Такого характера переживания не только расширяют эстетический эмоциональный опыт, но и обогащают нравственные чувства человека.
Эстетические переживания могут достигать большого уровня обобщенности, и тогда говорят о чувстве трагического, чувстве возвышенного, чувстве комического, чувстве юмора, присущих только человеку.
Интеллектуальные чувства
Большая и разнообразная деятельность человека, направленная на приобретение знаний о действительности, также порождает эмоциональный отклик. Это чувства, связанные с процессом решения тех или других теоретических и практических задач, с процессом приобретения знаний и их приложения в реальных действиях. Деятельность человеческого познания, рассуждение, размышление по поводу тех или других явлений, фактов, научных положений вызывает особого характера переживания: это и чувство удивления перед сложным и еще непонятным явлением, чувство любознательности по отношению к новому и еще непознанному, чувство сомнения в правильности найденного решения, чувство уверенности в точности вывода, радость по поводу сделанного открытия и т. д.
В основе различных переживаний, возникающих в процессе познания, лежит чувство любви к знанию. Это чувство приобретает не только различные формы, но и различную направленность. Так, может быть любовь к конкретному знанию, к знанию обобщенному, выступающему в системе теоретических положений, любовь ко всякому знанию вообще.
На основе развивающегося опыта интеллектуальных переживаний может возникнуть обобщенное чувство любви к истине, которое заставляет человека преодолевать трудности в процессе познания и испытывать подлинное счастье, если ему удается сделать значительное открытие.
IV. 14.7. Личность и чувства
Чувства человека не только составляют неотъемлемую часть его личности (поскольку любое переживание всегда носит личностный характер), но и сами имеют значение для становления его личности, для приобретения им известных качеств и черт.
Роль чувств в самосознании и самопознании
Человек познает свои возможности в умственной деятельности, в работе памяти, в полете фантазии на основе тех актов и операций, которые он систематически осуществляет в сфере мышления, памяти и воображения. Благодаря такой деятельности он убеждается в том, на что он способен, в какой мере ему присущи те или другие качества ума, памяти и т. д. Но процесс самопознания происходит и на основе переживания человеком ряда различных чувств. Что может открыть человек в себе самом благодаря переживанию тех или других чувств?
Переживание чувства часто возникает как невольная эмоциональная реакция человека на то или иное происшествие, событие. Самого человека может удивить эмоциональная сила произведенного на него впечатления, характер проявившегося у него эмоционального отклика, длительность возникшего переживания. Так, его может ужаснуть, что вместо сочувствия к неудачам человека он пережил состояние злорадства, вместо доброжелательности - ревность, вместо негодования при хулиганском поступке - страх. Человек неожиданно обнаружил в себе такие стороны своей натуры, которые он не приемлет. И может оказаться, что вместо страха, который, как он считал, у него появится в подобной ситуации, у человека возникает состояние мобилизованности и готовности к отпору, вместо безразличия он пережил теплоту волнения за другого человека. Так он открыл в себе какие-то новые стороны, о которых не ведал сам.
Возникшее достаточно сильное переживание по определенному поводу может открыть самому человеку, что в мире для него существуют такие ценности, которые, как ему казалось, были для него безразличны, а на самом деле они для него значимы. Так, он может осознать, что его волнуют и затрагивают определенные социальные и гражданские ценности, он может осознать, как дорог ему определенный человек. Искусство, его некоторые жанры, конкретные создания художников неожиданно приобретают для человека большую притягательность, хотя раньше они его, быть может, не волновали. На основе возникших переживаний человек не только лучше понимает, к чему он не безразличен, но для него обнаруживаются отчетливо и его собственные пристрастия и интересы.
Острое переживание тех или других явлений в сфере нравственности, яркое чувство любви, которое в нем проснулось, не только открывает ему в мире новые волнующие его ценности, но и выявляет нечто новое для него в самом себе.
Испытанные переживания - счастливая или несчастная любовь, (пережитое большое горе - изменяют в какой-то мере самого человека, делают его взрослее, потому что в жизненном опыте появились новые вехи, которые меняют его отношение к некоторым вещам, к представлениям о счастье, о своем будущем.
Многообразие испытанных переживаний, их содержание, сила выявляют некоторые присущие человеку качества личности: слабую или сильную эмоциональную восприимчивость к различного рода воздействиям, большую или малую эмоциональную заразительность и т. д.
На основе испытанных переживаний и изменений жизненного опыта человек начинает по-иному осознавать себя. А это влечет за собой и некоторые сдвиги в его самосознании. Так, на основе возникновения и устойчивого наличия чувств, которые человек считает ценными и желанными, у него меняется самооценка и самоуважение, - они делаются выше. С этим связаны изменения в его самочувствии, в его самосознании.
