Роль развития функции Я для социализации
Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности (и тем самым к возможности социализации) не может наступить прежде чем различные функции Я не достигнут определенных ступеней развития. Лишь когда в психическом аппарате будут заложены сле-
204
А. Фрейд
ды воспоминаяий, стало быть возникнет память, действия ребенка смогут осуществляться на основе опыта и предвидения, следовательно реально направленны. Без контроля реальности нет никакого различия между внутренним и внешним, фантазией и реальностью стало быть также нет никакого основания для замены галлюцинаторных осуществлении желаний приспособленными действиями. Лишь приобретение речи делает ребенка членом человеческого общества. Связанные с речевой способностью вторичные процессы, такие как логика, разумное мышление, способствуют пониманию взаимосвязи между причиной и следствием, не делая каждое приспособление к требованиям окружающего мира лишь слепым подчинением. Рука об руку с этим развитием идет продвижение от импульсивного поведения к ориентировочному продумыванию действий, посредством которого между желанием и удовлетворяющим действием включаются интеллектуальные процессы. Одним из важнейших шагов к социализации является возможно овладение двигательной сферой посредством Я, которое кладет конец инстинктивным действиям. Наконец, социальная позиция человека основывается также на его синтетической функции, не оставаясь хаотически разрозненной работой импульсов, желаний, настроений, склонностей и пр., не соединяясь в едином лице с чувством ответственности за себя самого и за окружающий мир. То, что человек должен вырасти из пределов первичного процесса, прежде чем вопрос встанет о социальном приспособлении, настолько само собой разумеется, что возможно именно из-за того обстоятельства не принимаются во внимание другие направления. Мы не ожидаем, что маленький ребенок будет вести себя социально, прежде чем он сможет вспоминать, говорить, думать и разумно анализировать. Мы не удивимся, если умственно отсталый и органически дефективный ребенок не будет иметь никакого социального приспособления (кроме основанного на дрессуре) или если патологические регрессии Я в более поздней жизни вновь разр\тцат сделанные в этом направлении приобретения. Роль механизмов Я для социализации Посредством становления принципа реальности, с одной стороны, и вторичных мыслительных процессов, с другой, начинают сближаться друг с др)том внутренние оценки
Глава 5. Патологическое детское развитие 205 ребенка и оценки его окружения. Однако дистанция между ними может исчезнуть только тогда, когда дальнейшие влияния делаются действенными, а именно, появляются механизмы Я, которые имеют дело с любовными связями ребенка, и начинают сглаживаться основополагающие различия между самим собой и объектным миром. Прежде всего здесь важно стремление к подражанию, которое рано делается заметным и увеличивается по силе по мере обращения внимания на внешний мир. Маленький ребенок не остается пассивным, он пытается, по меньшей мере, в своей фантазии (позже во многих действиях) перевести себя в роль ухаживающей матери и тем самым отнимает от нее для себя некоторое количество всемогущего господства над процессами удовлетворения. Где подражание ведет к получению удовольствия, ему соответствует, начиная с преэдипальной стадии, идентификация, которая означает желание сделать из случайного подражания что-либо прочное и продолжительное, а именно, так изменить себя самого, чтобы все больше и больше содержать привлекательные черты родителей. Социальные действия родителей, как они есть, переводятся тем самым из внешнего мира во внутренний мир ребенка, становятся его идеалом и предтечей его СВЕРХ-Я ("Ступень в Я"). Такие идентификации дают ребенку преимущество, что он, как и в свои более ранние времена, вновь может чувствовать себя единым с матерью, даже если это новое единство ребенка и матери ограничивается областью морали и образования идеала. Во время и после отступления эдипального периода эта новая внутренняя инстанция наделяется одалживаемым у родителей авторш-етом и получает посредством интроек-ции (перенос субъектных ощущений на объект) разряд внутреннего законодателя. Притязания на инстинктивную регуляцию, которые прежде были лишь желательным образцом, заменены теперь СВЕРХ-Я в качестве требований. Пока Я их выполняет, оно вознаграждается (со стороны СВЕРХ-Я) чувством самоудовлетворения и самоуважения; если Я занимает позицию инстинктивного желания и следует запретам СВЕРХ-Я, оно наказывается со стороны СВЕРХ-Я посредством чувства вины. То, что прежде происходило как борьба за социальное приспособление между ребенком и родителями, повторяется, таким образом, как внутренний конфликт между побуждениями желаний ребенка и его внутренними (созданными по образцу внешнего мира) законодателем.
