Смекни!
smekni.com

Психобиографический метод исследования и коррекции личности (стр. 14 из 32)

Происходит ли при таком способе жизни личностное развитие? Думаю, в той или иной мере да. Но оно происходит как бы помимо сознания и воли человека, как побочный, случайный продукт его жизнедеятельности. Изменение здесь - следствие определённых обстоятельств, в которых живёт человек и которые он сам создаёт, не задумываясь о личностных последствиях. В этих обстоятельствах человек усваивает определённый образ жизни, и практикуя его, укрепляет определённые жизненные привычки. Привычки накапливаются, аккумулируются так, что незаметно для себя и для окружающих человек иногда становится другим. И только по сравнению с собой десятилетней давности он понимает это.

Так бывает, когда перечитываешь свои же старые письма или дневники и не веришь, что они написаны тобой. Или когда тебя встречает старинный друг после долгих лет разлуки и ему только видно, как ты изменился за эти годы. Иногда эти изменения в лучшую сторону, иногда — худшую. Это зависит от того, в каких обстоятельствах и как ты жил. Сами обстоятельства могут возвышать, а могут и опускать человека, если он подчиняется им. Тогда мы говорим "жизнь засосала" или "жизнь научила", или ещё что-то в этом духе.

Таков низший уровень субъектности. Он изначально прис; маленькому ребёнку и проявляется в избирательности, той и. иной восприимчивости к обстоятельствам жизни. Избирательность зависит, во-первых, от исходной структур индивида. Во-вторых, она зависит от сложившейся определённому возрасту структуры личности. Та или иш восприимчивость по отношению к обстоятельствам жизни бы; осмыслена Л.И.Божович в понятии "внутренняя позиция" (9).

На низшем уровне субъектности внутренняя позиция неосознанна и потому человек не контролирует личностных эффектов взаимодействия с ними. Так происходит в детство со всеми. Но и взрослые бывают полностью погружены в поток повседневных забот и дел, им некогда остановиться, оглянуться есть немало людей, которые боятся задумываться на тему смысла жизни и своего призвания. Они предпочитают не видел противоречий и несуразностей жизни и ведут беспроблемное существование, хотя объективно жизнь их может быть довольно трудной.

Самонаблюдения и наблюдения приводят к мысли о распространённости ещё одного способа жизни, при котором субъект не инициирует события жизни, но в определённых обстоятельствах совершает свой жизненный выбор из наличных альтернатив. Он переживает и осмысливает сложившиеся обстоятельства или случившиеся события, устанавливает их. значимость, после чего ищет свой вариант ответа на ситуа­цию. Тем самым субъект проявляет сознательную актив­ную адаптивность, что соответствует среднему уровню субъектности.

В пояснение сошлюсь на мнение французского писателя Армана Лану, высказанного в интервью журналу "Иностранная литература" (J982, № 10 ). Отвечая на вопрос о своих главных жизненных решениях, он говорит: " В принципе человек принимает не так уж много решений в течение своей жизни... Я думаю, чище над нами властвуют силы общего порядка и обстоятельства, от которых мы не можем уклониться...

I! какой мере мы можем быть ответственны за свою судьбу? Чаше всего люди просто отвергают открывающуюся возможность — и этим решают свою судьбу. Другие пассивно принимают то, что предлагает им жизнь. Есть и такие. кто активно ищут свой путь, добиваются задуманного... обычно я стараюсь выждать, пока события сами не подскажут единственно возможный вариант — я предпочитаю ждать, а не предлагать свой".

Существует интериндивидуальная изменчивость уровня субъектности. Каждому свойственна большая или меньшая жизненная активность. Но, кроме того, есть и интра индивидуальная вариативность - уровень субъектности меняется у одного и того же человека в зависимости от ситуации, от того, считает ли он её значимой для себя настолько, чтобы включить все ресурсы для принятия жизненного решения.

Уровни активности субъекта жизни появляются в жизненных событиях, как мы думаем, трёх основных видов. Во-первых, это события среды, соответствующие низшему уровню активности субъекта жизни. Они не планируются и даже не предвидятся человеком - они случаются с ним. Правда, иногда события среды происходят по программе, но эта программа не субъекта жизни, а природы или общества (например, закономерная, естественная неизбежность смерти родителей или социально запрограммированное поступление современного ребенка в школу). В других случаях вообще нелепо говорить о программе, когда с человеком происходят случайности В личностном плане эти события выступают как лишения, утраты, потери или как везение, удача, шанс (скажем, выигрыш крупной суммы денег по лотереи). Нередко события среды не осознаются в их событийном значении в момент их явления, их смысл доходит до человека много позже, а иногда так и остаётся скрытым. Тем не менее, эти случаи, коль скоро объективно играют судьбоносную роль, являются событиями.

