- Сейчас я не вас слушать, а себя, по поводу вас. У меня такое чувство, что я вас как - то не адекватно воспринимаю вас. Всё-таки вы совсем другая личность, чем я себе нарисовал телеэкрану. Такое ощущение, что вы успокаиваете меня. Всегда очень медленно говорите. Передо мной такой спокойный, мудрый собеседник. Я бы сказал, такой медвежонок мудрый, который говорит так складно, не куда не спешит, такое удовлетворительное хроническое состояние. Я вас никогда не видел в состояние аффекта, резкости, какой–то экспрессии. Может быть, внутри у вас буря и это всё внешнее, лишь защита обратным чувством. Может это не так? Я сейчас вас адекватно воспринимаю, это так?
- Нет, но значит, я не люблю спешить - это абсолютная правда, я терпеть не могу торопиться. Вот поэтому если я куда–то еду, то я собираюсь заранее, чтоб не опоздать, чтоб не бежать, не искать в последний момент вагон. Если я иду на концерт, или в кино, то я и это стараюсь делать заранее, чтобы не вбегать в зал в поту, в испарине какой–то, выравнивая дыхание. Лучше как–то настроиться на зрелище или на разговор, какой – то, на то, что мне предстоит. Что касается того, что я на экране не машу крыльями, не кричу и произвожу успокаивающие впечатление, то это тоже так, потому что это всё–таки не от меня зависит. Ну, уж такой склад мой как личности. А то, что сейчас происходит на экране - это мода такая на людей, которые себя искусственно заводят, будоражат часто. Это бывает чисто видимость такая, потому что за этим не стоит никакого драматизма, конфликта. Просто хотят, что –то продать, впарить, всучить. Это бывало у уличных зазывал в старину на рынках, возле цирков каких–то, возле магазинов. И сейчас хотят зазвать, завлечь и что-то продать, что не всегда вообщем – то доброкачественное. Вообще, телеведущий является модератором - посредником. Бывает приходишь на передачи, где одинаковы, где ток-шоу. Особенно на ток–шоу и тебе редактор говорит: «Вам там будут что–то говорить, а вы возражайте, как-то проявляйте себя. Вы там не сидите, не ждите пока вам дадут микрофон» - и вот начинается ток–шоу и ты видишь, что возражать-то тут нечему! И нет вообще аргументов для дискуссии, для спора, а что все это задумано искусственно, и фальшиво. И неудобно подводить людей и ты начинаешь трепыхаться, а потом чувствуешь себя, что попал в глупое положение какое–то.
- В начале нашей беседы я чувствовал некий дискомфорт, а сейчас он прошёл, и видимо благодаря вашей спокойно-сонливому тонусу вашего голоса. Вам бы гипнозом заниматься.
- Я не знаю хорошо это или плохо, просто так получается, вот и все
- Но всё-таки возвращаясь к защите обратным чувствам. А бывает такое, что вы просто внешне такой спокойный, а внутри в это время идет конфликт и как бы чем более вы спокойны, тем более это свидетельствует об усилении вашего душевного беспокойства. Всё это иллюзия невозмутимости?
- На телевидении была простая задача. Приходит человек ему нужно как–то проявить себя, нужно чтобы люди его увидели с разных сторон и поняли, что это за человек. Ну, я пытаюсь решить эту задачу по-разному. Бывает иногда удачно, иногда неудачно. В принципе это и есть задача ведущего.
- (Делаю умышленно паузу.)
- Я чувствую, что я сам их должен себе задавать.
- А я чувствую, что вы не желаете говорить в режиме свободного ассоциирования. Хорошо… Если вы увидите на улице гигантскую с 9-ти этажный дом свою фотографию или афишу, то какие чувства у вас вызовет такая фотография?
- Большие самозванцы. Ну не приемлю это. У человека должно быть ощущение самозванца. Это нормальное, здоровое чувство. Он должен ощущать. Есть пословица «Не в свои сани не садись» и т.д. и т.д. Сейчас многие сидят не в своих санях и не думают об опасениях. Но есть ещё житейские проблемы, которые приходиться решать это: деньги, квартира, машина, чем платить за то, за это, 3, 5, 10. На этой почве мы все сошли с ума, потому, что государство нам ничего не гарантирует, не достойной пенсии, не достойной медицины, не достойной защиты. Человек пытается крутиться, потому что рассчитывать ему не на кого. Но ощущения особенно на телевидении полного самозванца, любому можно сказать, а кто ты такой?
- Вообще мне это импонирует, ваша объективная оценка и трезвость восприятия себя и своего места на телевидении. Кстати говоря, это и есть мудрая позиция, у вас нет этого заноса, который есть у телеведущих. У вас изначально была философски мудрая позиция понимания своего места на телевидении и поэтому вы не суетились наверно изначально?
- Я не суетился, я в принципе не умею суетиться. Я когда стараюсь это делать, но выходит это некрасиво, невыигрышно. Я могу гордиться лишь, тем что я в принципе совсем не телевизионный человек, по природе своей. Тем не менее, делаю такие вещи, которые тем не менее были интересны людям. Мне говорили, дескать, ты идешь на телевидение, там крики, интриги сплошные, там вообще нет хороших людей и это действительно, правда, в том смысле, что телевидение огромная концентрация очень плохих людей.
