(Мне почему-то, очень захотелось того, чтобы моя пациентка, будучи в Краснодаре была именно там, а не в Москве. Но, не получится ли так, что будучи в Краснодаре, она будет спешить в Москву настолько, что не заметит этот красивый город и его жителей. Может быть нагнетание этой суеты, поспешности, иллюзии того, что её ждут везде – это приём? А может быть моя собеседница аналогична тому самому неуловимому Джо, которого никто не ловит?)
-Иными словами вы постоянно ощущаете себя не в том интервале времени, в каком находитесь на самом деле?
-Да, конечно. Так получается …
(Невротичность личности это всегда следствие внутренней суеты, нежелание почувствовать настоящее, быть «здесь и сейчас», а не «там и когда-нибудь». Личность в этом случае чаще живёт результатами и целями жизни, а не её процессом. Далее, я попытался почувствовать долю этой суеты в моей пациентке.)
- Вы как бы не чувствуете, что у вас находится перед носом?…
-Да.
-И это часто?
- Да, так бывает. Не так чтобы часто, но иногда бывает…
-Иными словами, меня сейчас перед вами как бы нет? Я вроде сижу здесь, а меня здесь для вас нету потому, что вы уже давно в самолёте?
-Ну не могу сказать, что это прямо так досконально. Я конечно готова уделить время.
Но в принципе это так!
(Я представил себе, что меня как бы для моей пациентки нет. Меня это сильно огорчило, но я себя настроил и, защищаясь обратным чувством, продолжил диалог. )
- Я уже не переживаю о том, что вы меня сейчас не видите. Адаптировался. Суета – это когда мы не находимся в настоящем, а находимся в будущем, и не чувствуем то, что происходит здесь и сейчас.
- Ну да. Я не могу на 100 % отнести это к себе потому, что я в достаточной степени уделяю времени тому, что происходит в данный момент. Если говорить о своём творческом процессе, то когда я репетирую или в балетном зале, то я естественно нахожусь в данный момент и сейчас. Конечно, я могу разговаривать на одну тему, а думать о другом.
(Отмечу, что опытный психоаналитик должен работать так, чтобы пациент чувствовал только себя, свои психологические переносы, а не самого психоаналитика. Осознав последнее я успокоился и не переживал о том, что моя пациентка меня не чувствует, воспринимая меня лишь как функцию.)
- Сколько у тебя в течение дня процентов времени проходит в настоящем?
- Нет, преимущественно я живу не настоящем, к сожалению. В настоящем у меня две ипостаси - это работа в балетном зале или спектакль, концерт, и, общение с моей дочкой. Это, пожалуй, те вещи, которые дают мне ощущение сегодняшнего настоящего.
- Складывается впечатление, что вы находитесь в напряжении. Оно и есть суета, которая через некоторое время, может сказаться на твоём эмоциональном состоянии
- Я не сказала бы, что это мне мешает.
- Тебе нравится суета? Эта суета - твоё счастье?
-Эта суета моё счастье потому, что это суета не то, что бы суета, а это желание сделать больше, чем я могу.
(Это не суета, это по-видимому этап предвкушения успеха, которым моя пациентка ещё не насытилась. Она живёт в надежде ещё большего успеха, то есть настоящего, з а который не понадобится оправдываться. А нота оправдания сквозила от неё на протяжении всего диалога.)
Если бы у меня не было, как этой суеты, в моей жизни, в ритме моей жизни, то я бы танцевала, как и многие солисты большого театра и других театров. Станцевала бы спектакль, приходила бы домой, сидела бы на диване и пила бы чай со своей мамой, и отдыхала бы, гуляла по городу. Но вы знаете, я столько, так много всего успеваю. В день у меня бывает пять интервью. Разных совершенно, плюс фотосессия. В этот же день концерт, репетиции, разъезды на различные съемки. И я успеваю. Не каждый может себе это позволить. И у меня есть желание сделать больше. Если бы такого не было, то многих проектов – настоящих и больших в моей жизни не состоялось бы. Пока всё это мне не мешает.
-Вы имеете известность благодаря тому, что о Вас говорят и показывают СМИ, а не благодаря своему творчеству?
- Я подчеркну, что я приобрела известность и успех не благодаря СМИ, а благодаря тем эксклюзивным, и не на что не похожим проектам.
-Увы! К своему стыду, я не разу не видел ваш балет…
-Я вам советую его посмотреть.
-Но я слышал интервью о вашем переживании, о вашей проблеме с большим театром, о вашей травме, которой нанёс вам БТ. С этого ракурса я и знаю вас.
-Надо было познакомиться с моим творчеством, прежде чем меня консультировать…
- Нет, я лукавлю, один раз я видел вашу работу в одном проекте на центральном канале.
-Это не работа, извините. Это был вовсе не танец.
- Мне приходилось выслушивать то, как обыватели говорят в поезде о вас. Говорят как о своей знакомой. Они вас не знали, не видели, а говорят, как будто бы вы их знакомая.
