— Принцип “добровольца”: если к концу вступительного слова никто не вызвался начать обсуждение сам, обращаемся к тому, который на вступительном слове телом выказал наибольшую эмоциональную включенность-заинтересованность (кивал, подался вперед, давал эмоциональную мимику навстречу ведущему).
· «Нам нужен доброволец, и добровольцем будешь ты».
— Слушание:
— а) активное, поддерживающее слушание, отражение чувств — вовлечение в беседу, поощрение к высказыванию своего мнения;
— б) регулирование: возвращение к теме, сворачивание долгоговорения, помощь в формулировании основной мысли (я правильно понял, что?..);
— Попутная эмоциональная вовлеченность: Мы поддерживаем в себе интерес — и как настройку фона обсуждения для группы, и как регулирование направления обсуждения. Интереса у нас тем больше, чем более «по теме» высказываение.
— Благодарность участникам! Аплодисменты! «Поглаживания!»
— Завершение выступлений и передача слова: Продолжая слушать, мы замедляем ритм кивания, подводим итог-согласие (“или так”), благодарим за высказанное. Все это с поддержкой и теплой интонацией, «поглаживаниями». Затем разрываем контакт глаз, переводим взгляд на следующего участника (мы до этого смотрели на того, кто выступал!), ободряюще киваем ему и прилашаем начать.
— Прекращение выступлений, подведение итогов: Завершив последнее выступление, демонстрируем намерение «закругляться»: откидываемся на спинку стула, меняем интонацию голоса, всем своим видом показываем, что больше высказываний не будет. И, подводя итоги, даем не “правильный ответ”, а обобщение высказанных мнений, возможно краткое (!) предложение своего, как одного из многих (и это надо подчеркнуть). А потом выходим на новые вопросы, новую тему или следующее задание (эпизод работы).
— Не противопоставлять себя группе: Наверное, не стоит злоупотреблять местоимениями “вы”, “вы все”, “ваши”. Напротив: “мы”, “у нас с вами”, “наша группа” (исключая моменты «общего руководства») и т.д. При подведении итогов стоит подчеркнуть, в чем мы все сошлись.
· Хотя бы и в том, что такая-то тема — спорная.
Если ведущий будет постоянно помнить о том, что обсуждение — для группы живой процесс, а для него — работа по поддержанию этого процесса, все пройдет хорошо. Просто делайте свою работу.
— Что-то погода испортилась…
— Щас, медитнем — и прояснится.
Из разговора на семинаре по Эриксоновскому гипнозу.
Групповая трансовая работа — такой же эпизод, как упражнение, игра или обсуждение. И речевые шаблоны, и образная речь, выделение голосом важных слов, и изменненые состояния сознания так или иначе присутствуют в нашей работе все время.
И все-таки тут есть свои особенности. Давайте разберем ситуацию с формальной работой в групповом трансе. Так же, как и в трансе индивидуальном (и в аутотрансе), здесь три основных этапа.
— Наведение транса,
— Использованиеп трансового состояния,
— Выход.
Здесь тоже своя последовательность:
— Фиксация внимания,
— Перевод фокуса внимания извне во внутренний мир участников,
— Предложение диссоциации сознательных и бессознательных процессов,
— Углубление трансового состояния.
Фиксация внимания достигается достаточно просто.
— Можно предложить смотреть, не отрываясь, на указанную вами точку в пространстве. (Хорошо, если эта точка будет находиться чуть выше уровня глаз участников).
— Можно предложить закрыть глаза и представлять себе точку.
— Можно совместить оба способа: предложить смотреть на точку, пока глаза не закроются, после чего продолжать смотреть на воображаемую точку.
— Можно предложить участникам вспомнить что-то, подходящее по теме и настроению, и думать об этом.
— Можно просто начать рассказывать интригующую историю, и этим захватить внимание. И так далее.
Как только мы предлагаем закрыть глаза и отдать себе отчет в своих ощущениях, представить себе какие-то образы и что-то с этими ощущениями и образами сделать, мы переводим внимание внутрь.
— Обычно мы предлагаем участникам расслабиться. И описываем процесс расслабления: «можно прислушиваться к своим ощущениям, и, возможно, почувствовать, как приятное расслабление и успокоение поднимается от ваших стоп… к коленям… и охватывает бедра… и это очень приятно — получить возможность расслабиться и отдохнуть, и можно позволить своему телу отдыхать… и просто мысленно следить за тем, как расслабляются мышцы живота… и выравнивается дыхание… вдох… и выдох… вдох… и выдох… ничего не нужно делать специально, просто позвольте своему телу расслабиться, успокоиться, и ваши мысли тоже могут успокоиться… и, быть может, пока расслабляются ваши плечи… шея… пока расслабление охватывает ваше лицо, и становится приятно… и расслабляется подбородок… крылышки носа… переносица, мелкие мышцы глаз, брови… разглаживается лоб… пока все это происходит, люди иногда чувствуют, будто тело плывет… и так же могут плыть мысли…» и так далее.