- Что вас больше всего раздражает у ваших коллег?
- Я быстро понял одну вещь, что если у тебя внутри ничего нету, то оно и не появиться, потому что ты знаешь как это называется. Всё зависит от того, кто ты есть вообще. Ты вообще есть, или ты - никто и тебя звать никак. И это мне помогало. Сейчас же приходит продюсер высокопарно вещает какие–то истины, которые гроша ломаного не стоят. Вот и все. Там если вы человек творческий и если вы наполнены хоть каким–то содержанием, то вам совершенно необязательно, как ставиться все это, как устроена телевизионная камера или как провести там нарезку и все такое прочее, потому что там, на телевидении много людей, знающих все это и должны все это сделать, потому что это их обязанности. Ваша обязанность, что-то сказать гордо и уверенно. А если вам нечего сказать, то вы ничего не скажите, будет красивая студия, будет у вас там красивый пиджак и прочее, но это не заменит содержания самого.
(Судя по всему, моего пациента раздражают вышестоящие коллеги, которые недооценивают моего пациента )
- Вообще у вас пропасти между имиджем и тем, кем вы есть на самом деле нет?
- Нет, ну как есть одни зазоры. Но так сказать, что пропасти, которые нельзя перешагнуть, такого нет. Но я ещё хочу подчеркнуть для вас сегодня это совсем другое телевидение, чем-то, в котором я работал активно.
- Оно сейчас стало безличным, технологичным, безинициативным7
- Каждый день мне приходиться делать, а что же происходит, происходит со мной, со страной с другими, почему это так, а не иначе. Я не хочу сказать, что я могу ответить на все вопросы, но частично на них ответить, частично я за это отвечаю. Мы попали в определенную полосу. Понять бы что это за полоса. Мы находимся внутри фабрики дураков. И сейчас задача сделать других людей дураками. Это у них получается. Телевидение здесь играет очень важную роль. Ведь телевидение это целый цех по производству полных идиотов.
-Это самодурство такое.
-Самодурство?
-Да.
- В каком смысле самодурство?
- Сами себя же дурачим, осознавая, что дураки.
- Но дело в том, что одни осознают, а другие нет. Не осознают и охотно этому поддаются.
- Вы никогда не задавали себе вопрос: «К чему я пришел?»
- Я пришел к чему? Я пришел, смотря к чему, смотря в чем. Я ни к чему особенно такому не пришел. Чем бы вообще мог бы я хвастаться. Я не написал «Анну Каренину», и вы понимаете, но, что-то я сделал. Я могу ответить ситуацией, которая произошла со мной совсем недавно. Я всю жизнь задавал себе вопрос. Кто я такой? В детстве я мечтал быть путешественником, когда мне было 14 лет. Затем я хотел быть как отец журналистом. Я работал в разных газетах, больших, маленьких, разные творчествах, будь то руководителем каких то служб, главным редактором «Комсомольца», разных телевизионных компаний, руководителем групп и т.д. Я себя спрашивал, стал ли я журналистом? Да. Ну, в каком то смысле, наверное, стал. Есть журналисты круче меня, сильнее меня. Есть такая профессия - ведущий. В принципе, им может быть третий человек. И вообще, ведущий это не профессия. Это довольно временная форма деятельности. Ходить везде и предлагать себя возьмите меня в роль ведущего. Должна быть программа, которую ты должен вести, не каждый человек подходит к любой программе. Поэтому мне всегда приходилось самому придумывать программу, а потом её вести. А сегодня мне уже немало лет и я задумываюсь. Если я ни это, не то, то не третье, не четвертое, Кто же я? На этот вопрос мне ответила внучка.
- Расскажите какое-нибудь сновидение, которое вам больше всего запомнилось.
- Мне приснилось, что ко мне пришел Жванецкий, Алла Пугачева, Ротару, дикое количество звезд пришло ко мне, хотя я их не звал, не знал. Может быть, это был пророческий сон. Потому что я их, в конце концов, узнал потом. Ну, вот они ко мне приходят, а я понимаю, что у меня дома ни капли водки, некуда их посадить. Чего выпить? Главное нет, не капли. Я просыпаюсь в холодном поту. От ужаса, мне некуда их посадить. Был такой сон.
- То есть этот сон по сути своей…
- В руку был
- Вы проснулись в холодном поту, как бы ощущая свою вину?
- Но я, наверное, не в состоянии был. Ко мне, приходят гости. Не просто гости, а еще, какие уважаемые гости. А у меня, их нечем угостить (Анализ сновидения показал, что это сон о хроническом страхе быть несостоятельным. Этот страх преследует моего пациента, по-видимому, и по сей день.)
- Это сон о вашей ответственности, которая всегда ощущается на телеэкране, в вашей судьбе.
- Может быть. Да.
- Вы не конфликтный человек?
- Это как сказать.
- Ну, иллюзия такая складывается благодаря тому, что вы спокойный, уровновешанный.
- Скажите, кто конфликтный? Только в сравнении можно понять кто конфликтный. Кто нет. Если вы говорите про меня экранного, тогда нет, не конфликтный. Я бы не сказал что я в целом не конфликтный, я вижу конфликт, в других вещах вот. Для меня конфликт это нечто другое.