Истинные ценности жизни глубоко осмыслены великими философами и художниками слова. В их произведениях мы находим прямые суждения о том, что такое настоящая человеческая жизнь.
Для А.С.Пушкина главной ценностью являлась независимость. Он мечтал о такой жизни, чтобы:
Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! Вот права...
Свои представления о настоящей жизни и её ценностном основании имеют и простые люди, пусть не великие, но индивидуальности. В них выражается идеал жизненного пути, и отражаются ценности, на которые следует ориентироваться субъекту жизнедеятельности.
Приведу выдержки из сочинений студентов отделения психологии КазГУ, написанных на заданную автором тему "Что такое настоящая жизнь?" (1994, 1999 и 2000 гг.). По их мнению, настоящая жизнь — это:
"...жить в согласии с собой, своими внешними действиями подтверждать и реализовывать свою внутреннюю систему ценностей, потребностей, желаний и т.д..., находиться в развитии";
"...это в первую очередь, жизнь НАСТОЯЩЕГО человека, человека, взращивающего в себе субъектность, индивидуальность, человека, осознающего, рефлексирующего, осмысливающего свою жизнь";
"Настоящая жизнь — это жизнь, прожитая сознательно. Та жизнь, в которой присутствует любовь, присутствуют цели и жизненные задачи. Такая жизнь походит в окружении весёлых и оригинальных людей, тонко чувствующих историческое время, современников. Человек в такой жизни стремится к хорошим, гуманным поступкам, стремится приносить радость людям. Настоящая жизнь — это также нормальная семья, здоровые дети, это индивидуальное понимание действительности. В ней обязательно присутствуют разнообразные ценности. Это может быть и просто рыбалка, но также и социальная работа государственного масштаба. Духовные ценности такого человека — в его внутреннем мире занимают огромное место и являются основополагающим моментом при выборе жизненного пути";
"Я не мало задумывалась над тем, что такое настоящая жизнь. Эта проблема моего детства. Мне казалось, что каждый человек рождается с каким-либо призванием, только лишь надо его найти. И тот человек, который нашёл его — это самый счастливый человек";
"Для меня настоящая жизнь - это стремление к развитию и самосовершенствованию, это постоянная борьба, девиз которой "Никогда не сдавайся!";
"Если на некоторое время избавиться от субъективных и объективных препятствий, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни — от момента вхождения в неё и до ухода, то можно сказать, что человек призван к созиданию, накоплению и приумножению интеллектуального, духовного и экономического капитала, внося его в общемировую копилку. И параллельно воспитывая и готовя своё продолжение в своих преемниках. Это и есть, по моему мнению, настоящая жизнь";
"Настоящая жизнь - для меня — это, когда я просыпаюсь по утрам с удовольствием, когда я хочу проснуться, соскочить с постели, включить любимую музыку, напевая, завтракать и одеваться, выходить из дома на улицу, улыбаться людям в любую погоду, спешить по делам, которые для тебя очень важны и интересны. Настоящая жизнь, - когда она наполнена смыслом, когда есть любимые люди, которые нуждаются в тебе и любят тебя со всеми твоими слабостями и недостатками... Я чувствую в себе силы, несмотря на весь свой гедонизм, посвятить свою жизнь делу гармонизации человеческих отношений друг с другом и окружающим миром".
Смыслы и цели присущи оптимальному жизненному пути. Шарлотта Бюлер утверждала, что дефицит целевых структур, интимно связанных с неудачным, нечетким осознанием смысла жизни, является источником неврозов современного человека. Сходные мысли развиты в теоретических трудах и психотерапевтической практике В. Франкла, который обосновал понятие о нусогенном неврозе. Примеры жизни замечательных людей свидетельствуют о колоссальной интенсификации процесса жизни и скачкообразного роста её продуктивности вследствие обретения ими смысла жизни.
В 1911 году 43-летняя парижская певица Александра Давид-Неэль (Давид-Ниль) записала в своём дневнике: "Жизнь прожита, я чувствую себя старой и больной". Но в один прекрасный день что-то случилось в ее душе, и пришло решение отправиться в Гималаи изучать Тибет. Она сказала себе: "Позорно было бы навсегда остаться под игом своих страстей, привычек и лени! Пусть мир откроется для меня во всей своей беспредельности ... Я готова платить любую нену за возможность увидеть желанную страну". Поставив эту цель, она отправилась в путешествие, растянувшееся на сорок лет. Александра Давид-Ниль преодолевала немыслимые трудности, пробираясь в неизведанные районы Тибета, где её порой подстерегала смертельная опасность. Но она всё же открыл – для себя и для всего цивилизованного мира эту чудесную страну и умерла с чувством исполненности и самоосуществления на сто первом году своей удивительной жизни.
