!) Это неверно Сравни его восклицание перед клеткой льва' здесь, вероятно, начинается забывание вследствие вытеснения
290
-3 Фрейд
Ганс: "И у всех людей есть Wiwimacher, и Wiwimacher вырастет вместе со мной, когда я стану больше; ведь он уже вырос". "На этом разговор прекращается; в следующие дни страх, как будто, опять увеличился, Он не решается выйти за ворота, куда его обыкновенно водят после обеда". Последние слова утешения Ганса проливают свет на положение вещей и дают нам возможность внести некоторую поправку в утверждения отца. Верно, что он боится больших животных, потому что он должен думать об их большом Wiwimacher'e, но собственно нельзя еще говорить, что он испытывает страх перед самым большим Wiwimacher'ом. Представление о таковом было у него раньше безусловно окрашено чувством удовольствия, и он всячески старался как-нибудь увидеть этот Wiwimacher. С того времени это удовольствие было испорчено обращением удовольствия в неудовольствие, которое, непонятным еще для нас образом, охватило все его сексуальное исследование и, что для нас более ясно, после известного опыта и размышлений привело его к мучительным выводам. Из его самоутешения: Wiwimacher вырастет, когда я вырасту, можно заключить, что он при своих наблюдениях всегда занимался сравнениями и остался весьма неудовлетворенным величиной своего собственного Wiwimacher'а. Об этом дефекте напоминают ему большие животные, которые для него по этой причине неприятны. Но так как весь ход мыслей, вероятно, никак не может стать ясно сознаваемым, то это тягостное ощущение превращается в страх; таким образом, страх его построен как на прежнем удовольствии, так и на теперешнем неудовольствии. После того, как состояние страха уже установилось, страх поглощает все остальные ощущения. Когда процесс вытеснения прогрессирует, когда представления, связанные с аффектом и уже бывшие осознанными, все больше отодвигаются в бессознательное, — все аффекты могут превратиться в страх. Курьезное замечание Ганса: "Он ведь уже вырос", дает нам возможность, в связи с его самоутешением, угадать многое, что он не может высказать и чего он не высказал при настоящем анализе. Я заполню этот дефект моими предположениями, составленными на основании анализа взрослых. Но я надеюсь, что мои дополнения не покажутся включенными насильственно и произвольно. "Ведь я же вырос". Об этом
История бспезни и анализ
291
Ганс думает на зло и для самоутешения, но это напоминает нам и старую угрозу матери, что ему отрежут Wiwimacher, если он будет продолжать возиться с ним. Эта угроза тогда, когда ему было 3 1/2 года, не произвела впечатления. Он с невозмутимостью ответил, что он тогда будет делать wiwi своим роро. Можно считать вполне типичным, что угроза кастрацией оказала свое влияние только через больший промежуток времени, и он теперь — через 1 1/2 года — находится в страхе лишиться дорогой частички своего *'я". Подобные проявляющиеся лишь впоследствии влияния приказаний и угроз, сделанных в детстве, можно наблюдать и в других болезненных случаях, где интервал охватывает десятилетия и больше. Я даже знаю случаи, когда вытесненное и "явившееся впоследствии послушание" оказывало существенное влияние на детерминирование болезненных симптомов. Разъяснение, которое Ганс недавно получил об отсутствии Wiwimacher'a у женщин, могло только поколебать его доверие к себе и пробудить кастрационный комплекс. Поэтому он и протестовал против него, и поэтому же не получилось лечебного эффекта от этого сообщения: раз действительно имеются живые существа, у которых нет никакого Wiwimacher'a, тогда уже нет ничего невероятного в том, что у него могут отнять Wiwimacher и таким образом сделают его женщиной11. "Ночью с 27-го на 28-е Ганс неожиданно для нас в темноте встает с своей кровати и приходит к нам. Его комната отделена от нашей спальни кабинетом. Мы спрашиваем его, зачем он пришел, не боялся ли он чего-нибудь. Он говорит: "Нет, я это скажу завтра", засыпает в нашей кровати, и затем уже его относят в его кровать".
