Личностным механизмом жизненного выбора является определённое соответствие ценностей, лежащих в основе выбора, и способов принятия решения и претворения его в жизнь Л.С.Кравченко выделяет 10 биполярных ценностей, которые имеют разную значимость для личности. Это: альтруизм эгоизм, творчество - приспособление, борьба – покой, стабильность - новизна, долг - независимость, коммуникация - зашита Я, гуманистические — стяжательство, гностические эстетические, праксические - гедонистические, внешнего самоутверждения - внутреннего самоутверждения.
Естественно, что обнаружились возрастные и половые различия в предпочтении тех или иных ценностей. Чем старше человек, тем больше он ценит покой и стабильность. Женщинам свойственны коммуникативные ценности, мужчинам - праксические.
Эти ценности обосновывают жизненные принципы личности. Если принципы тверды, то личность принимает безальтернативные решения, нередко наперекор обстоятельствам. По данным Л.С.Кравченко, оказалось, что к безальтернативным решениям чаще склонны женщины: они живут в соответствии с принципами, не подвергая их сомнению. Мужчины чаще рационально взвешивают альтернативы, учитывают их последствия и все сопутствующие обстоятельства.
Были найдены и другие структурные особенности личности, влияющие на жизненный выбор. Это значит, что выбор детерминирован структурой личности и жизнедеятельность опосредуется всей системой свойств человека, включая индивидные (пол, возраст).
Обратим внимание на известную в психологии личности закономерность противоположную в определенном смысле той, что нашла Л.С.Кравченко, а именно: личность может принимать решения, преодолевая рамки привычного хода мысли и действия, заданных сложившейся структурой личности, она выходит за пределы собственной сложившейся структуры и совершает творческий акт решения, преодолевая себя. Это преодоление совершается благодаря работе сознания. Таким образом, и структура индивидуальности, и работа сознания (главным образом интегральное биографическое мышление) опосредуют жизненный выбор, а значит и жизнедеятельность личности.
При совершении жизненного выбора в развернутом его варианте (альтернативном, по Л.С.Кравченко) человек всесторонне анализирует факты об актуальном состоянии социальной среды (макро- и микросреды), социальной ситуации, привлекает воспоминания более или менее далёкого личного прошлого, сохранившегося в живых эмоционально насыщенных представлениях биографической памяти. Всё это соотносите с образом и концепцией Я, жизненной философией жизненными целями и планами. В процессах биографического мышления идёт всестороннее рассмотрение всех обстоятельств и событий жизни, обдумывание, проигрывание ближних дальних последствий того или иного варианта жизненного выбора. Вместе с тем определяются, артикулируются жизненный опыт, личностные позиции и убеждения, жизненная философия, пути самореализации и самоутверждения ближайшие и отдалённые жизненные планы и цели, смысл обстоятельств и событий, смысл жизни в целом.
Принимать жизненное решение бывает очень трудно. И дело не только в объективной сложности и неоднозначности проблемной ситуации, не в недостатке информации или слабых умственных способностях. Основные трудности вызваны предвидением ломки старых, привычных отношений, привычного образа жизни, обжитой среды и неизбежных психологических, психофизических и физических напряжений, которые будут необходимы для реализации жизненного решения. Жизненное решение имеет свою личностную психологическую иену и, решая жизненную задачу, человек задумывается о ней. Возможно, цена будет столь велика, что достижение результата истощит силы человека, и он не сможет воспользоваться открывшимися жизненными перспективами. Осознав эту цену, он заранее может отказаться от такого решения и пойти на компромисс, соразмеряя результат и его цену.
В принятии решения всегда существует и вероятностный аспект: если вероятность достижения того или иного эффекта мала, то субъект часто предпочитает менее весомый, но более вероятный результата по принципу "лучше синица в руках, чем журавль в небе".
