· Отсюда, кстати, правило: если в группе начался какой-то процесс, пусть ведущий не препятствует ему «на взлете», когда потенциал силен. Пусть ведущий дождется «излета» процесса, когда бОльшая часть группы уже начнет «выпадать» и тогда вернет участников к основной работе. Вставать грудью на пути у группы не стоит. Группа не приветствует тех, кто стоит грудью на ее пути к цели. Пока она считает эту цель — своей.
— Следующий вариант: участники разделены на микрогруппы, и работа идет там. (Или вовсе каждый что-то пишет или ищет самостоятельно.) Ведущий в это время не является участником ни одной из групп (хотя и может быть наблюдателем в одной или в нескольких по очереди). Основная работа ведущего в это время — связывать микрогруппы и участников в единое целое, координируя их работу: отслеживать время, отвечать на вопросы по ходу, следить за правильностью выполнения задания и по окончании вновь собрать группу.
— Перерыв. Участники отключились от основного процесса. Ведущий сам по себе, люди — сами по себе. Идет вольное общение, каждый делает свои дела. Кто-то подходит с вопросами, кто-то идет покурить или в туалет. Даже вновь собрать людей — задача обычно не ведущего, а его ассистентов или кого-то из самих участников.
— Группа прервалась до следующего раза или попросту завершена. Ведущий более — не ведущий, и все свои ролевые поведенческие признаки ведущего пусть он отложит до другой группы.
Это варианты происходящего в группе. Есть еще варианты роли ведущего в зависимости от характера группы.
— В группе коррекционной ведущий — добрый и заботливый (хотя временами назойливый и «достающий») даже не руководитель, а заботник, тот, кто поможет.
— В группе личностного роста ведущий — координатор и организатор работы, комментатор и источник информации. Естественно, все-таки с примесью доброй заботы.
— В обучающей группе ведущий (тренер) — источник информации. Не только словесной, но и непосредственно переживаемой. Ведущий объясняет, показывает и создает ситуации для отработки.
Большинство психологических групп хотя бы косвенно включают в себя характеристики каждой из этих трех. Поэтому к основной роли ведущего обычно примешивается хоть немного от остальных. И в коррекционной группе ведущий иногда рассказывает «теорию». И в группе личностного роста решаются проблемы. И в обучении есть немного от роста и даже терапии. Люди есть люди, их трудно загнать в рамки. Каждый старается получить то, что ему больше всего нужно.
Можно часто встретить описание трех стилей руководства группой:
— Авторитарный стиль предполагает четкие указания ведущего и выполнение их группой. Ведущий «командует», участники «подчиняются».
· Есть вопросы? Нет вопросов. Тогда выполняйте.
— Либеральный (еще его называют либерально-попустительским) стиль присутствует в группе, где ведущий позволяет группе делать то, что она хочет, отстраняясь или «подлаживаясь» под группу.
· Чего изволите?
— Демократическим обычно называют стиль, когда решения принимаются вместе, а потом группа их выполняет под руководством ведущего. Есть спорный вопрос — будет обсуждение.
К сожалению, часто можно встретить рассуждения из цикла «какой стиль лучше». (Обычно таким называют демократический). Исходя из всего, что мы уже описали, очевидно, что нет наилучшего, правильного стиля. И нет неправильных. Есть подходящий для работы здесь и сейчас — и неподходящий. Есть обеспечивающий выполнение задач и достижение целей в каждом конкретном эпизоде групповой работы — и есть неудачный. И это не какой-то один, а каждый раз такой стиль (или их сочетание), который обеспечивает группе — результат.
· Демократический ведущий так же плох, как и либеральный или авторитарный, если этот демократизм — неуместен. Гибкий ведущий — это разный ведущий. Такой, какой нужен группе «прямо сейчас».
Ведущий как он есть
Помимо хорошего представления о структуре групповых процессов и владения технологией ведущему группы нужно владеть навыками человека публичного. Потому что работа с группой — публичная работа. И даже если вы все делаете правильно, но неинтересно, скучно, то группа выберет ведущего другого.
· Или будет вяло тащиться у вас, снижая самооценку всем.
Поэтому для работы с группой еще в большей степени, чем для индивидуального консультирования, необходимо быть (или хотя бы убедительно казаться) интересным, глубоким и психологически благополучным человеком. А еще обаятельным и артистичным. А еще…
И все-таки лучше «быть». Неубедительная игра вдесятеро ухудшит ситуацию. Явная фальшь обесценит все, даже самые лучшие ваши действия и намерения.
Итак, быть для группы глубоким, ярким и благополучным человеком — профессиональное требование для ведущего группы. И если лично для себя мы можем позволить известную душевную неприбранность, то для работы с группой все это нужно приводить в порядок. То есть работать над собой…
Какие навыки мы считаем желательными вплоть до необходимости?
