Все мы дети и пленники своего времени, в той или иной степени, разделяем его идеи и предрассудки, спорим и конфликтуем с ним, стремимся оставить в нем свой, хотя бы малый след. Сама эпоха накладывает ограничения на самореализацию личности, врывается в течение индивидуальной жизни и может всё изменить в ней, даже помимо её воли. Мы это хорошо знаем по судьбам соотечественников — жителей XX века. Как многие из них могли бы сказать вслед за Анной Ахматовой:
Меня, как реку, Суровая эпоха повернула.
Мне подменили жизнь.
Но детерминация судьбы человека историей не отменяет его ответственности и воли. Специфика человеческой жизни, во-вторых, состоит в том, что она субъектна, осуществляется, выстраивается самой личностью-субъектом жизненного пути, осмысливается и переосмысливается ею. Человек не просто живет, но ищет смысл, жаждет, чтобы его жизнь была значительной и не бесследной. Осознание жизни идет в разной форме - как переработка собственного прошлого и накопление через это жизненного опыта, как планирование будущего, как соотнесение планов и программ с результатами и достижениями, тех и других - с собственными внутренними потенциалами и притязаниями, желаниями стремлениями. Процессы осознавания, смыслообразования, построения собственной жизненной философии составляют более или менее напряженную внутреннюю жизнь, потаённую сторону жизненного пути.
.Замечательно об этом размышлял Л.С.Выготский: "Вот - жизнь. Она глубже, шире своего внешнего выражения. Всё в ней меняется, всё становится не тем. Главное — всегда и сейчас, мне кажется, не отождествлять жизнь с её внешним, выражением и всё. Тогда, прислушиваясь к жизни (это самая важная добродетель, немного пассивное отношение вначале), найдёшь в себе, вне себя, по всём столько, что вместить нельзя будет никому из нас. Конечно, нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм, самоубийство, но не жизнь. Но есть ведь философия у каждого. Надо, видимо, растить её в себе, дать ей простор внутри себя, потому что она поддерживает жизнь в нас...Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни. Когда мы от системы перейдём к судьбам (произнести страшно и весело это слово, зная, что завтра мы будем исследовать, что за этим скрывается), к рождению и гибели систем, мы увидим это воочию" (15, 127).
Осмысленность, осознанность жизненного пути - один из способов его субъектной детерминации, роль которой увеличивается в зрелости и различается от личности к личности. Субъектная детерминация проявляется также в форме поступков, активном волевом вмешательстве самого человека в ход собственной жизни. Человек - субъект — опосредует своей структурой, функционированием и деятельностью все объективные влияния и факторы жизни. Он самостоятельно строит и осуществляет план своей жизни, преодолевая преграды и препятствия.
Субъектный аспект жизненного пути стоит в центре внимания в школе С. Л. Рубинштейна как наиболее существенный. "Специфика жизненного процесса, - пишет К. А. Абульханова-Славская, - связана с тем, как его осуществляет субъект" (16, 33). К. А. Абульханова-Славская, следуя идеям С. Л. Рубин-штейна, подчеркивает активный, субъектный характер жизненного пути, описывает и анализирует жизнь человека как процесс активной жизнедеятельности (лучше сказать социальная жизнедеятельность, чтобы отличить ее от функционирования организма). "Активность личности выражается в том процессе организации своей жизни, в котором личность отодвигает одни, приближает другие ситуации, преодолевает препятствия, поводя свою жизненную линию" (16, 41).
По-своему понимал суть жизни человека и характер её субъектности М.М.Бахтин. Для него человек - прежде всего субъект общения. "Само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. Абсолютная смерть (небытие) есть неуслышанность, непризнанность, невспомянутость... Быть - значит быть для другого и через него — для себя... Жить - значит участвовать в диалоге" (17, 330, 337).
