Смекни!
smekni.com

Понятие о чувствах (стр. 4 из 8)

Выражение чувств, выступающее в тех или иных внешних проявлениях, принято называть экспрессией чувств. Средства, элементы языка экспрессии чувств обширны и многообразны. Это прежде всего слова. При помощи богатой палитры слов мы можем передать оттенки испытываемых нами переживаний. Достаточно сказать, что в русском языке около 5000-6000 слов передают те или иные оттенки различных переживаний. Правда, среди них много синонимов. Эмоциональное состояние человека в убедительной форме передается не только самим значением слова, не только способом построения фразы (стилистика), но и характером интонирования, тембром голоса и т. д. Экспрессия чувств хорошо передается богатством человеческой мимики, так же как характером разнообразных жестов человека, его походкой. Более того, оттенки поведения человека в целом - характер его внимания, направление взора, изменение темпа речи и движений - все это может выражать переживания человека, испытываемое им эмоциональное состояние. Но понимание поведения как проявления чувств требует от индивида умения "читать" человеческие чувства, разбираться в экспрессии чувств.

Процесс овладения языком экспрессии чувств достаточно длительный, поскольку для того, чтобы овладеть всей палитрой экспрессии в ее тонких и дифференцированных формах, необходимо усвоить ряд умений и приобрести достаточный опыт.

Овладение экспрессией - явление двустороннее. Прежде всего оно подразумевает появление и развитие восприимчивости к различным формам и оттенкам экспрессии чувств, умение тонко их опознавать. Вторая же сторона процесса заключается в умении человека пользоваться оттенками выражения чувств для того, чтобы убедительно и точно передавать свои переживания, свое эмоциональное отношение к тем или иным людям, к событиям социальной жизни и т. д.

Эти два аспекта предполагают также освоение ряда моментов, характеризующих социальную психологию людей. Мы уже отмечали, что в ходе выражения чувств человек учитывает те требования, те правила, которые бытуют в данной социальной среде относительно того, как нужно и как нельзя выражать свои чувства. В зависимости от установленных неписаных правил, традиций, бытующих в разной социальной среде, и выражаются по-разному соответствующие чувства. Если у одних народов и народностей, например, обязательно, чтобы вдовы на похоронах громко голосили, кричали, плакали по своему умершему мужу и сдержанность воспринимается неодобрительно, то у других народов такие длительные крики будут восприниматься как нарочитые и вызывать осуждение. Следует говорить о влиянии национальной, социальной, профессиональной, культурной среды на характер экспрессии, на появление в ней специфических оттенков, распространенных именно в данной среде. В определенной среде наблюдаются известные стереотипы выражения чувств, которые характерны для каких-то культурных групп и хорошо ими понимаются. Нельзя забывать, что в процессе изменения нравов и обычаев людей меняются и нормы требований к оттенкам выражения чувств. Поэтому появляются характерные для разных возрастных групп населения свои особенности в выражении чувств, свои словечки, свои формы передачи эмоционального отношения к людям и событиям, которые другими категориями населения не очень точно воспринимаются.

IV. 14.5. Формы переживания чувств

Чувства образуют обширную в психической жизни сферу личности. Определенное представление о богатстве и многообразии эмоциональной сферы личности дают следующие понятия: чувственный тон, эмоции, аффекты, стрессовые состояния и настроения.

Чувственный тон.

Чувство часто проявляется лишь как эмоциональная окраска, как своеобразный качественный оттенок психического процесса. В этом случае оно сознается не само по себе, а как особое свойство предметов или действий, способных вызывать у познающей и действующей личности известное отношение.

Человек не всегда даже замечает, что речь идет не столько об объективных свойствах предметов, сколько о его личном субъективном отношении к ним, когда говорит: приятный собеседник, смешная история, неприятный запах, скучная книга, любимое занятие, нежная листва, веселая прогулка, возмутительный поступок, успокоительное сообщение, напряженная работа и т. д.