206
А. Фрейд
Образование эффективного СВЕРХ-Я означает для ребенка решающий прогресс в социализации; вместо того, чтобы быть подверженным моральным требованиям своего социального окружения, он теперь сам принимает в них участие и может чувствовать себя их представителем. Несмотря на это, будет ошибкой переоценивать независимость также жесткого детского СВЕРХ-Я. Внутренний авторитет требует еще на долгие годы поддержки и опоры авторитетной фигуры из внешнего мира и может разрушиться, если либо объектные отношения к родителям, либо идентификация с ними разрушается посредством сильных разочарований или шоковых переживаний. ОНО как помеха социализации
То, что развитие Я и СВЕРХ-Я у нормального ребенка за относительно короткое время достигает далеко поставленной цели, легко вводит наблюдателя в заблуждение относительно бесконечных трудностей и препятствий, которые нужно преодолеть на пути. Мотивы, которые толкают ребенка к положительной установке, признанию и, наконец, присвоению социальных требований исходят из эмоциональных отношений к своим важнейшим объектам, к родителям, и, соответственно, являются сильными. С другой стороны, нельзя забывать, что для ребенка не менее неотложно удовлетворение его собственных инстинктивных желаний. Для каждого ребенка является болезненным открытием, что прегенитальная сексуальность и инфантильная агрессивность, составляющие ядро его инстинктивной жизни и вызывающие в своей исходной форме возмущение, не подходят для мира взрослых и должны претерпеть далеко идущую трансформацию, прежде чем они смогут быть допущены к дозволенному проявлению. От него требуется, чтобы он отрекся от части себя самого, чтобы быть принятым в социальное сообщество. На помощь процессу приходит, с другой стороны, то, что не все необходимые инстинктивные модификации должны быть получены посредством внутренних столкновений, что, по меньшей мере, некоторые претерпевают спонтанные изменения, которые обусловлены созреванием и ростом. Самые ранние каннибалистские фантазии, например, становятся жертвой первичных вытеснении, т.е. они отнюдь не вмещаются в структуру Я и исчезают, еще раньше, чем Я приведет к движение свои защитные усилия.
Глава 5. Патологическое детское развитие
207
Точно так же и главная часть беспочвенной агрессивности и деструкции маленького ребенка спонтанно связывается и усмиряется не посредством усилий со стороны Я или воспитания, а посредством его слияния с детским либидо (Слияние между либидо и агрессией). Так же и анальные побуждения нашего культурного ребенка почти автоматически находят дорогу к ограниченному смещению и сублимированию, до тех пор пока воспитательные мероприятия в этом отношении не вмешиваются в естественный отвод мешающе и опрокидывающе. Защитные достижения, требующиеся ребенку как само собой разумеющиеся, тем не менее остаются значительными. Не все инфантильные инстинктивные производные уступчивы и большинство их ведет к конфликтам вначале с окружающим миром, затем с инстанциями Я (поскольку они вобрали в себя требования окружающего мира). Затем Я теряет способность обращаться с инстинктом как источником удовольствия и вместо этого проверяет является ли инстинкт с точки зрения окружающего мира и собственного СВЕРХ-Я приличным или неприличным, допустимым или недопустимым. Смотря объективно, не следует отрицать, что почти все нормальные элементы инфантильной жизни (такие, как жадность, корыстолюбие, ревность, желание смерти и пр.) толкают индивида в направлении диссоциальнос-ти, если они остаются неизмененными, и что социализация совпадает с защитой от них. Естественным образом происходит практически то, что Я со своей защитной организацией оказывает им сопротивление. Определенные производные ОНО полностью вытягиваются (вытесняются) из сознательного Я; другие переходят в свою противоположность (реакционные образования); или направляются на другие, отдаленные от инстинктивной цели (сублимация); сдвигаются с собственной персоны на другую (проекция) и др. Осуществление немногих чуждых Я побуждений таких, как фаллическая сексуальность, откладывается на будущее. Защитные процессы, задача которых охранять социальное будущее индивида, одновременно воздействуют на целостную личность задерживающе, ограничивающе и обедняю-ще, оказывают вред, который может свестись либо к выбору защитных механизмов, либо к чрезмерному давлению воспитания. Защитные мероприятия сами по себе не являются (как это представляется некоторым авторам) односторонне болезнетворными (вытеснение, реакционное образование) или поддерживающими здоровье (отсрочка, сублимация).