Разнообразные перемены в микросреде составляют целый ряд памятных вех в биографии отдельных членов общностей. Некоторые из этих вех являются подлинными событиями. Рождение и смерть родственников - характерные события такого рода. Процессы в жизни учебного или трудового коллектива наполняют нашу жизнь множеством событий: назначение на новую должность, получение наград или взысканий, смена руководства и прочее. Поступки окружающих, имеющие отношение к жизни данного человека, являются обстоятельствами его жизни, а иногда событиями.

К событиям среды мы относим, помимо локальных случаев и социально запрограммированных фактов, исторические события, свидетелем и участником которых был конкретный человек. Они не зависят от воли отдельного рядового человека, но они властно увлекают его в свой поток. Не все участники исторического события могут в полной мере осознать его исторический статус и сознательно связать его со своей судьбой. для такого исторического отношения личности необходимо развитое чувство истории (Б.Г.Ананьев). Тогда человек не только реагирует на исторические ситуации, но и активно взаимодействуете ними, прокладывая свой жизненный маршрут в объективно заданных обстоятельствах места и исторического времени — историческом хронотопе.

События среды, внося объективные изменения в ход жизни человека, не являются однозначными по своим последствиям. Значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к нему. Роль события определяется тем, будет ли человек жертвой внешних сил или борцом, поступками утверждающим свою индивидуальность, своё понимание собственной жизни.

Во-вторых, среди событий жизни выделяются события поведения, поступки. Поступок — единица общественного поведения личности, в нём выражается её отношение к тем или иным явлениям, её характер, особенно моральное его содержание. Высший, нравственный уровень поступка - подвиг. Всякий поступок одного человека является также обстоятельством или событием в жизни других людей. Поступки-события не только служат достижению конкретной цели, но и открывают новую жизненную перспективу.

Можно говорить о разных в видах поступков в зависимости от того, какие именно отношения в наибольшей степени реализует этот поступок. Так, отношение к людям предопределяет коммуникативные поступки, отношение к обществу и государству — граждaнcкиe. Есть трудовые поступки, в которых проявляется отношение к труду и своему трудовому Долгу. Биографическое значение трудовых поступков велико. Ведь за свой труд человек получает материальное и моральное вознаграждение, благодаря труду складываются его репутация и престиж, а значить образуются новые обстоятельства его жизни, особенно социально-психологические.

За поступком стоит определённый жизненный выбор личности, сделанный на основе жизненного решения. Принятие и осуществление жизненного решения означает высокий уровень активности личности и приводит к изменениям в объективных обстоятельствах жизни и субъективным изменениям сознания и самосознания, а далее - структуры личности .

Жизненный выбор подготавливается предыдущим ходом жизни и "подземным ростом души" (А.А.Блок). Он вызревает под влиянием многих впечатлений и обстоятельств. Смысл поступка в конце концов состоит в утверждении или отрицании каких-либо ценностей. Поиск и открытие, принятие или отвержение ценностей составляет духовную биографию личности. Причём духовная биография в определённой мере не зависит от хода жизни и обстоятельств среды. В ней есть свои, невидимые постороннему взгляду события. Их последствия кроются во внутреннем мире человека и заметны только при самонаблюдении. Они видимо не проявляются вовне, но имеют существенное значение для развития личности.

Это могут быть самые разные явления действительности, которые однажды вызвали длительные и яркие переживания нравственно-эстетического характера, а, точнее, экзистен­циальные, т.е. касающиеся смысла жизни. Под их влиянием человек по-новому осмысливает свою жизнь, меняет свои отношения и совершает судьбоносные поступки. Не исключено, что объективные события, события среды, вызывают не только объективные перемены, но и событийные впечатления. При этом их эффект усиливается.

События-впечатления похожи на события среды тем, что они тоже случаются. Но активность личности здесь высока, потому что от личности зависит, пройдёт ли она мимо воспринято

случайного факта, или он действительно вызовется незабываем переживания и положит начало новой полосе жизни личности зависит попадание воспринятого факта как бы резонанс с ней. "Мы всё воспринимаем, но не все переживается, а лишь то, что стало фактом нашей биографии", - писал Ананьев. Но чтобы впечатление вошло в биографию, личное: должна особым образом к нему отнестись. Для этого ей надо стать отзывчивой на факт жизни. Эта отзывчивость определяется встречной внутренней работой по самоопределению в мире, по проектированию своего жизненного пути в нём. "Душа обязана трудиться и день, и ночь" (Н.Заболоцкий), чтобы быть готовой отнестись к впечатлению как к событию, после которого происходит мгновенная перестройка сознания подобная творческому открытию учёного или изобретателя: смутное проясняется, непонятное становится понятным, искомое - найденным. После этого можно действовать и претворять в жизнь прояснённое, понятое, найденное. Вот почему события-впечатления - действительно события, субъективно отмеченные яркими незабываемыми переживаниями.