Обращение к биографическому методу в современной психологии обусловлено недостаточностью экспериментальных и тестовых методов, которые рассчитаны на получение строгой информации о личности в искусственных, контролируемых условиях, в отрыве от естественного процесса жизни человека с ее событиями и обстоятельствами в связи и на фоне с исторической эпохой, в которой живёт человек. Жизненная валилность этих методов далеко не всегда убедительна. Биографический же метод по определению жизненный, рассматривает личность в ходе естественноисторического процесса ее бытия. Психологическое исследование на основе биографического метода есть исследование самого бытия личности. Оно направлено на психологические механизмы и законы ее социального поведения и жизнетворчества на жизненном пути. Согласимся с австрийским психологом-гуманистом Виктором Франклом, который писал: "Личность раскрывается в своей биографии. Она открывает себя, свое "так - бытие", свою уникальную сущность только биографическому объяснению, не поддаваясь прямому анализу. В конечном счете, биография - это не что иное, как объяснение личности во времени" (6, 100).
Биографический метод имеет древнюю предысторию и двухвековую историю, но в современной отечественной психологии заслуга его возрождения принадлежит Б. Г. Ананьеву (1907-1972), который в шестидесятые годы приступил к организации, проектированию и программированию комплексных исследований человека, в связи с чем обратился к проблемам методологии психологии и разработал новую классификацию ее методов, где биографическому отводится заметное место (7).
Его классификация отражает логику исследовательского процесса, начиная от планирования исследования и кончая интерпретацией полученных данных. Соответственно он выделил четыре класса методов: организационные, эмпирические, методы обработки, интерпретационные. Самый обширный и разветвлённый класс методов - эмпирические, служащие средством добывания исходного эмпирического материала, из которых получают научные факты. К эмпирическим методам Ананьев относит обсервационные (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные (естественный и лабораторный эксперимент), диагностические, праксиметрические и наряду с ними биографические методы.
Согласно Б. Г. Ананьеву, "биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.)" (7, 310).
Словарь "Психология" 1990 года содержит следующую характеристику биографических методов:"способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности... основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены ( на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной и духовной жизни, природной и социальной среды" (8, 40).
Биографический метод имеет своим предметом жизненный путь личности, точнее, личность как субъект этого пути. Отсюда вся специфика биографического метода. Эта специфика обнаруживается при обращении к теоретическим основам метода, его понятийному аппарату, а также операциональной его стороне, конкретным методикам сбора, обработки и интерпретации биографических данных о личности.
В наше время происходит активное развитие биографического метода и расширение его технического инструментария, что позволяет уже говорить о методе во множественном числе. Нередко эти методы называют в психологии психобиографическими, желая подчеркнуть принадлежность именно этой науке, его направленность на психологические проявления и механизмы жизнедеятельности личности как субъекта жизни.
Слово "биография" относится и к самой истории жизни, и к ее описанию. Наличие собственной истории - отличительный признак личности. "Можно даже сказать, что человек лишь постольку является личностью, поскольку имеет свою историю", - писал С. Л. Рубинштейн (9, 643). Сопряженность личности и ее жизненного пути позволяет развернуть целую область исследований, которую Б. Г. Ананьев назвал генетической персоналистикой или, по аналогии с онтогенетикой, биографикой. Ее методом является биографический, а предметом - жизненный путь и личность как субъект жизнедеятельности-жизнетворчества. Б. Г. Ананьев
полагал, что "генетическая персоналистика - теория и метод биографического исследования жизненного пути человека, основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей, развертывающихся на протяжении жизни человека в данных общественно-исторических условиях" (7, 265).
Биографика как психологическая отрасль занимается психологическими механизмами социальной жизнедеятельности, жизненного выбора, включая экзистенциальные переживания, духовную работу внутреннего мира индивидуальности. Такие структуры личности, как талант, характер, мировоззрение, жизненная философия, индивидуальность в целом не могут быть поняты без биографии личности и, следовательно, без применения биографического метода.
В случае, когда предметом исследования берётся индивидуальность и её уникальная жизнь биографический метод выступает в идеографической форме. Но и тогда изучение отдельных "случаев" служит выявлению в конкретной форме общих закономерностей. В этом состоит принцип индивидуализации, по С.Л.Рубинштейну: "...задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них" (9, 41).
С другой стороны, еще в 30-е годы обозначена психологическая проблема жизненного пути как общечеловеческого явления. На рубеже 20-30-х годов австрийский (позже -американский) психолог Шарлотта Бюлер осуществила научное исследование его общих закономерностей, как она писала, -"регулярностей" (См. её книгу (10), а также мою статью об этом учёном (11)). При этом биографический метод выступал в своей номотетической форме, которая допускает статистические методы анализа эмпирических данных,
' Правди. если изучают жизнь великого человека, жизнеописание приобретает самостоятельную ценность. В практической психологии биографическая уникальность жизни обычных людей также становится предметом индивидуального анализа, здесь важнее переход от общих законов к уникальной судьбе и неповторимой структуре личности конкретного человека.
полученных на больших выборках. Количественный анализ текстов личных документов, построение графиков, ведение своего рода биографической статистики - все эти и другие методики служат развитию номотетического подхода к биографии человека.
Теоретические представления о жизненном пути составляют основу его понятийного аппарата. В XX веке в общих чертах сложилась теория жизненного пути и личности. В психологической науке высказаны важные мысли и развиты теоретические представления о жизненном пути. С.Л.Рубинштейн в книгах "Основы психологии" (1935) и "Основы общей психологии" (1940, 1946) уделил специальное внимание проблеме жизненного пути, связывая её с самосознанием личности. "Сущность человеческой личности находит своё завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю... Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом её деятельности, аналогично тому, как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики" (9, 641).
Б.Г.Ананьев характеризует жизненный путь как социально-историческую форму индивидуального развития человека, так что "все события этого развития (биографические даты) всегда располагаются относительно к системе измерения исторического времени...Психологическое изменение структуры личности , её характера и таланта уже немыслимо вне категории исторического времени..." (12, 54, 155).
По Б.Г.Ананьеву, "личность всегда конкретно-исторична, она - продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и её собственного жизненного пути... Поэтому изучение личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса её воспитания и становления в определённых социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, сотрудников или, напротив, противников — в общем, соучастников дел времени и событий, в которые была вовлечена личность.
Биографическое исследование личности, её жизненного пути и творчества есть род исторического исследований в любой области знания - искусствознания, истории науки и техники, психологии и т.д." (12, 277).
Развитие личности на жизненном пути в зависимости от исторического времени стала предметом многолетних исследований германского психолога Ганса Томэ/Hans Thomae. Он справедливо полагает, что необходимо переходить от абстрактных вне историчных описаний развития личности к исследованию развития в конкретных социально-исторических обстоятельствах жизни того или иного поколения, и говорит о новой отрасли — психологии жизненного пути (13). В этой связи закономерно ставить вопрос о социально-исторической адаптации личности и её историческом поведении (14).