Закономерен вопрос о связи биографического мышления с так называемым социальным интеллектом, который исследуется в русле социальной перцепции. Понимание людей и умение налаживать с ними адекватные отношения — важная для субъекта жизни способность, а общение, сотрудничество или конфронтация с окружающими -- значительная часть содержания жизни каждого человека. Размышление о человеческих отношениях и характерах окружающих в контексте собственной жизни составляет существенное содержание биографического мышления.
Биографическое мышление близко к личностной рефлексии, но не сводится к ней. Биографическое мышление это не только рефлексия, но и решение жизненной задачи. Вопрос о соотношении этих явлений ещё не изучен.
В биографическом мышлении объект мысли выступает чаще всего в форме представлений биографической (автобиографической) памяти (11; 12). В ней .хранятся живые, более или менее обобщенные образы пережитого прошлого, иначе -воспоминания. Они составляют чувственную основу биографического мышления. Кроме того, в мышлении используются образы настоящего и будущего, а также обобщенные представления.
В обзорной статье В.В.Нурковой 1996 года изложены современные данные и теоретические представления о природе биографической памяти, накопленные преимущественно зарубежными исследователями. Этот вид памяти начал активно изучаться в конце 80-х годов XX в. Но первые исследования были проведены намного раньше, например, П.П.Блонским в 30-е. годы, о чём в статье В.В.Нурковой почему-то не упоминается. В итоге анализа материалов разных исследований В.В.Нуркова даёт следующее определение автобиографической памяти: " это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности" (12, 27).
Размышляя о себе и своем жизненном пути, личность интерпретирует и реинтерпретирует событийную структуру, записанную в виде представлений. Биохра^ическре^мьхшление опирается на биографическую память, но и содержание биографической памяти зависит от мыслительной переработки прошлых впечатлений действительности. В большинстве случаев они подчиняются психо-логике, так как их структура зависит от мотивационно-потребностной сферы личности. Со времён 3-Фрейда, известно, что большую роль в процессах биографической памяти (и биографического мышления) играет психологическая защита (вытеснение, замещение, изоляция, отрицание, регрессия и т.д.), действуют мотивы самооправдания, самоуничижения, раскаяния.
Биографическая память обладает жизнеукрепляющей (или, увы, жизнеразрушающей) силой. Человек обращается к своему прошлому в моменты принятия жизненного решения, чтобы не повторить ошибок или найти в нём нравственную опору для выбора.
Об этом с необыкновенной силой сказал Ф.М.Достоевский устами своего героя Алеши Карамазова: "Знайте же, что нет выше, и сильнее и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь. И даже если одно только хорошее при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение" (13, 310).
Аффективно окрашенные воспоминания радуют, утешают или мучают человека годы и годы спустя после случившегося. Бывает так, что человеку лучше не вспоминать некоторых травмирующих событий, чтобы иметь силы жить дальше. Но события настолько сильны и значимы, что не вытесняются но законам бессознательной защиты, а требуют сознательною подавления. Тогда мы имеем дело с особой формой забывания - забвением. Это уже не просто мнемический процесс, а моральное действие, направленное на содержание сознания.
Здоровая личность, по видимому, отличается от невротической своей способностью не "зацикливаться" на прошлом, при этом храня память о пережитом, извлекая уроки из прошлого.
Процесс воспроизведения в биографической памяти также своеобразен. Он произволен, целенаправлен в воспоминания типа мемуаров, когда идет активная реконструкция прошлого, с опорой на документы и свидетельства очевидцев. Происходит мнемологический поиск, в котором помимо памяти участвуют мышление и воля, что необходимо для верификации воспоминаний и преодоление трудностей припоминания. Но воспоминания могут возникать непроизвольно, ассоциативно, причём ключом к кладовым биографической памяти служат актуальные ощущения и восприятия, в том числе "второстепенных" модальностей (кинестезия, вкус, обоняние). (Б этой связи нельзя не отметить поразительную проницательность Б.Г.Ананьев, который в своих исследованиях всегда уделял внимание всем без исключения видам ощущений и восприятий, понимая их вклад в структуру сознания личности).
