Субъект - познающее и сознательно действующее материальное существо. Свойства субъекта (субъектные) не сводятся к субъективным. К внешней структуре субъекта относятся такие не субъективные явления, как предмет деятельности, средства (орудия и знаки) и способы действий с ними (операции), наконец, продукты и производительность деятельности.
Внутренней структурой субъекта, в которой обобщаются свойства личности индивида, являются психофизиологические и психосоциальные свойства человека, определяющие его готовность к выполнению разных видов деятельности на возможный уровень продуктивности. Поэтому их можно отнес: к потенциалам, ресурсам человека. Потенциалы су§ъек иерархически, субординационно организованы. Но есть координационные отношения между классами ресурсов резервов человека. Причем все потенциалы представляютСобо синтез различных сторон природы человека.
Исходные, первичные потенции субъекта кроются в само жизнедеятельности индивида – его жизнеспособности Жизнеспособность – эффект структуры индивида является природным основанием для развития всех других потенщалов. В определенном отношении жизнеспособность – это готовность всего организма и особенно мозга к эффективному функционированию. Иначе говоря, жизнеспособность – это психофизическое здоровье человека, характеристика субъект, на уровне индивида. На уровне личности образуете; трудоспособность "как синтез функциональной работоспособности организма и его приспособленности к определенным условиям работы и профессии" (1, 179) "Реализация жизнеспособности человеческого организма к трудовой деятельности и является исходным компонентом общей трудоспособности человека" (4, 47).
Общая трудоспособность формируется до начала профессиональной деятельности, в самообслуживании, а затем Развивается вместе с профессиональной трудоспособностью и не исчерпывается с ее прекращением. Она имеет исторический характер и зависит от социальной системы трудового воспитания, от накопления жизненного и профессионального опыта, в частности, знаний, умений и навыков. С помощью орудий труда человек расширяет диапазон своих возможностей, поэтому техника, орудия являются ультра- и инфрапотенциаами субъекта. Трудоспособность - свойство субъекта труда конкретным видам которого соответствуют специальные способности;
Интеллектуальный компонент необходимо присутствует в общей трудоспособности и специальных способностях, так как он имеет существенное значение для всех видов деятельности.
действительно, интеллект необходим для адекватного отражения, без чего невозможна успешная деятельность. На уровне индивида интеллект представлен задатками умственным способностей, на уровне личности - собственно способностями (мыслительными в первую очередь), эрудицией, креативностью, социальной продуктивностью. По мысли Ананьева, успешность умственной деятельности зависит не только от оперирования информационными единицами, от мотивации, но и от энергетической обеспеченности процессов переработки информации, а значит, от эффективности "подключения" к интеллектуальной деятельности энергетических систем индивида.
В качестве потенциалов выступают не только трудоспособность и интеллект, т.е. собственно потенции, но и характерологические свойства, генетически связанные с тенденциями личности. Можно поэтому сказать, что структура субъекта - это общая структура личности, взятая в отношении к деятельности и ее продуктивности.
Совокупность свойств личности, определяющих готовность к деятельности на творческом уровне', составляет талант. Талант - творческий уровень потенциалов человека. Творческая деятельность интегрирует свойства субъекта в целом, потому что процессы творчества возникают на "пересечении" труда, познания и общения. В нем представлен "сплав" различных способностей и характера. О таланте можно говорить тогда, когда развитие способностей направляется субъектом в соответствие с его мировоззрением и самосознанием. Осознание собственных потенциалов и стремление следовать призванию отличает талантливого человека. Призвание характеризуется "определенным соответствием между потребностями и способностями, мотивами деятельности и реальной готовностью к этой деятельности, сложившимся характером с системой жизненных отношений и сочетанием необходимых для самостоятельной творческой деятельности способностей" (5, 97).
Индивидуальность - наиболее поздний продукт индивидуального развития личности. Генетический порядок здесь таков: индивид — личность - индивидуальность. В структуре индивидуальности "пересекаются (обобщаются) важнейшие свойства не только личности, но также индивида и субъекта.
Интеграция и дифференциация - две взаимосвязаны тенденции в развитии любой системы. Однако уровень интеграции может быть различным. В системе индивидуальности он наивысший. Индивидуальность, пользуясь метафорой Ананьева, - производная второго порядка (после субъекта).