Главной ценностью для человека является сама жизнь -жизнь тела и духа. Как мне думается, в соответствии с общим законом самосохранения систем конечным мотивом жизненного выбора является потребность в самосохранении, которая, однако, выступает в разной форме. На уровне индивида - в форме потребности жить и быть живым, на уровне личности - быть как все или быть со всеми, иметь социальные связи, на уровне субъекта быть дееспособным, на уровне индивидуальности — быть самим собой, сохранить верность себе, на уровне универсальности -- сохранить верность долгу, исполнить своё предназначение. В жизни бывает так, что человек сохраняет себя в одном качестве и теряет в другом. Его решение о том, что сохранить, а чем поступиться зависит от иерархии его ценностей и, соответственно, мотивов. Процессы биографического мышления разворачиваются, подобно фазам творческого мышления: осознание и принятие проблемы (проблематизация), подготовительная фаза (сбор информации, ориентировка в ней, категоризация и интерпретация), догадка, озарение и проверка решения (здесь -через мысленное его проигрывание с предвидением последствий), доводка его до отчётливого плана действия.
Конечным результатом жизненного выбора является поступок, реализующий принятое решение. Эта последняя фаза имеет практический характер и невозможна без волевых усилий.
Фаза поиска решения тоже требует особых волевых качеств для трезвого объективного анализа собственной жизни и преодоления своих психологических защит. Честность и смелость мысли -- прекрасное качество зрелой личности, необходимое для того, чтобы быть настоящим хозяином своей судьбы.
Реализация жизненного решения в практическом плане приводит к кардинальным изменениям в обстоятельствах и образе жизни личности. Меняется линия её поведения по отношению к окружающим, значимым людям. Совершив существенный судьбоносный поступок, человек проявляет себя максимальным образом и тем самым вызывает к себе отчётливые отношения окружающих. Изменения в структуре или уровне человеческих отношений означают обновление человеческой среды развития для субъекта поступка, возникновение, таким образом, новых обстоятельств жизни.
Но не менее важно, что меняется отношение личности к себе. Правильное решение жизненной проблемы, открывающее новые жизненные перспективы, утверждающее ценности личности, повышает у неё уровень самоуважения, уверенность в своих силах, укрепляет принципы жизни. Поступок открывает самому субъекту его доселе скрытые душевные и духовные потенциалы и тем самым вносит изменения в его самосознание, образ Я. Совершив жизненный выбор на деле, личность по иному видит свою жизнь и намечает новые пути своего развития. После совершения поступка согласно принятому жизненному решению человек не перестаёт думать о сделанном выборе. Он теперь анализирует результаты выбора, сопоставляя их с жизненными планами и целями, и психологической ценой, которой досталась победа. В этих размышлениях о сделанном и пережитом, происходит извлечение уроков жизни формируется драгоценный жизненный опыт, который вовсе не равен простому количеству прожитых лет и даже событийной их наполненности. Он - продукт внутренней работы личности, в которой главную роль играет биографическое мышление.
Работа сознания приводит к изменениям в системе взглядов, убеждений, мировоззрения, т.е. высших форм направленности личности. Тем самым создаются новые основания для отдельных черт характера и структурных изменениях характера в целом, происходит то, что Б.Г.Ананьев называл строительством личности изнутри. Об этом же писал С.Л.Рубинштейн в "Основах общей психологии": "... внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую её формовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой. В которой формируется личность в её высших появлениях" (1, 637).
Таким образом, есть два взаимосвязанных способа развития. Первый, обусловленный объективными событиями среды и повеления, и второй, определяемый относительно автономной работой сознания. Этот второй путь возможен лишь на определённом уровне развития человека, когда он уже стал индивидуальностью в том смысле, который придавал ей Б. Г.Ананьев. Для определённого типа людей этот способ развития является главным.
Так. биографы И.Канта обращают внимание на внешне бессобытийную однообразную жизнь великого философа. Он не совершал подвигов, не путешествовал и не пускался в любовные приключения, не был женат и не имел детей. Но кто же будет сомневаться в высоком уровне его личности, в наличии у него оригинального и по-своему твёрдого характера? Каким путём рачвнвалась его личность? Вероятнее всего, путём непрестанной внутренней работы, которая сливалась с его профессиональными философскими занятиями. Размышляя над общими проблемами бытия, он строил свою великую философскую систему, но вместе с тем и свое личностное мировоззрение — жизненную философию как основу своего характера.
Биографии великих учёных, писателей, художников доказывают первостепенную значимость для развития их личности процесса внутренней работы сознания, в котором тесно переплетаются профессиональное творчества и построение своей жизненной философии. Это особенно отчётливо проявляется в жизни художника, когда в значительной степени материалом в профессионального творчества является личный жизненный опыт.