Отражение, ценностное отношение и управление временем жизни - необходимые функции субъекта жизнедеятельности Для их осуществления в трех временных модальностях у человека существуют способности памяти о прошлом, восприятия настоящего и воображения, направленного в будущее. Но все три временные модальности поддаются осмыслению в процеесах биографического мышления. Оно интегрирует воспоминания восприятие и воображение, вовлекая в свой поток образы настоящего, прошедшего и будущего. Именно посредством биографического мышления личность определяет свои жизненные выборы, а значит, судьбу.
Что такое психологическое настоящее? Какое оно имеет значение для жизненного пути в целом? В масштабе жизненного пути настоящее - это отрезок времени, который занят незавершенными еще жизненными делами. Чтобы так осознать временной интервал, надо провести определенную внутреннюю работу по осознанию, а значит, интерпретировать текущие события, с точки зрения жизненного плана и намерений, их последствий в будущем.
Интерпретация настоящего невозможна также вне его связи с прошлым. Иначе говоря, восприятие настоящего зависит от общего контекста жизни. Этот контекст представлен в виде субъективной картины жизненного пути. Она является продуктом осознания жизненного пути, но также и основанием для осознавания, интрепретирования существенных моментов жизни, происходивших в прошлом и имеющих место в настоящем и предвидимых в будущем.
Е.И.Головаха и А.А.Кроник (6) провели интересный опрос испытуемых с целью определения их представления о настоящем времени. Испытуемые назвали 345 событий, из которых 263 (76%) датировались в интервале времени (начало и конец бытия). Из 263 событий большинство имели начало в прошлом, а предполагаемый конец — в будущем, т.е. находились в процессе реализации. У 18% событий начало и конец находились в прошлом, а у 4% - в будущем.
Была также установлена длительность событий, измеряемая разностью конечной и начальной дат. Выяснилось, что 62% событий, по мнению испытуемых, длятся более месяца, а 40% -годы и десятилетия. Но были и события, длительность которых составляла менее часа (7%), менее суток (10%), менее недели (13%), менее месяца (8%). Таким образом, субъективное настоящее весьма вариативно по длительности - от минут до десятилетий.
При соотнесении настоящего с жизненным, а то и более широким, историческим контекстом у людей с более или менее развитым чувством истории работает своеобразная установка на упоминание текущего события, сохранение свидетельств о нем для себя и потомков. Тогда мы прибегаем к таким средствам запечатления, как специальная организация восприятия с установкой на запоминание события, ведение дневниковых записей, фотографирование и киносъемка на память и т.п. Эти средства позволяют лучше связать прошлое с будущим и построить более адекватную субъективную картину и концепцию жизненного пути. Есть и другой смысл такого восприятия настоящего -историческое засвидетельствование былого, которое важно не только для самого субъекта жизни, но и других людей, новых поколений.
Можно выделить две самые общие формы существования психологического прошлого. Во-первых, время, застывшее в структуре личности. Например, знания, умения, навыки -структурное воплощение истории деятельности субъекта, а характер - истории социального поведения в определённых социальных отношениях. Во-вторых, прошлое сохраняется в сознании благодаря памяти. Речь идет о биографической (автобиографической) памяти (См. гл. 6).
Наряду с понятием биографической памяти есть более общее гомологичное понятие -- эпизодическая память, которую противопоставляют семантической. Если последняя направлена на сохранение информации в знаковой форме, то первая имеет дело с информацией в образной, живой и контекстной форме, относящейся к фактам, случаям, которым мы были свидетелями, которых мы видели воочию и пережили лично. Не все из этих случаев имели отношение к нашему жизненному пути, но среди них бывают и такие, которые имеют биографический характер являются событиями и впечатлениями жизни.
Психологическое прошлое в форме биографической памяти постоянно привлекается субъектом в процессах анализа и планирования жизни. Память участвует в актуальной внутренней работе индивидуальности и имеет значение для сохранения тождества личности во времени. К.Д.Ушинский писал: "...память есть история души, и притом история не протекшая, но всегда настоящая. Всё, что сохраняется памятью, имеет всегда влияние на душу и принимает такое или иное участие в её деятельности. У души в строгом смысле слова нет прошедшего; всё её прошедшее живо в её настоящем, и отдалённейшее событие нашего детства не есть дело, сданное в архив, ...а всегда живой член нашей настоящей деятельности" (7, 270).
