Смекни!
smekni.com

Психобиографический метод исследования и коррекции личности (стр. 15 из 32)

Обратимся к замечательно точному примеру го русской классики. В романе Льва Толстого "Война и мир" есть эпизод встречи Андрея Болконского со старым дубом. Сначала происходит внезапная как будто перемена в душевном состоянии героя: "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни в одно и то же время вспомнились ему... Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно , беспременно решил князь Андрей" (11, 160). Л. Толстой далее пишет о последующих переживаниях, в которых определилась жизненная перспектива героя — возврат к деятельности, переезд из имения в Петербург, предложение Наташе Ростовой,

Таким образом, впечатление от старого дуба стало катализатором целого ряда однонаправленных изменений, вызванных предыдущими впечатлениями — разговором с Пьером, девушкой у окна, женскою красотою. Произошел перелом во внутреннем мире, открытие ценности самой жизни, приведший к духовному возрождению.

В биографических документах встречаются упоминания о событийных впечателениях, вызванных личностью другого человека. Александр Блок в "Автобиографии" назвал событием

мимолётную встречу с поэтом и философом Владимиром Соловьёвым в 1900 году, когда ему самому было двадцать лет. В нашем исследовании одна из изучаемых студенток указала в числе событий смерть юной художницы: "Всё перевернуло во мне известие о смерти Нади Рушевой. Моя сверстница -талантище, и неоправданная жестокость судьбы...Вообще ни об одном другом событии я не думала так много, как об этом. Причём именно её судьба наводила на какие-то философские раздумья и о смысле жизни, и что есть талант".

Событиями могут явиться художественные произведения. После знакомства с романом Чернышевского "Что делать?" одна из изучаемых, по её словам, "думала над каждой страницей... открыла новый мир. Мировоззрение изменилось".

Будет ли сам человек инициатором изменений в жизни и соответственно своего развития или его заставляют обстоятельства, всё равно он живёт, действует, а потому' меняется в лучшую или худшую сторону. Если изменения идут "вверх", можно говорить о развитии личности. Развитие личности — следствие развития её жизни, а значит и деятельности и поведения. Таков главный вывод характерологических исследований Б.Г.Ананьева, к сходной мысли пришла К.А.Абульханова-Славская (12).

Показателем развития жизни является увеличение количества "измерений" жизни (Ш.Бюлер), т.е. мест пребывания, микросред обитания, расширение круга общения, количества занятий и обязанностей, прочитанных книг, просмотренных фильмов, картин и т.д. Иначе говоря, развитие жизни включает экспансию личности на новые жизненные пространства. Происходит расширение и вместе с тем дифференциация отношений личности с окружающим миром. Чем больше таких отношений, тем полнее жизнь. Полнота жизни — первая характеристика её развитости.

Говоря о развитой жизни, мы не можем не указать на её интенсивность, напряжение, энергию, силу. Это качество проявляется как вовлечённость личности в трудные, требующие большой самоотдачи дела, занятия, обязанности. Участие в напряженной деятельности, иногда на пределе физических и психических сил при наличии положительной мотивации даёт человеку несравненное удовлетворение. Это знают альпинист, покоривший вершину, учёный, сделавший открытие, командир, выигравший битву. Жить в полную меру - это значит жить широко, полно, интенсивно. Субъективным критерием такой жизни является её эмоциональная насыщенность.

Поиск полноты и силы жизни внешне выглядит как погоня за эмоциональными переживаниями, не всегда приятными, но острыми, интенсивными, запоминающимися. Советский психолог Б.И.Додонов думал, что существует потребность в эмоциях. Это так, но есть более глубокая потребность в напряженной И полной жизни, пропитанной яркими эмоциями. Пот почему есть разница между аттракционом и настоящим жизненным приключением. Первое не может полностью заменить второе, хотя отчасти компенсирует недостаток полнокровной жизни современного, изнеженного цивилизацией человека.