Неожиданное и сильное переживание таких чувств, которые человек .не приемлет и отвергает, рождает в нем внутренний конфликт. И если нежелательные чувства достаточно стойко владеют им, то это приводит не только к снижению самооценки, но и к стремлению освободиться от груза таких переживаний и связанных с ним свойств личности. Такая потребность влечет за собой активизацию процесса саморегулирования чувств.
Саморегулирование в сфере чувств
Саморегулирование в сфере чувств занимает достаточно большое место в психической жизни человека, поскольку эмоциональная сфера связана с разными сторонами его внутренней жизни. Пути и формы саморегулирования многообразны. Способы регулирования человеком своих эмоциональных процессов - настроений и состояний, отдельных переживаний или эмоционального отношения к различным жизненным явлениям - в психологическом отношении достаточно сложны. Это объясняется тем, что появление чувства, хотя оно подготавливается всем ходом развития и самочувствия личности, часто испытывается человеком как нечто непредвиденное и неожиданное (взрыв гнева при размолвке, переживание печали от расставания, эстетический восторг от прослушанной музыки и т. д.). Поэтому регулирование процессов в эмоциональной сфере исключает акты, носящие характер прямого самоприказа, а выступает в виде психологических операций, носящих косвенный характер.
Об одном виде саморегулирования в сфере чувств мы уже говорили - это регуляция выражения своих переживаний. Но есть еще и другие, достаточно важные области применения саморегуляции. Необходимо помнить, что личность не одинаковым образом испытывает различные чувства, которые ее захватывают. Это касается не только их силы, глубины и длительности, но касается отношения самого человека к переживаемым им чувствам.
Человек занимает по отношению к возникающим у него чувствам и эмоциональным состояниям, исходя из освоенных и ставших уже его личным достоянием общественных норм, соответствующую позицию. Одни свои переживания он одобряет, к другим относится нейтрально, третьи он отвергает. Те чувства и настроения, которые он одобряет, считает ценными и возвышающими его личность, он стремится в себе поддержать, дать им возможность развиться. Чувствам, к которым он относится нейтрально, он дает развиваться беспрепятственно. Чувства же отвергаемые он старается по возможности подавить в себе, ослабить, победить.
Мотивы, почему человек хочет подавить в себе то или другое чувство, носят разный характер. Иногда человека пугает не само чувство, а сила этого чувства, - человек сильно влюбился, и это создает в нем душевный конфликт связи с моральным долгом по отношению к существующей уже и дорогой ему семье. Тогда человек стремится ослабить или подавить свое чувство. Другой характер носят мотивы, когда человеком овладели чувства и побуждения, которые он считает аморальными, недостойными, ведущими его к падению в собственных глазах. Например, когда им овладевает недостойная страсть, которую он хотел бы в себе искоренить.
Каков же психологический механизм подавления такого чувства? Так же как нельзя в порядке самоприказа вызвать в себе чувство, которое не переживаешь, но считаешь желанным - например, полюбить человека, которого только уважаешь, так же нельзя в порядке самоприказа уничтожить в себе то чувство, которое тебя захватило. Приходится пользоваться обходными путями. Так, в борьбе с чувством и настроением, которые человек считает для себя опасными, он прибегает к самоотвлечению, переключая свое внимание и силы на деятельность, лишающую его времени и возможности жить этим чувством. Акты сознательного самоотвлечения - Андрей Болконский после разрыва с Наташей Ростовой уезжает в армию и загружает себя множеством обязанностей - могут быть подкреплены и специальным запрещением себе думать об определенных явлениях и людях, воссоздавать 8 воображении картины и эпизоды, имеющие к ним какое-либо отношение.
Иной характер приобретают акты человека, когда он хочет подавить в себе чувства и побуждения, которые считает аморальными. Самоотвлечение дает результат лишь в том случае, когда недостойная страсть по-настоящему еще не укоренилась. В случае, когда аморальное чувство уже достаточно сильно, борьба за лучшее в себе самом требует иных психологических действий. Сильное чувство можно подавить лишь при помощи другого, не менее сильного чувства. На основе растущего чувства стыда перед собой и окружающими, страха перед потерей уважения других людей и разжигания в себе ужаса от перспективы морального падения в человеке укрепляются чувства, которые противостоят отвергаемым. Так, воин может мучительно осуждать себя за чувство страха, который заставил его бежать или оставить в беде товарища.