Понятие "индивид" имеет в концепции Ананьева смысл природного психофизического существа, особи биологического вида Homo Sapiens. Природные свойства первично детерминированы наследственностью. Вторичная же детерминация складывается из взаимодействия генетической программы с условиями онтогенеза - абиотическими, биотическими и социальными факторами среды. К этим-условиям относится также воспитание и собственная деятельность человека.
Содержание понятия "индивид" раскрывается в ходе структурного анализа. Первый шаг анализа приводит к различению двух классов индивидных характеристик - возрастно-половых и индивидуально-типологических. Возраст индивида - одна из форм биологического времени. Возраст и пол, будучи изначально природными характеристиками, становятся также параметрами личности, факторами её жизненного пути, поскольку социально значимы и учитываются обществом в моральной и правовой регуляции общественной и индивидуальной жизни.
Индивидуально-типологические свойства включают общую конституцию и конституцию мозга. К первой относятся морфологические особенности - габариты и пропорции тела, что оказывается немаловажной предпосылкой некоторых видом деятельности (спортивной, хореографической, например) опосредствованно влияют на формирование характера благодаря участию внешности человека в общении. Значение внешности иногда выходит на судьбоносный уровень в таких профессиях как манекенщица, актриса, диктор телевидения.
Более непосредственное отношение к психологическим особенностям имеют разнообразные формы реактивности организма - биохимическая, связанная с метаболизмом, сердечно-сосудистая, психовегетативная, психомоторная. Любой психический процесс имеет реактивный фон и потому "заземлен" на жизнедеятельность организма. Реактивность организма лежит в основе восприимчивости человека к внешним воздействиям, в том числе обстоятельствам и событиям жизни. То же можно сказать относительно конституции мозга, особенностей нейродинамики и функциональной его геометрии (билатеральная организация, в частности).
В структуре индивида важное место занимают психофизиологические функции: сенсорно-перцептивные, мнемические, вербально-логические, моторные, тонические, аттенционные. Все вместе они образуют как бы второй "слой" индивидной структуры, которая завершается задатками, темпераментом и органическими потребностями. Причём, задатки служат исходным материалом способностей, органические потребности — предшественники направленности личности, темперамент служит природной основой характера. В целом индивид рассматривается Б.Г. Ананьевым как "сырье" для строительства личности.
И узком смысле слова, личность характеризуется социальными и психосоциальными свойствами. "Для человека как личности существенными могут считаться лишь те характеристики, которые связаны с развитием общества, особенно с производством его материальной жизни, и выполняют, следственно, определенную социальную функцию" (2. 179).
Психология личности раскрывается только в связи "с повременным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития, особенно с историей культурного, политического и правового развития, определившей становление современного образа жизни" (3, 107).
"...Личность всегда конкретно-исторична, она - продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий,
составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути" (3, 276-277).
В структуре собственно-личностных характеристик и свойств исходными являются объективный статус личности и социальные функции-роли. Функциональная заданность личности делает ее "функционером" общества, группы. Поведение "функционера" в целом и в отдельном своем акте (действии) осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредствующих деятельность с процедурами поведения, предписываемыми этой ролью, -общественной функцией человека в данной ситуации" (3, 287). В этом качестве личность скорее объект, чем субъект, она конформна, зависима, не вполне самостоятельна, иначе говоря она социальный индивид, а не индивидуальность.
Но это лишь один полюс континуума существования личности. Человек осуществляет социальные функции по-разному в зависимости от степени их осознания и отношения к ним. Личность может воспротивиться предписаниям, направляя свою деятельность на преобразование статуса и всей системы ролей. Она не только функционер, но и субъект социального поведения, деятель, борец. Опираясь на социологический анализ статуса, функций-ролей, а также социально-типичных ценностных ориентации, Ананьев обращается к системе внутренних субъективных отношений и мотиваций личности. Они составляют вторичный, психосоциальный, класс личностных свойств.
Мотивация - центральный "блок" в структуре собственно личностных психосоциальных свойств. В мотивах социального поведения актуализируется направленность личности.
Система личностных свойств завершается характером. "Статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений -все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер, как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни...
Структурной интеграцией отношений является именно характер личности..." (1, 259, 260).
С образованием характера связана самобытность человека, самостоятельность его общественного поведения. Наличие зрелого характера указывает на то, что личность уже много больше, чем социальный индивид, она - самобытная индивидуальность.
Генетическим источником характера является темперамент, но не он определяет содержание и сущность характера. Последние связаны с жизненной направленностью (идейностью, мировоззрением ) личности, зависящей от ее общественных отношений. Темперамент в структуре характера становится его динамической, формальной стороной и теряет самостоятельное значение в регуляции поведения личности.
В формировании направленности и характера первостепенную роль играет непосредственные отношения ребёнка к окружающим людям. Для него важнее не социальные отношения в макросоциологическом смысле, а зависящие от них межличностные отношения в контактных группах микросреды (школьник-учитель, школьник-одноклассники, родители и пр.). На этой основе вырастают коммуникативные черты, формируется тип общительности (широта, избирательность, интенсивность, мотивированность общения). Вместе с тем практика взаимодействия и сооценки людей формирует у них самооценку и весь комплекс отношений к себе, закреплённых в рефлексивных чертах характера.
Характер образуется при закреплении в образе жизни индивидуального стиля общения, познания и труда, социального поведения и внутренней жизни личности (поэтому можно вслед за Бюффоном сказать " человек — это стиль"). С точки зрения укоренённости черт характера, их тенденции к обязательной актуализации в соответствующей ситуации они являются своеобразными привычками. Иначе говоря, та или иная черта характера - это своего рода привычка думать, чувствовать и поступать в определенных обстоятельствах характерным образом. Поэтому в деле формирования характера так важен педагогический метод приучения ребёнка к образцовому поведению на основе нравственных мотивов, а для зрелого человека - неуклонность следования в своём поведении нравственным принципам.
Характер завершает систему собственно личностных свойств и как бы представляет их в общей структуре личности (точнее индивидуальности).
Структура субъекта интегрирует свойства индивида и личности. Но субъект вовсе не сводится к сумме индивида и личности - это новое качество человека. Чтобы раскрыть суть этого качества, Ананьев развел близкие понятия "личность" и "субъект": "Оба эти определения человека взаимосвязаны в такой мере, что субъект - общественное образование, а личность образуется и развивается посредством определенных деятельностей в обществе... Сложнейшая целостная структура человека как субъекта раскрывается лишь на социальном уровне развития человека как личности" (1, 243-244). Формой существования и способом развития личности является социальное поведение, а субъекта - деятельность. Субъект не тождественен личности потому, что "...сама деятельность (труд и т.д.) с ее предметом, орудием и операциональной техникой и субъект деятельности с его сенсомоторным, речемыслительным и знаковым аппаратом не сводятся к общественным отношениям, совокупность которых составляет сущность личности" (3, 87).