Диссоциация сознательных и бессознательных процессов предполагает, что мы, описывая расслабление, постепенно вводим разделение: «мысли и тело», «сознание и бессознательное», «разум и глубинная мудрость», «обычное и истинное «Я», «на поверхности, в глубине», «вы и ваше сознание», «ум и душа» и так далее. Мы предлагаем человеку временно допустить, что кроме привычной манеры контролировать и управлять собой есть еще и другой способ, более глубокий, мудрый, всеохватывающий, которому можно предоставить хотя бы частичное руководство, на который можно положиться.
· «…Потому что наше глубинное «Я» лучше всего знает, что нам на самом деле нужно, заботится о нас и старается для нашего блага… оно мудрое и предусмотрительное… и оно знает гораздо больше, чем может знать сознательный разум…»
Углубление транса начинается тогда, когда мы:
— Предлагаем представить себя в каком-то очень интересном и безопасном месте, «и осмотреться в нем… и увидеть лестницу, и начать двигаться по ней… уходя все дальше… и наблюдать… как изменяется все вокруг… ведь это так интересно, наблюдать, как все изменяется, оставаясь при этом в полной безопасности, чувствуя комфорт… и все глубже уходя… вдаль, по лестнице… и вот уже…» и так далее.
— Предлагаем погасить все внутренние образы, заглушить внутри себя все звуки, прислушиваться только к своим ощущениям, постепенно ослабляя их, и побыть в тишине…
— Говорим о возможности отправиться в своих воспоминаниях в прошлое, все дальше…
— Просто считаем, например, до десяти (или двадцати), сопровождая каждую цифру дополнительным внушением на погружение в транс. Например, «и я буду считать до десяти… и к тому времени, когда я дойду до десяти, вы сможете оказаться в хорошем, приятном и глубоком трансе… и вы можете не слушать меня, прислушиваясь лишь к своим ощущениям… и слушаете ли вы меня или нет, ваше бессознательное может слышать… и я начинаю… один… и приятное чувство продолжает распространяться по вашему телу… два… бывает интересно почувствовать, как отличаются ощущения в кончиках пальцев одной и той же руки… три… иногда одна рука становится теплее… четыре… а другая легче… и это хорошо…» и так далее.
Есть и другие способы. И вы можете придумать свои. Главное, чтобы участники группы были подготовлены к восприятию основного внушения. Когда по вашим наблюдениям, группа в основном расслабилась и погрузилась в свой внутренний мир, можно продолжать.
Это могут быть:
— Прямые внушения,
— Метафоры, вложенные истории,
— Косвенные внушения,
— Смешанные варианты.
Прямые внушения формулируются просто: вы просите представить, почувствовать, вспомнить или подумать то, что вам нужно: «и теперь представьте себя в завтрашнем дне, когда вам вновь понадобится навык быстрого расслабления… и отчетливо представьте себе, как именно все будет происходить, как легко, быстро и точно вы сможете сделать все то, чему научились сегодня, и получите удовольствие от своего завтрашнего успеха…»
Метафоры, истории, притчи, рассказывать которые мы с вами учились в первой части, хороши тем, что они удерживают фиксацию внимания, усиливают диссоциацию сознательных и бессознательных процессов и позволяют участникам извлечь именно тот смысл, который окажется для них наиболее полезным. Особенно это относится ко вложенным историям. Кстати, можно вложить одну историю в другую, а в середине второй истории вставить прямое внушение, после чего продолжить рассказывать вторую историю, а потом закончить первую.
· Это еще называют «тройной спиралью». Вложений может быть и больше, чем три.
Косвенные внушения строятся с помощью тех самых речевых техник, которые мы описывали в главе о технике общения. Наведя транс, мы попросту разговариваем с группой, обильно вставляя внушения в одном и том же направлении, но разными способами. Можно говорить о полученном навыке, погоде за окном или рассказывать те же истории. Косвенные внушения отлично сочетаются практически с любой другой формой.
И если мы рассказываем историю, создавая поток косвенных внушений, вставляя в середине внушения прямые, то у нас получается вполне прилично использовать трансовое состояние участников группы.
· Кстати, истории и косвенные внушения можно использовать и без формального наведения транса. То есть мы транс-то наводим, но делаем это косвенно и группе об этом не сообщаем. Группа просто слушает наш рассказ. А мы постепенно снижаем ритм и темп голоса, вставляя в этот рассказ косвенные внушения на расслабление и погружение в себя…