Выводы и проб1вмы
467
сивные сексуальные цели господствующей организации (мазохистическои, по не женской) является реакция страха Нет победоносного мужского сексуального течения, существует только пассивное и сопротивление ему. Могу себе представить, какие трудности представляет для читателя непривычное, но неизбежное разделение активно мужского и пассивно женского, и поэтому не стану избегать повторений Состояние после сновидения можно описать следующим образом сексуальные устремления расщепились, в бессознательном достигнута ступень гени тальной организации и сконструирована очень интенсив пая гомосексуальность, над этим имеется (возможно — в сознании) прежнее гатистическое и преимущественно мазохистическое сексу сильные течения, я в оЬщем изме нило свое отношение к сексуальности, оно находится в состоянии отрицания сексуальности и со страхом отклоняет господствующие мазохистические цели, подобно тому, как реашровало на на более глубокие гомосексуальные цели ^e^I, ч ю образовало фобии Рез\ль1ат сновиде ния состоял, следовательно, не с-юлько в победе мужско го течения, сколько в реакции против женского, пассив ного Было большой натянутостью желать приписывать этому течению характер мужественности У "я" нет ника ких сексуальных устремлений, а только интерес к самосохранению и к удержанию своего нарцизма. Рассмотрим теперь фобию. Она возникла на уровне генитальной организации, показывает нам сравнительно простой механизм истерии страха. "Я" защищается путем развития страха от того, что оценивает как слишком большую опасность, от гомосексуального удовлетворения Все же процесс вытеснения оставляет явный след Объект, с которым связалась внушающая страх сексуальная цель, должен в сознании быть заменен другим. Сознается страх не перед отцом, а перед волком Дело не ограничивается образованием фобии с одним только этим содержанием Некоторое время спустя волка сменяет лев С садистичес кими душевными движениями по отношению к малень ким детям конкурирует фобия перед ними, как предста внтеля\ш соперников, возможных маленьких детей (у матери) Особенно интересно возникновение фобии бабоч ки Оно как бы повторяет механизм, создавший в сновидении фобию волка Случайный толчок оживляет старое переживание, сцену с Грушей, угроза кастрацией которой начинает действовать некоторое время спустя, между тем
468
-3 Фрейд
как эта угроза не оказала никакого действия тогда, когда была произнесена1). Можно сказать, что страх, принимающий участие в образовании этой фобии, является кастрационным страхом. Это мнение не противоречит взгляду, что страх произошел из вытеснения гомосексуального либидо. Обеими формулировками обозначают тот же процесс, что "я" отнимает либидо у гомосексуального желания, и это либидо превращается в свободно витающий страх, который затем удается сконцентрировать на фобии. В первой формулировке был только отмечен также и мотив, которым руководится "я". При ближайшем рассмотрении оказывается, что это первое ^a болев а ш ie нашего nanneirra lie исчерпывается од ной только фобией (не принимая во внимание нарушение в принятии пищи), а должно быть понято, как настоящая истерия, состоящая кроме симптомов страха еще и из явлений конверзии. Часть гомосексуальных душевных движений сохраняется в болезненных явлениях, которыми захвачены органы; начиная с этого времени, а также и гораздо позже, кишечник ведет себя как истерически больной орган. Бессознательная, вытесненная гомосексуальность сконцентрировалась на функции кишечника. Именно эта часть истерии оказала нам самые ценные услуги впослед ствии, при аналитическом разрешении заболевания.