— Внутреннее спокойствие;
— Хорошая техника общения;
— Яркость и артистизм.
Памятная максима «ничего личного — ты на работе» помогает понять суть этого состояния. Что бы ни произошло, как бы ни вела себя группа, что бы ни делали участники, какие бы вопросы они ни задавали, с какими бы трудностями или сопротивлением ни столкнулся ведущий — все это штатная рабочая ситуация. И, поскольку мы на работе, все это не относится к нам лично, а требует оценить положение и применить соответствующий навык. Спокойствие внутри и фоновая доброжелательность снаружи — это рабочее состояние ведущего группы.
Да, иногда надо найти в себе наглость и агрессивность (и спокойно их использовать для нужного результата), да, иногда надо вести себя наступательно, да, иногда нужно войти в глубокие эмоции — для дела. И для дела, как профессиональный навык — мы это делаем. А в своей личной душе должно быть — спокойно и рассудительно. Благодаря этому мы группой — руководим. То есть делаем то, за что нам платят деньги. Оказываем ту помощь, за которой к нам обратились. Мы делаем свое дело. Мы на работе.
Это на словах. А на деле мы живые люди, и не застрахованы от того, чтобы провалиться в ситуацию «здесь и сейчас» полностью. И что тогда делать?
Приемов здесь несколько. Привычка к систематическому использованию делает их навыками. Поэтому недостаточно понять, что и как делать. Нужен опыт. Нужна практика.
· Собственно, большая и разнообразная практика сама по себе достаточный фундамент для того, чтобы на работе — работать.
Итак, приемы:
— Саморефлексия;
— Саморегуляция;
— Якорение нужного состояния;
— Пауза.
Есть четыре основных вопроса, которые полезно задавать себе во время работы с группой. Можно задавать их про себя с определенной периодичностью и про себя же на них отвечать. И делать это имеет смысл до тех пор, пока такие вопросы и ответы на них не станут своего рода фоном вашей работы. Вот эти вопросы:
— Что сейчас происходит в группе? (В каком состоянии группа? Как идут групповые процессы?)
— Что я по этому поводу чувствую-переживаю? (Мое физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние — что со мной?)
— Как я хочу, чтобы ситуация изменилась? (Что я хочу изменить в происходящем с группой? В своих переживаниях?)
— Что я для этого сделаю? (Какое воздействие нужно осуществить? На группу? На себя?)
По сути мы предлагаем постоянно обращать внимание на обратную связь от себя и от группы.
· «Постоянно» здесь означает как минимум «чем чаще, тем лучше», а в идеале именно «постоянно».
Затем, если нужно, мы делаем что-то с собой и с группой и — снова (или еще лучше прямо по ходу) спрашиваем себя: «Что происходит теперь, после нашего воздействия? Что переживаю я? Что еще можно и нужно изменить? Что я буду для этого делать?» И так далее.
Вот ведущий втянулся в бесполезный, но задевающий его лично спор. Время тратится впустую. Группа… ждет. Ведущий осознает, что что-то идет не так (или не осознает, а просто привычно спрашивает себя, что происходит, и уже потом осознает). Тогда он задает себе вопросы саморефлексии и получает такие результаты: «Я столкнулся с сопротивлением по типу личных нападок и, возможно, борьбой за власть. Группа постепенно раздражается. Я включился в спор, похоже, начал злиться и как-то уж очень запальчиво отвечаю. Чего я хочу? Свернуть эту ситуацию и продолжать работу. Что я должен делать? Снять сопротивление, признать свои чувства и предложить заняться делом. Так? Отлично. Приступаем».
· Поначалу саморефлексия приходит на помощь, когда уже «вляпался». Со временем она становится источником постоянной фоновой информации, так что отклонения от задуманного можно исправлять еще на стадии зарождения. И группе кажется, что все идет «гладко». Или «так, как надо».
Саморефлексия, как навык, полезна не только в работе с группой, а вовсе в любой работе. Она полезна и для того, чтобы действия наши были обдуманны и целесообразны, и для общей результативности работы, и — что нам сейчас важно — для поддержания внутреннего спокойствия. Потому что когда мы начинаем думать, паниковать нам уже некогда.
Помимо интеллектуального способа поддерживать в себе спокойно рабочее состояние, существуют и бессознательные техники. Их еще называют трансовыми.
· А еще аутотренингом, самогипнозом, самовнушением и т.д.
Техник этих много, и их полезно не только изучать, но и постоянно практиковать. Один из простейших таких приемов — обездвиживание части тела (обычно руки).
Если вы сидите, вы можете положить одну руку на колено ладонью вверх и перестать ею шевелить. Полностью. От самого плеча. И вы обратите внимание, как быстро вам удастся успокоиться и расслабиться. Продолжая при этом работать: говорить или что-то показывать. Или наблюдать.