1) Я не могу настолько прервать изложение, чтобы указать, как много типичного в этом бессознательном ходе мыслей, который я приписываю маленькому Гансу Кастрационный комплекс — это самый глубокий бессознательный корень антисемитизма, потому что еще в детской мальчик часто слышит, что у евреев отрезают что-то — он думает, что кусок penis'а, и это дает ему право относиться с презрением к евреям И сознание превосходства над женщиной имеет тот же бессознательный корень Вейнингер, этот талантливый и сексуально больной молодой философ,, который после своей удивительной книги "По 1 и характер " покончил жизнь самоубийством, в одной обратившей на себя внимание многих главе осыпал евреев и женщин с одинаковой злобой одинаковыми ругательствами Вейнингер, как невротик, стоял всецело под влиянием инфантильных комплексов, отношение к кастрационно «у комплексу — это общее для женщины и еврея
292
3. Фрейд
"На следующее утро я начинаю его усовещивать', чтобы узнать, зачем он ночью пришел к нам. Йосле некоторого сопротивления развивается следующий диалог, который я сейчас же стенографически записываю. Он: "Ночью в комнате был один большой, а другой измятый жираф, и большой поднял крик, потому что я отнял у него измятого. Потом он перестал кричать, а потом я сел на измятого жирафа". Я, с удивлением: "Что? Измятый жираф? Как это было?" Он: "Да" (быстро приносит бумагу, быстро мнет и говорит мне): "Вот так был он измят". Я: "И ты сел на измятого жирафа? Как?" Он это мне опять показывает и садится на пол. Я: "Зачем же ты пришел в комнату?" Он: "Этого я сам не знаю". Я: "Ты, боялся?" Он: "Нет, наверное нет". Я: "Тебе снились жирафы?" Он: "Нет, не снились; я себе это представлял, все это я придумал, проснулся я уже раньше". Я: "Что это должно значить: измятый жираф? Ведь ты знаешь, что жирафа нельзя смять, как кусок бумаги". Он: "Это я знаю. Я себе так и представлял. Этого даже не бывает на свете''. Измятый жираф совсем лежал на полу, а я его взял себе, взял руками". Я: "Что, разве можно такого большого жирафа взять руками?" Он: "Я взял руками измятого". Я: "А где в это время был большой?" Он: "Большой-то стоял дальше, в сторонке". Я: "А что ты сделал с измятым?" Он: "Я его немножко подержал в руке, пока большой перестал кричать, а потом сел на него". Я: "А зачем большой кричал?" Он: "Потому что я у него отнял маленького". Замечает, что я все записываю, и спрашивает: "Зачем ты все записываешь?" Я: "Потому что я все это пошлю одному профессору, который у тебя отнимет "глупость". Он: "Ага, а ты ведь написал и то, что мама сняла рубашку, ты это тоже дашь профессору?" Я: "Да, и ты можешь поверить, что он не поймет, как I) Ганс на своем языке определенно заявляет, что это была фантазия.
История болезни и анализ
293
i"')
можно измять жирафа". Он: "А ты ему скажи, что я сам этого не знаю, и тогда он не будет спрашивать, а когда он спросит, что такое измятый жираф, пусть он нам напишет, и мы ему ответим или сейчас напишем, что я сам этого не знаю". Я: "Почему же ты пришел ночью?" Он: "Я этого не знаю". Я: "Скажи-ка мне скоро, о чем ты теперь думаешь?" Его желания: а) Он (с юмором): "О малиновом соке". 6) Я: "О чем еще?" в) Он: "О настоящем ружье для убивания насмерть" Я: "Тебе ведь это не снилось?" Он: "Наверное, нет; нет, — я знаю совершенно определенно". "Он продолжает рассказывать: "Мама меня так долго просила, чтобы я ей сказал, зачем я пришел ночью. А я этого не хотел сказать, потому что мне было стыдно перед мамой". Я: "Почему?" Он: "Я этого не знаю". "В действительности жена моя расспрашивала его все утро, пока он не рассказал ей историю с жирафами". "В тот же день фантазия с жирафами получает разгадку". "Большой жираф — это я (большой penis — длинная шея), измятый жираф — моя жена (ее половой орган), и все это в результате моего разъяснения". "Жираф: см.поездку в Шенбрунн". "Кроме того, изображение жирафа и слона висят над его кроватью". Все вместе есть репродукция сцены, повторяющейся в последнее время почти каждое утро. Ганс приходит утром к нам, и моя жена не может удержаться, чтобы не взять его на несколько минут к себе в кровать. Тут я обыкновенно начинаю ее убеждать не делать этого ("большой жираф кричал, потому что я отнял у него измятого"), а она с раздражением мне отвечает, что это бессмыслица, что одна минута не. может иметь последствий и т.д. После этого Ганс остается у нее на короткое время ("тогда большой жираф перестал кричать, и тогда я сел на измятого жирафа"). 1) Отец, чувствуя свою беспомощность, пробует применить классический прием психоанализа. Это немного ему помогает, но полученные данные могут все-таки иметь глубокий смысл в свете дальнейших открытий.