Осознание своего характера и таланта приводит к пониманию своего призвания, предназначения в жизни. В последующем жизненный путь строится с учётом призвания или полностью подчиняется ему, о чем наиболее ярко свидетельствуют биографии великих людей. Быть индивидуальностью значит следовать своему призванию и предназначению. Предназначение осознаётся не только как необходимость развития своего таланта и совершенствования личных характерологических качеств, но оно может быть понято личностью как служение народу, человечеству, Богу через созидательный труд и помощь конкретным окружающим людям. И тогда происходит универсализация индивидуальности (6). Не переставая быть индивидуальностью, человек как бы забывает о себе, посвящая себя другим людям, а через них высшему, надличному. Человек- индивидуальность – это не индивидуалист и эгоист. (Гуманистические психологи уже отмечали в самоактуализирующейся личности терпимость, альтруизм, способность к глубокой дружбе и любви). Он готов на подвиг любви и человеческого братства.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ - СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Развитие - способ существования личности, при этом происходит усложнение, дифференциация и интеграция структуры личности, возникновение новых качеств или новообразований личности. В структуре личности в превращённой форме запечатлена история ее прошлой жизни: история деятельности — в способностях и знаниях, умениях и навыках, история социального поведения (борьбы, преодоления, налаживания отношений) — в характере.
Развитие личности не тождественно развитию психических функций, хотя и тесно связано с ним. Личностное развитие прослеживается на уровне целостной структуры, интегральных её образований. Но эти изменения совершаются за счёт незаметных, но постоянно происходящих микроизменений в процессах повседневного функционирования, практикования, всех механизмов сознания и деятельности личности. Микроуровень изменений трудно уловить, и мы чаще обнаруживаем целостные преобразования в человеке, связывая их с кризисами, переломными моментами жизни. Но кризисов бывает немного, а процесс развития протекает постоянно. Уловить переходы микроизменений в новообразования, а также понять механизм целостных одномоментных изменений типа Кризисов жизни — задача психологии развития личности , или генетической персоналистики.
Проблема развития личности чрезвычайно сложна и многогранна. Мы сосредоточимся на развитии личности как субъекте социальной жизнедеятельности на жизненном пути.
В этом плане, считает К. А. Абульханова-Славская, "развитие есть становление личности субъектом собственной жизнедеятельности, определяющим и удерживающие траекторию жизненного движения" (1, 22). К. А. Абульханова -Славская отличает развитие от просто изменения. Личностное развитие всегда, по ее мнению, опосредуется самой личностью С этим можно согласиться, но при этом надо принять во внимание существование разных форм личностного опосредования и разных уровней субъектной детерминации жизненного пути. Тем более, что по мере становления личности изменяются пропорции объективного и субъективного факторов в детерминации жизни личности и её психического развития. В этой структуре свое место детерминанты, определяемые наследственностью, природной и социальной средой, наличной структурой индивидуальности, сознанием и самосознанием.
В отечественной психологии Б. Г. Ананьевым сформулированы и эмпирически подтверждены представления о переплетении природного и социального в целостном жизненном цикле человека. Ананьев выступил с проектом новой науки о целостном психобиосоциальном развитии, которую назвал "онтпсихология"*. Онтопсихология, по Ананьеву, есть психологическое исследование бытия человека, которое включает природный онтогенез индивида и социально-исторический жизненный путь личности.
Исходным пунктом развития личности является индивид как природная, генетически заданная структура. Генетическая программа - первая, изначальная из всех программ развития. Б соответствие с ней разворачивается онтогенез человека с непреложной последовательностью фаз: зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость и естественная смерть Никому не удавалось избежать этой последовательности, если, разумеется, она не была прервана преждевременной смертью. Эти состояния и фазы онтогенеза имеют отношение не только к соматическим структурам и функциям, так сказать, к телу, но и к психофизиологическим функциям и структурам, к психической организации человека.
По законам онтогенеза происходит созревание и старение психофизиологических функций, интегрированных в задатках, органических потребностях, темпераменте. Они определяют формальные характеристики личностной реактивности на жизненные обстоятельства и события. Скажем, повышенная впечатлительность может привести к сильной психической травме вследствие неблагоприятного события у одного ребёнка и пройти почти без последствий у другого, менее реактивного, менее впечатлительного.
