Процесс социализации особенно интенсивно протекает в фазе становления личности, т.е. в детстве, отрочестве и юности. Но и после он не прекращается, так что человек приобретает новые свойства соответственно новым требованиям в трудовой сфере (переквалификация, например), в общении (освоение новых правил этикета, технических средств, ценностей общения), в познании. Ему приходится подстраиваться также к новым требованиям, запросам, ожиданиям исторической эпохи в общественных отношениях (политике, нравах, моде). Без постоянной социализации личность отстаёт от жизни и превращается в пережиток прошлого.
Итак, социализация - один из способов развития на жизненном пути, в основе развития при этом лежат механизмы социального научения, обеспечивающие усвоение культуры. Есть и другой способ, который осуществляется вместе с первым, индивидуализация. Она обусловлена личностной программой жизненного пути, жизненными штанами и их реализацией самой личностью в неповторимой биографической форме уникального сочетания всех обстоятельств жизни с поступками и переживаниями личности.
Если социализация по сути есть адаптация личности к требованиям общества и исторической эпохи, то индивидуализация имеет противоположный смысл самоутверждение, иногда вопреки требованиям и правилам современного человеку общества. Самоутверждение, в широком смысле слова, и есть индивидуализация, становление самим собой, а не просто социальным индивидом, функционером социальной структуры, одним из многих в ряду своих современников и сверстников.
Индивидуализация на уровне личности характеризуется сознательной избирательностью личности по отношению к условиям и воздействиям социальной среды, выработкой личностью своей позиции в окружающем мире. Эти отношения и позиции закрепляются в структуре направленности в виде взглядов и мировоззрения, убеждений и жизненной философии.
Индивидуализация имеет разные проявления. Это и индивидуальный стиль деятельности - в труде, общении и познании (См. об этом исследования В.С.Мерлина и его школы), и собственное мировоззрение, философия жизни. Это своеобразный характер и талант, а в целом - индивидуальность. В отличие от природного индивида, который тоже индивидуален в силу уникальности генетической программы, в результате процесса индивидуализации складывается вторичная индивидуальность. Каждый элемент её структуры представляет собой сплав социально-типичного (результат социализации) и индивидуально-неповторимого (результат индивидуализации). Нет ничего в человеке абсолютно уникального или социально-типичного. К этому выводу пришла современная наука.
Процесс социализации не возможен без усвоения человеком культуры, разного рода знаний, умений, навыков таких, как моральные, правовые, профессиональные, включая нормы и правила поведения, целостные процедуры социального поведения сведения общеобразовательного и профессионального характера и прочее. Механизм усвоения, а значит научения, обязательно действует в процессе социализации и служит развитию личности, точнее, социально-типичного в ней.
Накопление, структурирование того, что усвоено из фонда культуры человечества, народа, класса, социальной группы является составной частью процесса развития личности. Эта сторона развития наиболее изучена в психологии. Нередко фактически к ней сводили развитие личности, что не удивительно, если моделью развития служит только детство. Именно в детстве (в фазе становления) процесс социализации идёт наиболее интенсивно, а усвоение в форме учения является ведущим видом деятельности. Активность личности ограничивается в основном её избирательностью по отношению к внешним воздействиям родителей, педагогов, других окружающих и всех обстоятельств жизни. Маленький ребёнок пока ещё не стал полноправным и полномочным субъект своего развития является объектом педагогических воздействий, хотя и избирательно восприимчивым.
Иначе обстоит дело в зрелости. Зрелая личность является субъектом, для которого более характерно не присвоение, усвоение культуры, сколько участие в её созидании. (Притом, как уже было сказано, процесс социализации через усвоение продолжается всю жизнь).
Созидание - воплощение личностью своего внутреннего мира в продуктах деятельности, приобретающих уже самостоятельное бытие. Созидая, личность как бы дарует миру себя в надежде, что этот дар не напрасный, что он послужит на пользу и радость людям и на добрую память о его создателе. Созидание означает нечто большее, чем деятельность, хотя и не возможно без неё. Деятельность более широкое понятие, которое относится и к таким формам активности, которые обеспечивают усвоение уже имеющегося в культуре (учение) или исполнение трудовых функций без выраженного личностного момента, по рутинной необходимости жизнеобеспечения. Созидание - одухотворённая деятельность, когда даже простые рутинные действия приобретают высокий смысл в контексте целостного созидательного плана, замысла (вспомним известную притчу о строителях Шартрского собора).