Наряду с дифференциацией отношений, дел, занятий развитие жизни появляется в её интеграции, что приводит к её цельности (целостности, единству). Интеграция происходит благодаря выявлению главного направления жизни, главного дела, самого дорогого в жизни, ради чего стоит жить. Когда человек понимает это, он сам упорядочивает свою жизнь, подчиняя её течение главному в ней, что придаёт ей смысл. Ложно понятый смысл направляет активность человека по неверному руслу, и она не приводит к плодотворным результатам. Но и в этом случае все потоки жизненной активности направляются в единое русло жизненной направленности личности, что означает самую общую и долговременную ориентацию жизненного пути.

Жизнь, которая характеризуется полнотой, силой, цельностью, основанная на определённых ценностях, отличается высокой производительностью, или продуктивностью. Именно так опре­деляет результативную сторону жизненного пути Б.Г.Ананьев, об этом же пишет К.А.Абульханова-Славская, связывая развитие личности с повышением "её своеобразной жизненной "произво­дительности", подобной производительности труда" (13, 118)*.

Живя в полную силу и целеустремленно, человек успевает сделать очень много и получает удовлетворение от прожитых лет. Таким образом человек интенсивно развивается как субъект разных видов деятельности, личность и индивидуальность — в общем, субъект жизнедеятельности на жизненном пути.

Субъектная оптимальная организация жизни, когда её ход адекватно, разумно опосредован личностью, способствует долголетию, сохранению активности человека до глубокой старости. Б.Г.Ананьев выдвинул гипотезу о двух типах старения - конвергентном и дивергентном (2). Первый характеризуется однонаправленными изменениями в онтогенетическом, индивидном и биографическом, личностном развитии человека, когда естественное старение психофизиологических функций мозга ведёт к тотальному снижению продуктивности и активности психических процессов и деятельности. В таком случае старению не противостоят какие-либо личностные механизмы, и онтогенез определяет всю картину старения человека.

При дивергентном развитии, наряду с регрессом психофизиологических функций мозга, в старости действуют противостоящие старению операциональные и мотивационные механизмы личностного происхождения, обусловленные историей её жизни, деятельности и поведения. В этом случае человек сохраняет трудоспособность и творчество до глубокой старости, а вместе с тем продлевает своё физическое существование, мобилизуя в активной деятельности все ресурсы организма и личности.

Глава 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ.

ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР

В предыдущей главе мы рассмотрели развитие личности в масштабе всей её жизни. Но незаметные изменения личности происходят ежедневно, когда укрепляются или разрушаются психические образования личности. "Строительным материалом" для структуры личности являются психические процессы, которые обслуживают все виды деятельности и поведения личности, а вместе с тем её жизнедеятельность на жизненном пути. Переход процессов в свойства личности путём их обобщения теоретически намечен С.Л.Рубинштейном. Обобщение мотивов ведёт к появлению устойчивых черт характера, обобщение действий - способностей (1).

Актуализация психических процессов, их направленность и содержание зависят как от структуры и характера жизненных ситуаций, так и от структуры и характера личности. В контексте жизненного пути, однако, психические процессы воплощаются в новые формы, возвышаясь до экзистенциальных переживаний на тему " как, зачем и для чего жить?". Тогда восприятие приобретает качество созерцания, память становится воспоминанием, мышление - размышлением, мысли — думами, эмоции — эстетическими, этическими и интеллектуальными переживаниями. Всё это составляет феноменологическую картину внутренней жизни личности, её субъективный мир.

Активизация внутренней жизни происходит в особые моменты, имеющие судьбоносный и личностно-развиваюший смысл. Она вызвана событиями или необходимостью подготовки к ним. Для этого человек должен воспринять ситуацию как жизненную проблему, ему адресованную, решить её во внутреннем , умственном плане, а затем в поступке

Так происходит жизненный выбор, принятие решения по жизненно важному вопросу и его реализация, направленная на утверждение определенной ценности.

Проблемность жизненного пути человека

Жизнь современного человека протекает в быстроме­няющихся обстоятельствах, тем более в эпоху перемен, подобную нынешней. Меняются политическое устройство, социальная структура, законы, идеология общества, появляется новая техника , а с ней и новые профессии, новые возможности для труда, общения, отдыха людей. Общество предъявляет личности разнообразные, часто противоречивые требования, которые нередко противоречат её собственным устремлениям и способностям. Это означает имманентную проблемность жизненного пути личности, уровень которой повышается в ситуациях быстрых социально-исторических преобразований или катастроф.