- Невесомость - это больше позитив или негатив? Как сказалась она на вашем физическом и психическом здоровье?
- Невесомость если в ней просто находишься - это прекрасно! А с медицинской точки зрения - это страшный враг потому, что в ней быстро деградируешь. Сосуды, мышцы, сердце - все деградирует мгновенно в невесомости. С точки зрения работы, это тоже кайф потому, что ты можешь взять здоровенную и тяжёлую штуку и ее спокойно потаскать. А если ты работаешь с какой-нибудь мелочью, то невесомость - очень вредная и противная штука. Все разлетается. Эти винтики, болтики. Часы разобрать и собрать в космосе не так просто.
(Известно, что в космосе изменяется кровообращение и благодаря долгому полёту может появляться неадекватность восприятия.)
- Во время полёта в космосе не было ли у вас галлюцинаций, иллюзий?
- Я читал у какого-то автора, который писал о том, что у космонавтов, которые долго находятся в космосе, начинаются галлюцинации. Это не так. Не хочу кого-то обхаять и подвергнуть сомнению. Я могу твердо сказать, что никаких галлюцинаций у меня не было. И вообще, на Земле это вероятнее. Особенно сейчас, когда неограниченно много продают спиртное. В космосе у меня был трезвый рассудок и, поэтому, там никаких галлюцинаций не было. Может быть, есть такие космонавты, у которых бывают какие-то отклонения. Они что-то видят. Я в этом плане достаточно был реалистичен. А чтобы не деградировать в космосе, мы 2 раза в сутки по часу занимались физкультурой. Не давали себя невесомости на деградацию. Её нагнать легко. Если 5 дней не позанимаешься, то очень трудно потом восстановиться. Я бы не сказал. Меня Бог миловал. По жизни повезло. Какие-то внештатные ситуации, отклонения рабочих систем были. Железки часто ломаются. В электронике все время неисправности. Лишний контакт или отсутствие контакта - это всегда происходит, но тяжелой доли, слава Богу, не было. Повезло. Хотя садились мы как-то на резервном витке.
- Известно, что космонавт Николаев после приземления лежал как будто ничего не понимал и все время повторял, что больше 18 суток летать нельзя, а Севастьянов кричал ему: «Очнись. Это же Земля, Земля».
- Именно после этого полета все как раз и поняли, что такое невесомость и что с ней нужно каждый день бороться. Они летали в тесном корабле. У них не было возможности тренироваться физически. Во время посадки перегрузки большие действуют. Им плохо было. Их пришлось нести. Я сам, например, где-то через час или два после посадки после годового полета, уже ходил. Нельзя просто выжидать, надо активно противодействовать невесомости, иначе живым не вернешься.
- Космос – необычный объект для нашего сознания. Насколько ваше сознание справилось с космосом?
- С моим сознанием ничего такого не произошло.
(По-видимому, мой пациент почувствовал перенос на меня, как на психиатра, который исследует неадекватность восприятия и на всякий случай категорически отмёл обманы сознания, которые всё- таки у некоторых космонавтов бывают при космических испытаниях. Об этом есть много исследований в космической медицине)
Я ничего такого не видел, слава Богу. Чего-то такого, чтобы меня поколебало. Можно никогда не видеть слона, читать про него в книжках, видеть в кино, а потом придти в зоопарк и увидеть. Это не будет для вас потрясением потому, что вы знаете, что такое слон. Тоже самое и полет в космос. Я себе представлял это. Просто увидеть это - не то, что услышать. Каких-то чудес, которые думал увидеть, не существует, такого нет. Ученые вполне красиво и адекватно описали этот мир. Поэтому каких-то особых открытий я не сделал. Мне говорили, что Земля круглая…
- Это так и оказалось?
- Да. Вот если бы я увидел, что она квадратная, может быть, меня это потрясло бы.
- Тогда перед полетом в космос у вас были определенные фантазии и представления о космосе. Насколько сильно эти фантазии совпали с реальностью? Было разочарование или наоборот, очарование? Сравните эти две картинки.
- Если взять представления, которые у меня были до того когда я уже стал тренироваться и скажем до того как попал в эту систему, то это конечно были скорее представления по фильму «Укрощение огня», т.е. это даже не космос непосредственно, а это вся космическая история. Она как бы выглядела очень величественно. Если еще раньше, ну там просто «избушки на Луне» и т.д. это просто моя детская фантазия. А когда мы уже тренировались, тогда достаточно похоже получилось. Единственное - сама краса мироздания она очень впечатляет. Земля… Солнце… Вхождение в это пространство, полет.
(Анализ фантазий показал, что они не содержат в себе проблем, связанных с какими либо психологическими проблемами. Содержание этих фантазий показало, что мой пациент человек творческий, романтичный. Он визуалист, больше видит глазами и делает руками.)