1) Как указано выше, сцену с Грушей пациент припомнил сам, в возникновении этого воспоминания конструкции или поведение врача не принимали никакого участия, изъяны в воспоминании о ней были анализом восполнены таким образом, что заслуживают названия безупречного, если вообще придавать какую-нибудь ценность методу аналитической работы Рационалистическое толкование этой фобии могло бы только сказать ничего необыкновенного нет в том. что расположенный к боязливости ребенок получает припадок страха и от бабочки с желтыми полосками, вероятно, вследствие врожденной склонности к страху (Ср Stanley Holl, A Synthetic genetic Study of fear Amer J of Psychology, XXV, 1914) He зная причины этому, ребенок ищет какои-нибудь связи в детстве для этого страха и пользуется -случачным сходством имени и одинаковостью полос, чтобы сконструировать себе фантазию о приключении с нянькой, о которой еще сохранилось воспоминание Но если побочные условия невинного само по сеое события. — мытье пола. метла, ведро, проявляют в дальнейшей жизни такую силу, что навсегда и навязчиво обуславливают выбор объекта у этого человека, то фобия бабочки приобретает непонятное значение Положение вещей становится, по крайней мере, сто гь же замечательным, как и предполагаемое мною, и пропадает вся выгода от рационалистического понимания этой сцены Сцена с Грушей для нас особенно ценна, так как на ней мы можем подготовить свое суждение для понимания менее достоверной первичной сцены
Выводы и проблемы
469
Теперь у нас должно хватить мужества разобрать еще более сложные условия невроза навязчивости. Представим себе еще раз всю ситуацию: господствующее мазохистичес-кое и вытесненное гомосексуальное сексуальные течения, а с другой стороны — "я", захваченное истерическим отстранением обоих, какие процессы превращают это состояние в невроз навязчивости? Превращение происходит не самопроизвольно, благодаря дальнейшему внутреннему развитию, а благодаря постороннему влиянию извне. Явное следствие его состоит в том, что стоявшее на первом месте отношение к отцу, которое до того находило себе выражение в фобии волка, выражается теперь в навяушпой набожности Не МОГУ не указать на ч о, что этот процесс у нашего пациента является прямым подтверждением взгляда, высказанного мною в "Тотем и Табу" 1) об отношении животного — тотема к божеству. Я склонился там в пользу того взгляда, что представление о божестве не является дальнейшим развитием тотема, а возникает независимо от него на смену ему из общего обоим корня. Тотем представляет собой первого заместителя отца, а бог -позднейшего, в котором отец снова приобретает свой человеческий образ. То же имеет место и у нашего больного В фобии волка пациент проделывает тотемистичес кую ступень заместителя отца, ступень, которая затем обрывается и, вследствие новых отношений между ним и отцом, сменяется фазой религиозной набожности. Влияние, произведшее это превращение, исходило из религиозного учения и священной истории, с которыми он познакомился при посредстве матери. Результаты соответствуют тому, чего добивалось воспитание. Садистически-мазохистическая организация медленно приходит к концу, фобия волка быстро исчезает, вместо боязливого отрицания сексуальности наступает высшая ее форма. Набожность становится господствующим фактором в жизни ребенка. Но все эти преодоления совершаются не без борьбы, признаком которой являются богохульственные мысли и вследствие которых утверждается навязчивое преувеличение религиозного церемониала. Еслд не считать этих патологических феноменов, то можно сказать, что в этом случае религия совершила все то, для чего она вводится в воспитание. Она укротила сексуальные стремления ребенка, дав им возможность субли-
I) "Тотем и Табу ", V выпуск этой библиотеки
470
3 Фрейд
мироваться и остановиться на чем-нибудь твердо, уменьшила значение его семейных отношений и предотвратила угрожавшую ему изоляцию благодаря тому, что открыла для него связь с великой общественностью людей. Дикий запуганный ребенок стал социальным, нравственным и поддающимся воспитанию Главным двигателем религиозного влияния было отождествление с образом Христа, который стал ему особенно близок благодаря случайности его рождения Здесь слишком большая любовь к отцу, сделавшая необходимым вытеснение, нашла, наконец, выход в идеальной сублимации. В образе Христа можно было любить отца, называвшегося теперь богом, г таким усерчием, которое 1ще'1но искало выхода ни и i ношению к земному отцу Пути, которыми можно было проявить эт\ любовь, были предуказаны религией; им чуждо чувство вины, которого нельзя отделить от индивидуальных любовных стремлений. Если таким образом самое глубокое, уже сраженное, как бессознательная гомосексуальность, сексуальное стремление могло еще быть дренировано, то поверхностное мазохистическое стремление нашло себе несравненную сублимацию в сказаниях о муках Христа, который отдал себя в жертву па истязания по поручению и в честь своего божественного отца. Таким образом, благодаря смеси удовлетворения, сублимации и отвлечения от чувственного на чисто духовные процессы и открытию социальных отношений, какие она дает верующему, религия сделала свое дело у свихнувшегося с пути ребенка. Его противодействие религии вначале име \о три различных исходных пункта. Во первых, это было отклонение всяких новшеств,— чему примеры мы уже видели. Он защищал всякую однажды занятую позицию либидо в страхе перед потерей при отказе от нее и из недоверия к возможности найти полную замену ей в новой позиции. Это и есть та важная и фундаментальная психологическая особенность, которую я описал в трех статьях по теории сексуальности, как особенность к фиксации. Юнг хо тел, под названием психической "инертности" (Tr(a )ghe-it), сделать ее главной причиной всех неудач невротиков. Я думаю, что он неправ, она идет гораздо дальше и играет значительную роль также и в жизни не нервных людей. Легкая подвижность или неподвижность либидинозных, а также и др)того рода привязанностей энергии составляет особую характерную черту, свойственную многим нор-