Говоря об интегральной природе индивидуальности, Ананьев допускал относительную автономность отдельных ее подсистем и элементов, которые могут вступить в противоречие с целостной системой. Этому содействуют координационные, паритетные отношения между структурными элементами данной системы, существующие наряду с субординационными. Но в большей степени индивидуальности свойственна гармония её частей, соответствие потенций и тенденций личности, природного и социального в ней, единство мысли, слова и дела. Эта гармония не устанавливается раз и навсегда как итог развития, но воспроизводится вновь и вновь в результате собственных усилий личности по наведению порядка в собственном внутреннем мире и в самой жизни.
Индивидуальность — "закрытая" система, "встроенная" в открытые системы человека . Психика, сознание - интегральные качества, атрибут личности и вместе с тем субъекта, и вместе с тем индивидуальности. Индивидуальность не сводится к сознанию, но и не бывает без него. Сознание в системе индивидуальности выступает как внутренний мир, микрокосм, возникающий на основе отражения мира внешнего. Существуют внутренние связи сознания, обеспечивающие его замкнутость, а следствие этого относительную автономность.
Психологическая характеристика сознания как внутреннего мира (переживания) относится к динамическому аспекту индивидуальности. Феноменология динамики внутреннего мира выразительно описана Ананьевым: "В этом относительно обособленном от окружающего внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личностных переживаний), определенные организации образов ("портретов", "пейзажей", "сюжетов") и концептов, притязаний и самооценки" (3, 328). Здесь происходит осмысление опыта выработка собственных позиций и убеждений, стратегии жизни. Психологическими механизмами внутренней жизни служат визуализированные и вербализованные представления: внутренняя речь, мышление, эмоции, - в общем, психические процессы и вместе с ними все психофизиологические функции.
Содержание внутреннего мира, процессы внутренней жизни опосредствуют поведение личности. Обретение человеком своей индивидуальности означает возможность и необходимость сознательной саморегуляции социальной жизнедеятельности, указывает на становление личности субъектом собственной жизни. Личность становится самостоятельной, самобытной. Зрелость характера и зрелость индивидуальности, в общем, совпадают. Индивидуальность обладает собственным мировоззрением, жизненной философией - "идеологией", лично выработанной путем осмысленного усвоения общественной идеологии на основе собственного жизненного опыта, Интеллектуальная развитость необходима для зрелости характера и индивидуальности в целом, так как способствует правильному осознанию человеком своих потенциалов и тенденция осознанию законов жизни общества и личности.
Индивидуальность в целом и её интегральные свойства являются продуктами индивидуализации в процессах творчества и созидания. "... Одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека" (3, 328, 329). "Мера" индивидуальности состоит не в степени отклонения от некоей статистической средней, а в масштабе созидающей, творческой деятельности; об индивидуальности судят но ценности и оригинальности ее вклада в культуру человечества, народа, общности. Не индивидуальное своеобразие, особость частных феноменов определяет индивидуальность, а, наоборот, индивидуальность детерминирует неповторимость, уникальность личности и всех ее проявлений. "Единичное не становится, индивидуальностью потому лишь, что оно отличается от других в однородном ряду (по полу, возрасту, статусу и личности, мотивации и т.д.). Это отличие еще не составляет феномена индивидуальности, связанного с образованием синтеза свойств как замкнутой саморегулирующейся системы... Единичный, отдельный человек (каждый) именно потому уникален, что он - индивидуальность" (3, 93).
В разных связях и отношениях человек выступает то, как индивид (в отношении человек - среда обитания), то как личность (в отношении к обществу, к общностям), то - в отношении к продуктивной деятельности в обществе - как субъект. В каком же отношении человек определяется как индивидуальность? Можно думать, что доминирующим становится отношение к самому себе (поэтому-то в структуре индивидуальности возникает "я" как система самоотношений). На этой основе возможна самобытность личности, ее автономность. Именно с рефлексивными чертами характера, в которых кристаллизуется отношение человека к себе, Ананьев связывал функцию саморегулирования и контроля развития, так как они "наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками" (3, 314).