалось каст­рации, а другое готово было принять ее и утешиться жен­ственностью, как заменой. Третье, самое старое и глубо­кое, которое просто отрицало кастрацию, при чем воп­рос о реальности ее еще не возникал, было, несомненно, еще также жизненно. В другом месте я рассказал галлю­цинацию этого же пациента из пятого года жизни, к ко­торой я хочу присоединить небольшой комментарий21: "Когда мне было пять лет, я играл в саду возле няни и резал перочинным ножом кору одного из тех ореховых

I) А ч иенно так ребенок относится к калу 2) См выпуск IVэтой библиотеки стр 87

444

3. Фрейд

деревьев, которые играли роль 1) в моем сновидении21. Вдруг я заметил с невыразимым ужасом, что так перере­зал себе мизинец (правой или левой) руки, что он остал­ся висеть на коже. Я не чувствовал боли, а только силь­ный страх. Я не решался сказать об этом находящейся в нескольких шагах няне, а опустился на ближайшую ска­мью и остался сидеть, неспособный бросить еще взгляд на палец. Наконец, я успокоился, посмотрел на палец, и ока­залось, что он был совершенно невредим". Нам известно, что в 4 1/2 года после знакомства с свя­щенной историей, у него началась интенсивная работа мысли, которая закончилась навязчивой набожностью. Мы может поэтому предположить, что эта галлюцинация случилась в то время, когда он решился признать реаль­ность кастрации, и что она, может быть, отмечает имен­но этот шаг. И маленькая корректура пациента тоже пред­ставляет некоторый интерес. Если он галлюцинировал то же жуткое переживание, о котором Тассо (Tasso) расска­зывает в "Освобожденном Иерусалиме" о своем герое Тан-креде, то имеет свое оправдание и толкование, что и для моего маленького пациента дерево означало женщину. Он играл, следовательно, при этом роль отца и привел зна­комое ему кровотечение матери в связь с открытой им кастрацией женщины, "раной". Поводом к галлюцинации про отрезанный палец послу­жил, как он позже сообщил, рассказ о том, что у одной родственницы, которая родилась с шестью пальцами, этот лишний палец был сейчас же отрублен топором. У жен­щин, следовательно, не было пениса потому, что при рож­дении его у них отрезали. Таким путем он принял во вре­мя невроза навязчивости то, что знал уже во время про­цесса образования сновидения и что тогда отверг посред­ством вытеснения. Также и ритуальное обрезание Хрис­та, как вообще евреев, не могло при чтении священной истории и разговорах о ней остаться ему неизвестным. Не подлежит никакому сомнению, что к тому време­ни отец стал для него тем страшилищем, со стороны ко­торого ему угрожает кастрация — от жестокого бога, с которым он тогда боролся, который заставляет людей