Биографическая память, воспоминания - это рассказ человека о своей жизни (об этом писал ещё Пьер Жане). Он бывает построен по эстетическим критериям драматического произведения, где есть завязка, кульминация и развязка. Образованный, начитанный человек склонен рассказывать о своей жизни примерно так, как писатель пишет роман или пьесу, драматизируя жизнь, делая её более насыщенной и интереснее. Развитые воспоминания — это реконструкция с элементами литературной обработки при активном участии биографического мышления. Поскольку воспоминания совершаются по законам биографической беллетристики, можно охарактеризовать биографическую память как литературную по форме и жизненную по содержанию.
О биографической памяти размышлял А.Адлер. По А.Адлеру, "...каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Оно говорит ему: " Вот чего ты должен ожидать или " Вот чего ты должен избегать" или "Вот что такое жизнь". И вновь мы должны подчеркнуть, что само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно что переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется как крясталлизация того значения, которое придаётся жизни. Каждое воспоминание - это напоминание" (14, 67). А.Адлер использовал метод ранних воспоминаний, видя в них точку отсчёта автобиографии.
Прошлое фиксируется в биографической памяти, интерпретируется и реинтерпретируется в биографическом мышлении. Как писал А.Н.Леонтьев "... прошлые впечатления, события и собственные действия субъекта отнюдь не выступают для него как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношения, его действия и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности - сложившиеся способности, умения и стереотипы поведения; другое открывается ему совсем в новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные переломы. Возникающая переоценка пережитого, установившегося в жизни, приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии" (15, 221). Тогда в сознании субъекта происходит нечто аналогичное смене парадигмы в науке: под воздействием новых фактов, знаний, не укладывающихся в старую схему, последняя уступает место новой.
Если обобщить, осмыслить результаты более чем столетнего изучения биографической памяти, то можно дать ей следующую характеристику. Она темпоральна, т.е. воспоминания всегда относятся к конкретным временным датам. Поскольку они зависят от исторического времени и хранят впечатления об исторических событиях, лично пережитых субъектом, то это исторический вид памяти. При всех временных трансспективах, инверсиях объективные координаты исторического времени позволяют ему установить адекватные причинно-следственные и целевые связи между событиями жизни, строить образ и концепцию собственного жизненного пути — генетический аналог "Я-образа" и "Я-концепции". Живые индивидуализированные образы прошлого составляют психическую ткань нашего Я. Чувство принадлежности массы разновременных впечатлений приводит личность к осознанию своего тождества во времени, что обеспечивается сверхдолговременньш характером этого вида памяти. Сверхдолговременностъ повышенная стабильность — третья характеристика этого вида памяти. Действительно, человек может отчётливо помнить события многолетней давности и заново переживать их. Она отличается также эмоциональностью и повествовательносщо Процесс воспоминания развертывается в диалоге с собеседником или с самим собой. Причем рассказ о прожитом всегда более или менее структурирован, в нем присутствует концепция судьбы, сложившаяся или складывающаяся у субъекта в процессе повествования.
То или иное отношение к собственному прошлому влияет на определение позиций в настоящем и перспективы на будущее. Связь психологического прошлого с настоящим и будущим выступает в каждом случае жизненного выбора.
Биографическое мышление в своём концентрированном виде проявляется в моменты жизненного выбора и служит его процессуальным механизмом. Существуют и более общие его механизмы, обусловленные структурой личности. Сам процесс выбора превращается в особую деятельность — внутреннюю работу личности (16). Специально проблеме жизненного выбора было посвящено ценное диссертационное исследование Л.С.Кравченко (17). Кравченко исходила из понимания жизненного выбора как события на жизненном пути, после которого жизнь существенно меняется, принимает то или иное направление.