- Одним словом, фантазии были не сравнимы с реальностью?
- Фантазии больше были на темы профессиональные: как полетишь, что сделаешь. А эти ощущения не представляются в фантазии.
- А понятно, т.е. вы говорите о тех нагрузках, о тех новых ощущениях, которые предстоят.
- Нет, но эти ощущения скажем в ракете. Перегрузка, вибрация, ощущение невесомости. Потом внешние виды из иллюминатора.
- До полёта в космос вы это представляли как-то?
- Как-то мы уже это немножечко представляли. Ведь раньше техника видеозаписи и кино была слабая. Это было не сравнимо с тем, что мы потом видели своими глазами. Это сейчас, есть специализированные кинозалы, где, надев стереоскопические очки можно посмотреть фильм «Орбитальная станция» и ощутить себя на этой станции. А когда мы готовились этого не было. Были фотокарточки. Поэтому, когда мы увидели все это своими глазами это впечатлило. Я никогда так не представлял нашу Землю. Землю как живую планету. Нет слов.
- А мы проживаем на Земле, так и не увидев её истинный и живой образ…
- Правильно. Главное даже не это, а главное что люди не интересуются этим. Вот что обидно-то. Полно людей, которые вверх не смотрят.
- Значительное пространство вокруг нас занимает небо, а мы смотрим вниз?
- Я думаю, что это не зависит от того космонавт ты или нет. Когда я ещё не был космонавтом, то меня всегда тянуло посмотреть вверх. В безоблачную лунную ночь. Чтобы не смотреть на небо, на эти звёздные дали, нужно быть просто камнем. Всё это завораживает.
- Как вы думаете, восприятие нашей Земли как живой планеты усиливает религиозность и Веру или наоборот? Вы после космоса стали атеистом?
- Я не религиозен.
- Может быть, после полёта в космос, вы стали ещё более ярым атеистом?
- Нет. Бог для планет не очень нужен. Он нужен для людей.
- Согласно З. Фрейду не Бог создал человека по образу своему и подобию, а человек создал Бога по образу своему и подобию?
- Каждый имеет свои взгляды. Не хотелось бы дискуссировать в этом направлении. Но когда смотришь на все это великолепие, то конечно душа поет, но это зависит от мировоззрения. Кто в Бога верит для того это великолепие и есть подтверждение божественности. Но не обязательно быть верующим, чтобы ощущать это великолепие, эту эстетику.
- Некоторые вместо понятия «Бога» используют понятие «Космос».
(Задаю этот вопрос в том числе и потому, что частотный анализ речи моего пациента показал, что он чаще использует понятие «Бог», нежели «космос» )
- Это мне тоже не очень понятно. Если говорить о космосе реально, то не понятно, откуда все это. Я не знаю, откуда все это, но, тем не менее, это все величественно, грандиозно. Но обычно это видение зависит от человека.
- Это по форме, а вы же говорили о живности нашей Земли. Это нечто, что трудно передать словами?
- Нет. Любую вещь трудно передать словами. Если бы вы никогда не кушали персик, то он бы имел бы для вас божественное значение. А раз попробовав он превращается в нечто иное. Аналогично с полетом на самолете или на космическом корабле.
- Ходят слухи о том, что космонавты после полета немножечко ведут себя странно в поведенческом плане. Например, в плане трапезы. Ведь в космосе ложкой пользоваться нельзя и многие операции, которые совершаются в космосе на Земле невозможны. Поэтому, якобы остаются установки и странные привычки из космоса.
- Странные… Наоборот… Мы туда прилетели, у нас полный набор столовых предметов был: вилки, ложки. Хотя это особые ложки… с длинной ручкой. Ручка длинная потому, что нужно где-то загребать из глубоких мест, где находится сублимированная еда. Чтобы не пачкать руки. Эта ложечка типа чайной по величине, но с длинной ручкой. Вот эта 1 ложка и заменяла как раз весь столовый инвентарь: вилку, нож.
- И всё-таки, говорят, что космонавты руками долгое время едят и не пользуются ложками. Что тут таково, ведь у вас на родине так и едят…
- Ну, как консервы можно кушать руками, тем более подогретые. Большая банка консервы… как ее руками-то… естественно ложками ели… и нормально.
- И все-таки какое-то время вы выглядели, наверное, смешно потому, что космические привычки какое-то время сохранялись?
-По крайней мере, я не наблюдал за собой. Наоборот, я очень удивился тому, как быстро отпадают эти привычки невесомости. Земной опыт быстро берёт верх. Хотя я тоже боялся, что будут какие-то там проблемы. Например, стакан буду выпускать из рук, чтобы он плавал в пространстве. Но вроде такого я не наблюдал за собой. Наоборот, меня удивило то, как я быстро земным. Я думал, что я долго буду привыкать.