Культура жизни имеет структурный аспект, что предполагает ориентацию на структурные особенности оптимального жизненного пути. В его модели, как мы уже видели (гл. 5) отмечены полнота и цельность, дифференцированность и интегрированность жизненных отношений и занятий, видов деятельности, каналов самореализации. Узость жизни, отсутствие достаточного многообразия интересов и "одновершинность" мотивационной структуры личности могут привести к обессмысливанию жизнедеятельности в случае блокирования по независимым от субъекта обстоятельствам единственной цели и соответствующего канала самореализации. Плохо и другое, когда псе мотивы жизни имеют одинаковую значимость для личности, и человек не может выделить самого главного и соответственно сосредоточить свою энергию. Он хватается то за одно дело, то за другое под влиянием обстоятельств или случайного внутреннего импульса и не достигает весомых результатов, не раскрывает в полной мере свой талант.
Энергетический аспект культуры жизни относится к уровню напряжения, или силы жизни. Он состоит в умении личности произвольно менять напряжение процесса жизнедеятельности, своевременно мобилизовать свои ресурсы или расслабляться. Об этом пишет Л.И.Анцыферова: "Свободный и лёгкий переход от одного функционального уровня к другому, способность определённое время находиться на уровне, требующем меньшего психологического напряжения, а затем вновь возвращаться на более высокий уровень — признак и залог психического здоровья личности, а возможно, и форма аутопсихотерапии" (5, 15).
Временной аспект культуры жизни состоит в компетентности личности во времени, способности оптимально организовать свою жизнедеятельность во времени, быть своевременным в принятии жизненного решения, улавливать ритм событий надличностного масштаба, экономить и распределять временные ресурсы, уметь адекватно отражать время, строить трёхмерную субъективную картину жизненного пути в историческом времени и совершать жизнедеятельность с учётом прошлого, настоящего и будущего.
Культура жизни — это атрибут субъекта жизни, который адекватно отражает свой жизненный путь в его целостности, думает о жизни и о своей индивидуальности, о своём призвании и предназначении, обобщает события и извлекает уроки, накапливает жизненный опыт, ищет смыслы, ставит цели и проводит свою линию жизни в соответствии с ними, принимает жизненные решения и неуклонно реализует их в повседневной жизнедеятельности, достигает искомых целей и получает удовлетворение и наслаждение от процесса и результатов жизни. Воспитание культуры жизни - это путь становления субъектом жизнедеятельности.
Оптимальная жизнь соответствует оптимально развитой, здоровой личности. При всей сложности проблемы здоровья и его критериев, некоторые признаки здоровой личности (равно как и нездоровой) обозначены в науке. В частности, об этом писали Г. Олпорт, А. Маслоу, А. Кохут. Отмечены такие черты здоровой (самоактуализирующейся) личности, как оптимизм, способность к юмору, целеустремленность, целостность, эмпатия, мудрость, способность любить, стремление к самореализации в творчестве и т. д. Для нездоровой личности характерны недостаточная целеустремленность, чувство внутренней пустоты, отсутствие интереса к жизни, недостаток энергии в поведении и деятельности, фрагментарность Я.
Субъективным интегральным признаком здоровья является бодрость как оптимальное психическое состояние личности, проявляющееся в активном отношении к жизни и готовности к энергичной социальной жизнедеятельности. Именно о бодрой личности мечтал психолог и психиатр, педагог и врач В. М. Бехтерев, много сделавший для укрепления личностного здоровья людей.
В.М.Бехтерев, помимо всего другого, занимался психотерапией и перевоспитанием педагогически запущенных детей в созданной им в 20-е годы Психоневрологической академии в Ленинграде.
Оптимальная организация жизни способствует активному долголетию человека. Б.Г.Ананьев выдвинул гипотезу о двух типах старения — конвергентном и дивергентном (6). Первый характеризуется однонаправленными изменения в онтогенетическом и биографическом, индивидном и личностном развитии человека, когда естественное старение психофизиологических функций мозга ведёт к тотальному снижению продуктивности психических процессов и деятельностей. В таком случае старению не противостоят какие-либо личностные механизмы, и "натуральный" онтогенез определяет всю картину старения человека.