- Мне это очень приятно… приятно. Это меня радует. Я тщеславная. Это мне приносит успех и большое счастье. Когда я иду по улице и дети 6-летние кричат мне в след - Анастасия Волочкова идёт, то я думаю, что я просто могу считать себя великой благостью, и это большое достижение, и это пришло. Это большое достижение, но это пришло ко мне не потому, что СМИ написали о большом театре. Если говорить о СМИ, то гавна на мои плечи выливается достаточно. Если почитать в Интернете, то можно увидеть, что я не имею право выйти даже на улицу просто потому, что этот шаг каждый будет описан. Я не имею право поехать в Дубай отдохнуть, извините, и покупаться в ледяном море 16 градусов холода, выйти на берег, и, чтоб не простудиться завернувшись в полотенце, и переодеть купальник, я не имею право на пляже. А какие-то идиоты, будут мешать…. Я не могу себе этого позволить, тратить время на какую-то фигню. Людям не лень, понимаете, сидеть и фотографировать, а другим козлам конченным называть эту статью «Волочкова стриптиз устроила», и, глядя на фотографии, в которых ничего нет кроме купальника и полотенца, можно теперь понимать, что такое стриптиз, когда женщина на пляже раздевается до купальника. Это маленький пример, но это всё в моей жизни вот так. Если говорить о сознании людей, то я потому стала интересна потому, что наверно интересна людям моя личность. Как рожала ребёнка, какие горели свечи там, как выходила замуж. Это всё то, за что именно меня терзают. Да, но с другой стороны, это большое счастье. Я буквально в огорчении звонила своему директору с возмущением, говорила, «как же это так! я же поехала отдыхать в Эмираты, не прошло и 3-х дней. Знаете, что он сказал: «что любой артист БТ готов был бы сейчас раздеться до гола, выйти на Красную Площадь, заплатить денег, чтобы хоть что-нибудь о них написали. Просто когда человек находит в себе силы, и мужество, и достоинство защитить самого себя, и бороться со структурой целой, со СМИ при службе БДТ, с деньгами, с властью. Вы попросите кого-нибудь, защитить себя, не только среди общественной, мировой, а просто выйти впереди, где-то, и сказать в лицо, что о них думают.
(Моя пациентка испытывает позитивные переживания от осознания того, что она представлена в душах многих людей. Это феномен субъектной представленности в других, являющийся часто главной ценностью для большинства людей. Это работа адлеровского принципа всемогущества, тщеславия и, одновременно комплекса неполноценности, приводящие к постоянному развитию и самосовершенствованию личности. Но возникает вопрос: кто так сильно недооценивал нашу пациентку в детстве, что она до сих пор доказывает, что она самая лучшая?)
- Как диалоги прошлого с родителями повлияли на вас? Вы находитесь до сих пор в этом мысленном диалоге?
- Я не вспомню разговоры, которые бы на меня повлияли. Мои родители мне всегда доверяли и подарили мне мою профессию и сделали всё, чтобы я имела возможность заниматься, чтобы я всегда была в работе какой-то. Поэтому давайте по существу сейчас, а в глубины полезем, может, когда у нас будет больше времени.
(Моя пациентка начала суетиться и я почувствовал, что она не находится на сеансе, уже где-то далеко.)
- Какие-то кульминационные диалоги из детской жизни, которые могли повлиять на то, кем ты теперь являешься?
- Знаете, у меня так много было диалогов, таких моментов в жизни, и которые на меня сегодня повлияли.
(Защита отрицанием.)
- Например, вы сказали, что являетесь тщеславной.
- Я не сказала
- Вы сказали.
- Я тщеславна. Много движет, то, что движет.
- Почему у тебя есть эта энергия представить себя обществу? Ведь для некоторых женщин это безразлично. Вытащила грудь ребёнку и хорошо, а что лезть куда-то на вершины олимпа.
- Потому что, знаете, вытащила грудь. Эта женщина сидела на диване всегда…с газетой. Мне не понятен этот склад жизни, а для кого-то это счастье, понимаете?
Я когда была маленькая, то у меня уже с пяти лет была цель.
(По-видимому, моя пациентка слишком рано повзрослела, почувствовала ответственность, жила как взрослые в напряжении. Хочется верить, что это был действительно её выбор, выбор пятилетней девочки, а не её родителей, которые не смогли реализовать своё тщеславие и перенесли его на ребёнка. К данной пациентке, это видимо никакого отношения не имеет.)
- Вы, очевидно, мечтали стать известной балериной?
- Когда я впервые посмотрела балет «Щелкунчик», то потом я своей маме в пятилетнем возрасте сказала «Мама, я буду балериной!» Как, кто, что, говорил, я вспомнить не могу, и не хочу этого делать. Помню сказку, которая перед глазами до сих пор, что это меня так вдохновило, и будто бы господь Бог мне сказал, дескать ты будешь балериной.
- То есть, известной балериной.