Понятие созидания отличается от близкого понятия "творчество". Последнее обязательно и, прежде всего, указывает на новизну продукта деятельности, оригинальность, объективную значимость, полезность. Плоды созидания не обязаны всегда быть принципиально новыми и в этом смысле творческими произведениями.
Когда Антон Павлович Чехов посадил чудный сад возле своего дома в Ялте, он созидал, но не выводил новых сортов роз или сирени и в этом смысле не занимался творчеством. Творил он свои рассказы и пьесы. Но и в том, и другом случае он действенно стремился выразить своё понимание назначения человека па земле — улучшать окружающий мир, совершенствовать жизнь, помогать людям попять этот смысл жизни, а потому созидал. Его жизнь — ярчайший образец созидания, благоустройства жизни в высоком смысле (налаживания достойных человеческих отношений с родными и друзьями, другими окружающими, помощь. н забота о них, постоянный труд писателя, практикующего врача и просто хозяина дома, сына, брата, мужа). А вместе с тем его жизнь -поучительный пример саморазвития, совершенствования собственной личности. А.П.Чехов был не только великим писателем, но и несомненно великой личностью с необыкновенно развитой индивидуальностью. И он сам сделал себя таким, "по капле выдавливая из себя раба".
Свой путь индивидуализации, становления личностью с большой буквы проходили многие прекрасные, хотя далеко не всегда известные люди.
Созидательная позиция личности вытекает из соответствующего понимания смысла жизни человека, которое точно и ярко сформулировал Сергей Леонидович Рубинштейн в заключение книги "Человек и мир": "Смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчёвывать из неё всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь" (6, 385).
Жизнь человека может быть построена по замыслу, проекту. плану, целеустремленно, в соответствии с пониманием её смысла. Такой способ жизни соответствует наивысшему уровню субъектной детерминации. На этом уровне человек в максимальной степени субъект собственной жизни, её творец и хозяин. Он ищет и находит смысл своей жизни, своё предназначение и призвание, ставит цели и выделяет главную из них. Он ведёт свою линию жизни, не уклоняясь от этой цели, наперекор препятствиям. Такой способ жизни и соответствующее преодолевающее поведение требует постоянного усилия и не даётся легко. К тому же, кроме препятствий и преград, существуют отвлекающие соблазны и искушения. Нарастает усталость от жизненной борьбы, и "жизнь сносит". Но этот способ жизни даёт наивысший развивающий эффект.
Оптимально напряжённая, максимально активная жизнь означает полное вовлечение в её осуществление всех психических механизмов деятельности и социального поведения. В деятельности они реализуются и формируются, раскрываются и воспроизводятся на новом уровне. В осмысленной, одухотворённой, напряжённой деятельности-созидании возможно полное самоосушествление, и тогда человек с благодарностью восклицает:
Господи! Душа сбылась:
Умысел твой, самый тайный.
(М. И. Цветаева)
Далеко не все и не всегда поднимаются на высший уровень жизненной активности. Как много людей живут, не особенно задумываясь зачем, для чего и как. О худшем варианте такого способа жизни выразительно писал А.И.Герцен: "Мы проходим по жизни спросонья и умираем в чаду нелепостей и пустяков, не пришедши путём в себя" (8, 18). Будучи, естественно, в полном сознании, иной человек не осознаёт своей жизни как целого, как неслучайной, закономерной и от него самого зависимой структуры личного бытия. С.Л.Рубинштейн характеризовал такой способ жизни как нерефлексивный.
Приведу пример из моих материалов - биографических бесед - о том, как человек полностью погружен в рутинные дела и пассивен в плане стратегии жизни, не думает о ней перспективно, не рефлексирует относительно своего прошлого и вместо индивидуального планирования предпочитает пользоваться своего рода типовым графиком жизни, неписанными правилами общества относительно того, как и когда совершать непреложные жизненные действия типа создания семьи, рождения детей, окончания учебного заведения. Валентина Ш. 42 года. Высшее экономическое образование, работает главным бухгалтером частной фирмы. Говорит о своей жизни: "Я ничего не хотела бы в ней поменять... Нет событий. Всё шло гладко, само собой. Нет у меня проблем. Вышла замуж в 18 лет за человека, знакомого с детства. Он предложил — я согласилась. Пошла в техникум, как все, не задумываясь. И до сих пор ничего не выбираю, кроме еды. ..Не думаю о будущем. Хотела бы жить так, как живу... Дочь должна была родиться, и я родила... Я никогда не думаю о себе. Думаю о маме, дочери, работе". (Биографическое интервью, июль 1999).