(Далее я сделал попытку выйти на анализ моего пациента через анализ его иворчества)
- Вы поёте в жанре социальной формации? Что это за форма?
- Да. Мы пели про колбасу давно. Так про бытовые отношения, про коммуналку. Такими доступными словами, то есть в смысле «Комбат-батяня, батяня-комбат», «Тополиный пух, жара июль» «А как бьет ногой наш Вася» например. «Или привет с большого бодуна». Ну, более понятно.
- Вы симпатичны для слушателя, по сути своей, выражением через песни этими наших вечных комплексов. От себя не убежишь! Какая бы идеологическая среда не была вокруг нас, в конечном счёте все равно будет квартира с унитазом и кухня. Не так ли?
- Конечно, мы же должны где-то собираться. Все равно самое любимое место – это кухня. Вот от этого все творчество про колбасу. Мне нравиться читать Зощенко, Гашека, Петрова. Вот поэтому я это читаю. Я не читаю Достоевского, ну в школе заставляли Войну и Мир. Наташа читает Чехова и Куприна. А я, нет.
- Я смотрю на группу «Дюна» и сразу же улыбаюсь…
- Некоторые веселятся, а некоторые нет.
- Группа ваша очень психотерапевтична и полезна для людей потому, что происходит какое-то возращение к себе, к истокам, а это как бальзам на душу.
- Мне послышалось развращение.
(Опять смеется задорным смехом. Я почувствовал, что мой пациент обладает гигантским чувством здорового, а не патологического юмора. Присутствие юмора всегда признак здоровой с психической точки зрения личности). .
- Психотерапия это всегда возвращение личности к себе, к своему естеству. И ваше творчество способствует этому. Вы, благодаря своим песням как бы говорите, дескать, что вы из себя корчите, мол все мы вот такие простые.
- Я никого не агитирую за это.
(Мой пациент очень внимателен к моим оценкам и постоянно ощущает большую ответственность за сказанное. То есть отвечает за свои слова).
Мир разнообразен. Но меня спрашивают, подходят, щупают. Ой мы вас видим на яву. Я говорю, да перестаньте вы. Я не лицедействую все равно мы одинаковы по своей сути. Нас интересуют одинаковые вопросы. Как хорошо поесть? Как хорошо отдохнуть? Как детей своих вырастить? Как успешно сходить в туалет, (Задорно смеется.) извините, и т. д.
- За что извинять-то. Я уважаю труд проктологов.
- Но все равно не надо людей лишать сказок об артистах. Это нужно. Это своего рода мечты о другой жизни. Я тоже в детстве мечтал. Слушал группу Let zeppelin. С закрытыми глазами в наушниках и представлял, что это я на сцене фигарю, пою там, все дела. Это мечты. Это же нормально. Для всех это нормально.
- В любом случае вы своим творчеством возвращаете людей к таким простым, прозаическим ценностям, которые есть, которые вы выражаете так ярко, что это становится красивым и эстетичным. Благодаря творчеству Дюна все простое начинает блестеть. Даже унитаз!
- Языком современных топ - менеджеров Дюна – это позиционированный продукт. Раньше мы об этом не думали, когда создавали свою группу и писали первые песни. Мы не думали ни о каком позиционировании, ни о каких деньгах вообще. Мы просто записывали песни, играли, что нам нравится, репетировали где-то. А потом, когда появилась возможность их записать, мы этой возможностью быстро воспользовались. А когда появилась возможность, то что мы записали показать на радио. Мы быстро этой возможностью воспользовались и т. д. Мы пользовались своими песнями. В результате заработали денег нормальных, вообщем – то и популярность какую- то. Ну, как-то всё так странно получилось. Благодаря, как говориться незатейливым текстам и мелодиям нашим. Но я не считаю, что они особо незатейливые. Они достаточно гадкие такие, противные.
- Вы поёте о себе или это удобная, прагматическая бизнес-позиция?
- Где был прагматизм?
- А вот в том, что выбрали такой простоватый имидж. Взяли и стали выходить в майках и трусах.
- Я сейчас объясню. Когда была коммунальная квартира, песня уже впета и в том образе. Это уже шло развитие того, в чём нам повезло в начале. Здесь уже конечно был настоящий шоу-бизнес. Такой чёткий, так называемый. А коммуналка это 95 год, понимаете? А группа образовалась в 87 году. Поэтому я говорю про начало ансамбля, когда мы не думали ни о чём. Когда мы пели про «Фирму блонду» и страна Лимония, «привет с большого бодуна» и т. д. Вот первый наш набор, первые наши 2,3 альбома, а дальше мы конечно думали, что находимся на эстраде, что нам нужно теперь зарабатывать деньги, что нужно развивать наш образ. Всё, что в памяти из детства я родился и вырос в коммуналке. Все персонажи оттуда. Когда мы выходили всем двором пить портвейн, когда в армию провожали, и со старыми дедами в домино резались. И поэтому никакого прагматизма в начале не было, а потом это был не прагматизм, а обычная работа. Да можно сказать, обвинить нас, что на потребу публики. Не на потребу, а что бы так сказать приняли нас вокруг, наши слушатели, то есть кто нас слушает, и нас любит. Что бы им было более понятно, чтоб нас слушали. Да и мне это искренне нравится всё до сих пор.