Такая эмоциональная окраска - чувственный (аффективный) тон - в некоторых случаях оказывается прирожденной всем (или почти всем) людям. Например, боль и ряд чрезмерно сильных раздражений отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Определенные запахи (меркаптанов и ряда других органических соединений) для всякого нормального человека отвратительны. Крайне неприятны известные сочетания диссонирующих звуков. Сюда же относятся отдельные сочетания цветов, вызывающих раздражение. Но в большинстве своем некоторые чувственные тона восприятий и представлений оказываются следами прежних эмоциональных процессов, отголоском прошлого опыта (во многом сходного у большинства людей, что и создает впечатление прирожденности). Весьма часто чувственный тон служит показателем того, удовлетворяет или не удовлетворяет предмет или ситуация потребности человека, успешно или безуспешно протекает его деятельность (в данном конкретном случае).

У некоторых лиц резко выраженный чувственный тон принимает характер идиосинкразии - болезненного отвращения к определенным раздражениям, почти безразличным или даже приятным для других людей. Встречаются субъекты, не выносящие, например, прикосновения к бархату, запаха рыбы, звука, сопровождающего протирание стекол, и некоторых других скрипов.

Изучение чувственного тона зрительных, слуховых, обонятельных, кинестезических (двигательных) ощущений и восприятий имеет большое практическое значение. Например, окраска помещений, станков, средств транспорта может заметно влиять на продуктивность работы и общее самочувствие трудящихся в зависимости от приятного или неприятного чувственного тона, вызываемого определенными цветовыми оттенками и в особенности их сочетаниями. Неприятный запах химических удобрений резко снижает ценность картофеля и овощей. Производственные шумы, не только от громкости их, но особенно от специфического чувственного тона, весьма мешают работе и увеличивают брак, тогда как специально подобранная музыка повышает производительность труда.

Эмоции

Эмоциональные процессы и состояния, или эмоции (в узком значении термина), представляют собой обычную и характерную форму переживания чувств.

Эмоция - это непосредственное переживание (протекание) какого-либо чувства. Эмоцией будет, например, не само чувство любви к музыке как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое переживает, испытывает человек, слушая хорошую музыку в хорошем исполнении. Чувство любви к музыке может переживаться в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкального произведения в плохом исполнении.

В одних случаях эмоции отличаются действенностью. Их называют стеническими. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил. От радости человек готов "горы перевернуть". Сочувствуя товарищу, он ищет способа помочь ему. При стенической эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. В других случаях эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, чувства расслабляют человека. Это астенические эмоции. Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается. Сочувствие тогда остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием, стыд превращается в тайные мучительные угрызения совести.

Являясь мотивами совершаемых действий, эмоции в одних случаях организуют деятельность, а в других - дезорганизуют ее. При состоянии эмоциональной тупости деятельность человека утрачивает целенаправленность, мышление и фантазия не получают необходимых стимулов. В. И. Ленин писал, что "без "человеческих эмоций" никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины"1. Но и повышенная эмоциональность сплошь и рядом влечет за собой искаженное отражение объектов, субъективное толкование фактов, логические ошибки при выводах и оценках.

Аффекты

Аффектами называют эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действиями (утратой самообладания), а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, они похожи на вспышку, взрыв, налетевший шквал. Если эмоция - это душевное волнение, то аффект - буря. Эти состояния имеют различные стадии, сменяющие друг друга. Охваченный яростью, ужасом, растерянностью, восторгом, приступом безудержного смеха, отчаянием, человек в разные моменты неодинаково отражает мир, различным образом выражает свои переживания, в разной мере владеет собой и регулирует свои движения. Это объясняется тем, что сильное возбуждение определенных центров промежуточного мозга и коры полушарий, а вместе с тем торможение других центров переходят пределы и сменяют друг друга: иногда возникает срыв и расстройство высшей нервной деятельности. Стенические состояния резкого подъема жизнедеятельности сменяются частично, а иногда и полностью астеническими - упадком сил, растратой энергии, которая не успевает восстановиться. Так, гнев, проявляющийся в энергичных движениях, блеске глаз, покраснении лица, сменяется яростью, сопровождающейся дезорганизацией движений, помутнением взора, побледнением лица.