Действительно, как пишет Б.Г.Ананьев, "история личности и субъекта деятельности развёртывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в известной степени ими определяется..." (2, 162). Генетически запрограммированный онтогенез входит в общую структуру жизненного цикла и может иметь судьбоносное значение. Так, свои жизненные планы и стремления личность волей-неволей соотносит с возрастом и физическими, психофизическими возможностями. Возраст как онтогенетическая характеристика нередко определяет своевременность или несвоевременность жизненных решений. Например, женщина, если хочет иметь детей, должна "уложиться" в сроки детородного периода, иначе возможность стать матерью будет безнадежно утеряна.
Биографический смысл имеет каждый возраст: есть время, наиболее благоприятное для учения, общения, труда, карьеры, устройства семьи, есть "время жить и время умирать". Биографический смысл имеет и смерть человека. В психологическом плане проблема смерти означает отношение человека к своей смертности и влияние этого отношения на планирование и осуществление им жизненного пути в более или менее определённом лимите времени. Проблема смерти и смертности человека всегда волновала умы человечества. О ней размышляют философы, писатели и поэты, а также философствующие естествоиспытатели. Её изучают физиологи и медики, пытаясь установить границы живого и неживого состояний организма и моменты перехода между ними.
Существует комплексная наука о смерти и умирании – танатология.
Развивающаяся в онтогенезе структура индивида представляет собой генетически первый фактор его (индивида) избирательности по отношению к воздействиям среды, в том числе ц педагогическим, что учитывается в педагогике согласно принципу индивидуального подхода. Наличие этой исходной структуры уже означает детерминированность развития со стороны субъекта, пока ещё представленного только своими органическими потребностями, темпераментом и задатками. В этих структурах личность "находит" природный материал для своего развития. Так на основе задатков в процессе разных видов деятельности формируются способности и талант, на основе темперамента -характер, на основе органических потребностей, особенно потребности во впечатлениях, — направленность личности.
В новейших теоретических представлениях о личности придают большое значение её позиции по отношению к миру, которая обобщённо выражается в оптимизме или пессимизме, который появляется уже на ранних стадиях развития человека к виде доверчивости или недоверчивости ребёнка, открытости новым впечатлениям или боязливости, плаксивости или смелости, улыбчивости. Поэтому уже о маленьких детях мы говорим солнечная натура или угрюмая натура. Структура органических потребностей и в целом психофизическое здоровье индивида небезразлично для становления человека оптимистом или пессимистом в жизни. Хотя, конечно, в высшем развитии это - мировоззренческие чувства и определяются вовсе не только природными задатками.
Жизненный путь человека — вторая, более поздняя по сравнению с онтогенезом, форма индивидуального развития человека. Жизненный путь - история личности, а личность моложе индивида в одном и том же человеке. Человек, как известно, рождается индивидом и даже раньше является им еще в утробе матери на последних месяцах беременности. Но личностью он становится позже, по мере всё более активного и самостоятельного включения в общественные связи с окружающими людьми и миром культуры, по мере развития сознания и самосознания.
Датировать начало личности не просто. Это зависит от того критерия личности, который будет принят: либо это появление связной диалогической речи, либо признаки упрямства, детского негативизма, либо способность принимать самостоятельные решения и проявлять волевую целесообразную регуляцию, либо наличие осознанных переживаний и ранних воспоминаний. Так же трудно найти условную точку отсчёта для жизненного пути. Б.Г Ананьев считал, что о биографии, в собственном смысле слева, можно говорить не ранее двух-трёх лет. Шарлотта Бюлер указывала на более поздний, юношеский, возраст, когда человек имеет уже достаточно развитое самосознание, чтобы определять свою судьбу (5). Главное для истории личности, биографии, то, что человек не просто живёт, а строит свою жизнь сообразно своему жизненному плану или, даже не имея отчётливых планов, споим трудом и общением с окружающими стихийно создаёт обстоятельства своей жизни.
Жизнь личности (собственно жизненный путь) определяется по двум взаимосвязанным программам. Во-первых, по социальной программе, которая более или менее обязательна для всех людей, для членов определённого общества в определённую историческую эпоху. Это программа социализации индивида, которая нацелена на формирование структуры личности и субъекта деятельности, чтобы индивид стал дееспособным и ответственным членом общества.