(Мне не удалось глубоко раскрыть личность моего пациента через анализ его творчества. Судя по всему творчество это одно, а личность моего пациента что-то другое. Хотя судя по всему феномен простого парня, своего в доску, может действительно имеет отношение с сущности моего пациента. Но так ли это на самом деле? )
- Ностальгия - это самое светлое чувство, самое духовное. Расскажите мне о своей ностальгии по прошлому.
(Это моя замаскированная попытка начать психоанализ на основании переживаний прошлого).
- Вчера смотрел кино с Фрейндлих и с актёром, я забыл, взрослый дядька. Да это ещё 70-х годов фильм. Называется «старомодная комедия». О том как женщина в Риге отдыхала, на взморье. . Два человека. Ну фантастика! Я сижу у меня мурашки просто бегают, потому что я вспоминаю то время. Мне сейчас 45 лет, а в то время, в котором находилось это 76 год, мне там 14 лет. Вы понимаете я до дрожи смотрю, потому что вспоминаю молодость свою, детство очень приятно, так здорово! Думаешь сколько впереди ещё. Тогда не думаешь об этом. А сейчас думаешь, что впереди не так уж и много времени осталось (Смеется). Так что ностальгия это что-то такое очень приятное. Только доводить это не надо до сумасшествия.
- Вы ностальгический человек? То есть часто в прошлом гуляете? Или же в настоящем больше?
-Р. Нет. вообще нет. Я же говорю, когда что-то. Вот есть такой знаете «раз увидел и вдруг это ассоциации чего-то с чем. И вспоминаю на короткое время, но несколько минут. А так чтобы все время об этом, конечно нет.
(По-видимому, мой пациент больше руководствуется принципом реальности и не пребывает в плену прежних психических травм и воспоминаний. То есть он всегда адекватен ситуации потому, что прошлое не искажает восприятие настоящего. Так ли это на самом деле?)
- Вот мы и заговорили о неадекватности. Мы все всегда неадекватны и знаете почему? Потому, что мы всегда в прошлом. Мы видим мир через призму прошлого.
- Пятнадцать минут назад забирал ребёнка с тренировки. Это мгновение уже не повториться больше никогда. Вот именно этот день, этот вечер, когда я его забирал с тренировки. Если так к этому подходить, то это фаталисты. Надо быть японцем и делать себе харакири сразу. У нас всё по-другому. Всё равно мы грезим, как говорил вождь Ленин. Там и до него все остальные революционеры или там верующие крестьяне доброго царя- батюшки и т. д. Всё равно мы всегда мечтаем, живём. Очень хорошо это здорово.
(О своих неадекватностях, вызванных прошлыми переживаниями мой пациент так и не рассказал. Теперь попробуем поработать в рамках семейной психотерапии).
- Вы вели своего ребёнка, чувствуя, эмпатируя, сопереживая за него или же или же думали в это время о предстоящих планах. Вы ощущаете как он растёт? Или суета не позволяет заметить это?
- Ну не думаю ни о каких планах, я спокойно к этому всему отношусь. У меня уже всё налажено. Я могу одновременно сделать 50 дел, и поэтому я на них особенно не концентрирую себя. Это уже как само по себе разумеющееся. Если какая- нибудь внештатная ситуация. К счастью, которых сейчас нет. Почему я ответил вам, что у меня всё нормально, всё хорошо? Всё отлично. Нету, внештатных ситуаций, вот это самое главное.
- Мы часто не замечаем как вырастают наши дети, а вы замечаете, что вы отец?
- А как же, а как же? У меня двое детей. Дочке 17, а младшему сыну 8 лет. Поэтому я замечаю, да ещё как. Я живу вместе с ним, его жизнью. Главное что бы не быть сильно навязчивым.
(Можно предположить, что родители моего пациента были навязчивыми).
- А с тем ребёнком, которому 17 вам удалось пожить? Или в это время была карьера, творчество и не заметили как он вырос?
- Правильно заметили. Не удалось, но не в карьере дело! Это ребёнок от второго брака. У меня дочка. Вот поэтому, к сожалению, всё так получилось. Наверное воспитал бы по-другому, если бы она у меня всегда была под боком. Но она всё равно выросла хорошей девочкой. Самое главное не злобной такой, ну немного ленивой, как все подростки. Сейчас они немного аморфные. Но это дух времени. Знаете хорошо, что она не относится к таким детям, у которых отрицаловка такая, знаете? Юношеский максимализм. Типа того, что всё «гавно, кроме мочи». Знаете такую фишку? (Смеется). К счастью этого нет. Но всё равно уже взрослый человек.
- То есть, вы были открыты к первому ребёнку? К тому чтобы его воспитать? Но в силу семейной ситуации вам не удалось этого сделать.
- У моей дочке, к сожалению, не было такой полноценной семьи, с мамой, с папой. Была только мама. А папа я, такой папа, такой по телефону и пару раз в неделю.