Характер прошлого опыта, его дифференцированость и структурированность, осознанность и модальность влияют на процесс жизнедеятельности. Важно ещё раз отметить, что психологическое прошлое не является застывшим. Оно преобразуется в сознании личности не один раз в зависимости от возраста, но ещё более в зависимости от новых жизненных событий и обстоятельств. Каждый раз человек более или менее по-новому артикулирует прошлое и весьма избирательно относится к нему, позволяя или не позволяя отдельным воспоминаниям участвовать в определении жизненного пути в настоящем отрезке личностного времени, влиять на планирование и программирование собственного будущего.
Для представления будущего времени жизни в субъективной картине жизненного пути субъект обладает способностями воображения-антиципации. Как известно, воображение в большей степени направлено на будущее. Эта особенность выражается в таких формах, как мечта, цели жизни, жизненные планы и предвидения. Люди различаются по протяженности будущего времени в составе СКЖП, его структурированности, активности (в смысле влияния на жизнедеятельность в
настоящем). Иные отличаются сильной устремленностью в будущее, которая сочетается прямо-таки пугающей прозорливостью. Но немало и таких людей, которые не видят ничего определенного далее завтрашнего дня — живут одним днем.
Психологи-персонологи давно обратили внимание на роль будущего в жизнедеятельности личности. Наличие целевых структур признается условием нормального, здорового развития личности на жизненном пути. Отсутствие таковых невротизирует личность, обретение оздоровляет.
Отсутствие целей и жизненных планов, смутность представления о собственном будущем связано с дефектами развития личности, с неблагоприятными, а то и трагическими обстоятельствами жизненного пути. Так, в диссертации Тхай Чи Зунга, выполненной под руководством Е.Ф.Рыбалко (ЛГУ-СпбГУ) (9), в том числе изучались особенности психологического времени у вьетнамцев-инвалидов войны в возрасте 30-40 лет. Обнаружено, что настоящее и будущее переживается инвалидами по сравнению со здоровыми людьми значительно менее насыщенными событиями. Их средний психологический возраст больше, чем у здоровых сверстников. В каузограммах инвалидов меньше представлены потенциальные события, относящиеся к будущему.
С другой стороны, для интенсивно развивающейся личности, как показано Тхай Чи Зунгом на примере изучения школьник характерна оптимальная субъективная картина жизненного пути Последняя отличается адекватным осознанием значимое событий жизни, незначительным занижением психологическом возраста, продолжительной временной перспективой, которая должна к тому же быть реалистичной, оптимистичной согласованной, четко дифференцированной.
В исследовании В.С.Хомика (10) изучались особенности переживания и осознания времени юношами, склонными ранней алкоголизации. У них наблюдается деформация субъективной картины жизненного пути, "расщепление" прошлого, настоящего и будущего времени. В картине будущего доминируют краткосрочные цели. В случаях ранней алкоголизации происходит дезактуализация настоящего (люди не иеннт настоящее время жизни). Психологически эти девианты чувствовали себя старше своего хронологического возраста.
В чём-то сходную картину выявил Р.А.Ахмеров у инвалидов (3). Как оказалось, инвалиды отличаются неспособностью обозревать далёкую жизненную перспективу (у них "биографическая близорукость", по выражению Р.А. Ахмерова, их жизненные программы менее продуманны, негибки, содержат сравнительно небольшое количество причинно-целевых связей между событиями. Автор приходит к мнению, что чем дальше человек способен заглянуть в своё будущее, тем больше у него выражены жизнетворческие способности.
Наивысшим и интегральным процессом психического отражения является мышление. Его место в структуре сознания и интегрирующая функция сохраняются относительно отражения времени жизни. Интеграция всех временных модальностей, а значит и процессов памяти, воображения-восприятия и других психологических механизмов происходит в процессах мышления. Мышление служит средством адекватного отражения времени жизни во всех его модальностях, средством преодоления защит памяти (вытеснение), восприятия (перцептивная защита), воображения (иллюзии относительно будущего).
В сознании возможна обратимость времени. Благодаря мышлению, памяти и воображению субъект может перенестись в давнее прошлое и заново пережить его или посмотреть на сегодняшний день, с точки зрения будущего, или поместить его в прошлом. Свободное путешествие во времени возможно в нашем сознании, и эту способность психолог В.И.Ковалёв назвал трансспективой (11). Этот механизм является конкретным проявлением биографического мышления и даёт возможность предвидения будущего (перспектива), возвращения к прошлому (ретроспектива) и обзора настоящего (можно назвать её актуалспективой).