2) контактные: осязательные, вкусовые.
Промежуточное положение занимают обонятельные ощущения.
2. Свойства ощущений
Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений: зрительные, слуховые и т.д.
Качество может варьировать внутри своего вида. Например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкость. Зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.д.
Интенсивность – количественная характеристика ощущения. Определяется силой действующего раздражителя и состоянием (функциональным) рецептора.
Длительность – временная характеристика. Определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и состоянием воспринимающего органа чувств.
Латентный период (скрытый) – это тот отрезок времени, который проходит между моментом воздействия раздражителя на орган чувств и возникновением ощущения.
Для различных видов ощущений он не одинаков: Для вкусовых – 50 миллисекунды; для тактильных –130 млсек.; для болевых – 370 млсек.
Подобно тому, как ощущение не возникает сразу, оно сразу и не исчезает после прекращения воздействия раздражителя. Это и есть последствие – инерция ощущений. Например – кинематограф.
Пространственная локализация раздражителя – это пространственный анализ, т.е. где источник ощущений, где раздражитель.
3. Основные закономерности ощущений
Количественные характеристики ощущений выражаются в порогах чувствительности, интенсивности ощущения, скорости адаптации рецепторов.
Абсолютный нижний порог ощущений данной модальности – эта такая величина стимула, при которой возникает ощущение. Раздражители меньшей силы называются подпороговые. Они ощущения не вызывают, хотя и не безразличны организму. Для каждого анализатора своя величина порога чувствительности. Между чувствительностью и порогом ощущений существует обратная зависимость: Е = 1 / Р, где Е – чувствительность; Р – пороговая величина.
Чувствительность анализатора ограничивается не только нижним порогом, но и верхним порогом ощущения – это максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение (а не болевое). Пороги слухового ощущения: от 16 – 20 герц до 20000 герц. Величина абсолютных порогов может изменяться в зависимости от различных условий – характера деятельности, возраста человека, физического состояния, силы и длительности раздражителя.
Относительный или дифференциальный (разностный) порог – это наименьшая величина различий между раздражителями, когда они ощущаются как различные. Обозначается дельта I, а I – это величина действующего стимула. Между ними существует зависимость:
дельта I / I = const.
Это закон Бугера-Вебера. Для одного и того же анализатора эта константа сохраняется, а для разных она различна. Для слухового анализатора const = 0,1; для зрительного 0,01.
Закон Вебера–Фехнера называют основным психофизическим законом:
S = K Lg I + C
где S – интенсивность ощущений; I – сила раздражителя; С – константа; К – коэффициент.
Согласно этому закону для того, чтобы сила ощущения, т.е. интенсивность (S) выросла от 0 до 1, необходимо, чтобы величина вызвавшего его раздражителя (I) возросла в 10 раз.
Формула показывает:
1) ощущения изменяются непропорционально силе воздействующих стимулов;
2) сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина стимулов.
Пороги чувствительности не являются постоянными, они способны изменяться. Законы изменения:
Адаптация – это изменение чувствительности анализаторов под воздействием внешнего раздражителя Она бывает трех видов:
1. Адаптация как полное исчезновение ощущений
2. Как притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя – это негативная адаптация.
3. Повышение чувствительности под влиянием более слабого раздражителя – позитивная адаптация.
Скорость адаптации различна для различных анализаторов. Чувствительность может изменяться и под влиянием внутренних факторов.
Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. Под воздействием слабого раздражителя одной модальности благодаря механизму иррадиации возбуждения в коре головного мозга повышается чувствительность другой модальности.
Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора, ощущения, характерного для другого анализатора. Т.е. из одной модальности в другую. Чаще возникают зрительно-слуховые и слухо-вкусовые синестезии.
3. Свойства и виды восприятия
Отличия восприятия от ощущений.
1) Результат ощущения воспринимается нами внутри организма, а образ восприятие локализован в пространстве.
2) Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (холода, высоты звука), а в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс ощущений
3) Для того, чтобы предмет был воспринят, необходимо совершить встречную активность, т.е. исследовать его, построить и уточнять образ этого предмета.
4) Ощущения как бы привязаны к специфическим анализаторам, а образ восприятия предполагает взаимодействие сразу нескольких анализаторов.
Восприятие – это отражение в сознании человека целостных предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Свойства восприятия
1. Предметность – это отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.
2. Целостность. Восприятие – это всегда целостный образ. Мы мысленно достраиваем образ до некоторой целостной формы.
3. Структурность. Связана с целостностью. Восприятие – это не простая сумма ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.
4. Константность. Способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине и т.д., независимо от меняющихся физических условий.
5. Осмысленность. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенному классу предметов, обобщить его в слове.
6. Избирательность. Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Зависит от интересов и в значительной степени от установок личности.
Виды восприятия.
1. По доминирующему анализатору: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Обычно комбинируются.
2. По формам существования материи: восприятие пространства, времени, движения.
3. Можно выделить восприятия предметов, отношений, себя и другого человека.
Восприятие пространства – рельеф, удаленность, взаимное расположение.
Восприятие величины и глубины – движение глаз и руки. Величина: прослеживание по контуру и величина изображение на сетчатке. Глубина: аккомодация и конвергенция.
Восприятие движений – направление, скорость перемещения.
Восприятие времени – биологические часы.
4. Закономерности и законы восприятия
1) Апперцепция – это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.
2) Содержание восприятия определяется поставленной задачей и мотивами деятельности человека.
3) Соотношение фигуры и фона. Выделение фигуры из фона – биологическая необходимость. Человек мыслит о фигуре, а не о фоне.
4) закономерность: восприятие сложных объектов невозможно без его осмысливания.
5) Содержание восприятия могут изменять установки, эмоции.
6) Восприятие взаимосвязано с речью.
7) При восприятии контурных и штриховых изображений могут возникать зрительные иллюзии.
Законы восприятия:
1. Восприятие непосредственно связано с работой мышц, с разного рода движениями, несущими информацию о воспринимаемых объектах (хотя бы глаз).
2. Сформировавшийся образ восприятия относительно устойчив, особенно тогда, когда его функционирование связано с мышлением.
3. Чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток информации.
4. Характер образов восприятия отчасти определяется внутренними процессами, происходящими в организме. Но! Лишь тогда, когда восприятие уже сформировалось. В процессе же развития образ непосредственно зависит от получаемого опыта.
ВНИМАНИЕ
1Характеристика внимания
1. Свойства внимания
1. Характеристика внимания
Внимание – необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. В отличие от познавательных процессов, внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов, их условие и способ регулирования.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Направленность и сосредоточенность – это качества внимания. В зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: а) сенсорное; б) интеллектуальное; в) моторное (двигательное). В настоящее время наиболее изучено сенсорное внимание: зрительное и слуховое. Внимание способствует повышению эффективности познавательных процессов, потому что оно как бы проявляется изнутри них.
Функции внимания.
1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы.
2. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
3. Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Рассмотрим основные виды внимания.
1. Природное дано человеку с рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы новизны. Основной механизм такого внимания – ориентировочный рефлекс.