Возникновение переживания высших чувств - будет ли это переживание морального негодования или эстетического восторга - всегда предполагает анализ ситуаций (пусть мгновенный), осмысливание, оценку увиденных явлений и отнесение их к той или другой социальной категории. Таким образом, перед нами чувства, которые пронизаны интеллектуальным началом, поскольку в них как обязательный элемент входят наши оценки, суждения, усмотрение социального смысла явления. Эти чувства обладают еще рядом характерных особенностей. Они могут в своих развитых формах достигать большой степени обобщенности. Очень существенно, что они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или другой стороне действительности.
Исходя из того, какая область человеческой деятельности или сфера социальных явлений становится объектом этих чувств, их подразделяют на соответствующие виды: моральные, праксические, эстетические, интеллектуальные чувства.
Моральные чувства
К моральным чувствам относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. Такие чувства предполагают не только наличие представлений о должном и не должном в поведении людей, но и то, что эти представления принимаются человеком внутренне как норма или нарушение нормы. Тогда чувства приобретают для человека характер побуждения к действию при появлении соответствующей ситуации.
Заключенная в моральном чувстве внутренняя необходимость выполнять нравственные требования особенно остро выступает в самом переживании тогда, когда возникает коллизия между эгоистическими чувствами и побуждениями и моральным чувством. Моральное чувство может переживаться человеком как "естественное", непосредственное чувство, проявляющееся в прямом побуждении к действию при соответствующих обстоятельствах. Однако всякое непосредственно захватывающее человека моральное чувство в действительности является плодом сложного развития личности, хотя путь развития может человеком и не осознаваться.
Одно из ведущих моральных чувств советского человека - чувство долга. Основу его составляет понимание и переживание потребностей нашего общества, причем это понимание и переживание потребностей превращается в настоятельное побуждение делать то, что требуют жизненные интересы Советского государства, Коммунистической партии. Это чувство переживается и при сознании необходимости действовать в интересах того более узкого коллектива, в котором живет и работает человек: семьи, школы, предприятия, бригады, цеха, колхоза и т. д. Человек не только знает и понимает, в чем заключаются его общественные обязанности, но и переживает необходимость их выполнения, испытывает чувство стыда при уклонении от них.
К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие (к товарищу, к больному, к пострадавшему); чувство доброжелательности к людям; негодование по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы как привязанность к товарищу, потребность видеть его, общаться с ним, делиться с ним своими мыслями и чувствами. Важное моральное чувство, родственное дружбе, - любовь. Это чувство, связывающее мужчину и женщину, может не только характеризоваться многолетней длительностью, но и многообразной палитрой переживаний, включающей в себя и нежность, и заботу, и радость от совместного пребывания, и тоску при расставании и т. д.
Среди моральных чувств выделяются морально-политические чувства. К ним относится все то, что связано с нашим эмоциональным отношением к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, строю, партии и т. д. К морально-политическим чувствам советского человека принадлежит чувство преданности социалистическому обществу, Коммунистической партии, чувство советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Это чувство проявляется в верности и преданности народу, своей Советской Родине, братскому содружеству трудящихся всех наций нашей страны. Советский патриотизм - источник боевого и трудового героизма людей нашего общества.
Праксические чувства
Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т. е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения.
Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, достигающей различного уровня сложности и обладающей различной значимостью для человека, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания: от небольшой заинтересованности деятельностью до очень большой увлеченности процессом деятельности. Различия в сфере праксических чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности.
Процесс труда, учения рождает положительный эмоциональный отклик - радость от самой деятельности, от проявленного при этом мастерства, от усилий, увенчанных успехом, от самостоятельности поисков, удовлетворения от результата. Но процесс труда, учения может вызывать и отрицательный эмоциональный отклик - неудовольствие от затрачиваемых усилий, утомления, напряжения, подавленности от монотонности процесса работы и т. д. Для содержания и характера возникающих праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов. Объектом праксических чувств становятся такие формы человеческой деятельности, как труд, учение, спорт, игра.
Труд - основа существования человека, и среди высших чувств важное место занимает положительное эмоциональное отношение к труду: переживание его как сложного, но необходимого дела, как источника бодрости при встрече с препятствиями, как чувства радости от успешного завершения. Эти явления относятся к праксическим чувствам.
В сфере праксических чувств может быть выделен тот вид их, который связан с творческим трудом. Он имеет ряд своеобразных черт. Когда человек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение нового в создаваемый продукт, то это порождает сложный эмоциональный отклик в виде творческих чувств. Можно говорить о творческих чувствах новатора производства, изобретателя, ученого, педагога, общественного деятеля, художника, писателя, шахматиста, актера и т. д.
Имеются, несомненно, общие черты, присущие чувствам любого представителя творческого труда. Эти люди могут испытывать подъем от самого процесса деятельности, волнение и напряжение, подавленность и разочарование при неудачных поисках, интеллектуальное наслаждение от нахождения правильного решения и радостное волнение, приобретающее иногда характер вдохновения, от процесса создания нового. Поскольку эти чувства связаны с разнообразными и во многом непохожими видами человеческой деятельности, то мы встречаемся с отчетливой дифференциацией в сфере таких чувств, вызванных характером и типом самой деятельности.
Переживания, возникающие в процессе деятельности, имеющие свои характерные особенности, эмоционально видоизменяются от того, что они переосмысливаются в связи с осознанием роли данной деятельности для общества, с осознанием своего участия в этой деятельности.
Советский человек воспринимает свою деятельность как дело своей гражданской совести. Поэтому в переживание праксических чувств входит нечто новое - нравственное начало, которое видоизменяет и обогащает эти чувства.
Эстетические чувства
В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Это обстоятельство становится основой для возникновения эстетических чувств. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным.
Эстетические чувства появляются не как некое изолированное переживание, но они вплетены в целостное эстетическое впечатление, которое может возникнуть и от встречи с произведением искусства, и от восприятия картины природы. Поэтому уровень, характер, содержательность наших эстетических впечатлений определяют качество и черты возникающих эстетических чувств. Иначе говоря, усложнение эстетических чувств, появление в них новых моментов зависит прежде всего от характера воспринимаемого объекта, богатства его сторон, глубины запечатленного в нем содержания, от уровня и глубины эстетического познания человека.
Произведения искусства, представленные различными жанрами, становятся основой для возникновения содержательных эстетических чувств. Эмоциональный отклик на произведения искусства выступает в двух формах. Это могут быть градации чувства удовольствия, которое появляется при восприятии создания художника. Начиная от чувства умеренного удовольствия человек может пройти ряд ступеней вплоть до испытания настоящего эстетического восторга. Но такой отклик будет очень обедненным, если наши переживания не затронут нашего нравственного сознания. При восприятии произведения искусства у нас возникают разнообразные переживания, связанные с самим социальным содержанием описываемых в художественном произведении событий. Мы можем испытывать страх за судьбу героев, негодование по поводу причин, которые привели их к гибели, испытывать нежность к героям и ненависть к их противникам, и эти переживания могут достичь большой силы.