Особенностью жизни человека является то, что она имеет особую структуру. Во временном аспекте его структуру составляют фазы, отделенные друг от друга событиями. В самом общем виде это подготовительная фаза, старт, кульминация, финиш (12). Но у каждого человека, наряду с этими общими фазами, есть собственные "эпохи" соответственно личностно-событийным вехам на оси времени. (Как образно сказал П.П.Блонский, значительное событие - заголовок к новой главе нашей жизни ).
В "пространственном" - содержательном - плане структура жизненного пути складывается из разнообразных деятельностей, общений, занятий, характеристик среды и т. д., говоря словами Ш.Бюлер "измерений" (dimension).
Исходя из предварительных характеристик жизненного пути, установления специфики человеческой жизни, можно определить круг понятий биографического метода. Вместе с тем
мы попробуем наметить концептуальные опоры теории жизненного пути, которые составляют фундамент биографического метода и основное содержание биографики. О главных понятиях "жизненный путь" , "жизнедеятельность" вкратце уже было сказано. Естественно, биографический метод оперирует общенаучными понятиями "личность", "субъект", "индивидуальность", смысл которых уточняется применительно к биографической проблематике.
На наш взгляд, наиболее важным и специфическим является понятие "событие", "событие жизни". Это случай, факт жизни, имеющий существенные последствия для ее дальнейшего хода, кладущий начало новому образу жизни, перестройке внутреннего мира и социального поведения личности, иначе говоря, переломный момент в ней.
Кроме событий, существуют более устойчивые и менее осознаваемые обстоятельства жизни - условия, в которых она протекает - экономические, политические, юридические (правовые), моральные и пр. Характер этих обстоятельств зависит от конкретных времени и места жизни, что в общем фиксирует понятие хронотопа, в данном случае можно сказать би< графический хронотоп.
Объективная детерминация жизни обобщенно предстает в j форме среды развития, которая сама дифференцируется на | макросреду (ею является современное человеку общество на | определенном этапе его развития), и микросреду как совокупность обстоятельств, непосредственно окружающих человека - микрогруппы, в которые он включен, родительская и его собственная семья, круг общения на работе и на досуге.
Очень важное значение для характеристики субъектности жизненного пути имеет понятие собственной среды развития*, т.е. той, которую создает сам человек сообразно своим вкусам и привязанностям, планам и притязаниям. Тогда у него не просто жилище, а Дом, не случайные приятели, а друзья на всю жизнь, семья не только по записи гражданского состояния и наличию кровных родственников, а сосредоточие всего самого дорогого и душевно близкого. Создавая собственную среду, человек определяет условия своего развития и сам управляет им, определяет его результаты.
Социальная ситуация развития — понятие известное в психологии со времен Л.С. Выготского, оно означает комплекс обстоятельств в их отношении к конкретной личности в определённый возрастной период. Это динамическая сторона обстоятельств жизни. В биографическом плане не меньшее значение имеет социально-историческая ситуация развития, определяемая исторической эпохой, в которой довелось жить конкретной личности.
Стечением времени у человека складывается свойственный ему образ жизни, устоявшиеся, характерные формы индивидуальной жизнедеятельности личности, которые относятся к особенностям общения, поведения и деятельности в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга. Эта объективная характеристика жизни дополняется субъективной - стилем жизни, т. е. системой психологических механизмов, обеспечивающий тот или иной образ жизни.
В 90-е годы К.А. Абульханова—Славская обогатила понятийный аппарат биографического метода такими понятиями, как жизненная позиция, жизненная перспектива, линия жизни и другие (19). В психологии и смежных науках разрабатываются (не всегда в связи с биографическим методом и проблематикой жизненного пути) и другие понятия (техники бытия, жизненный план, жизненная программа, сценарий жизни, биографический кризис, жизненный опыт, жизненный выбор), пригодные для пополнения понятийного аппарата биографического метода. Все они необходимы для описания и объяснения закономерностей жизни человека во всей её специфики и будут раскрыты в дальнейшем изложении содержательньтх вопросов биографического метода.
Операциональный аппарат биографического метода, предназначенный для получения, добывания эмпирической биографической информации и психологической помощи людям, также своеобразен. Здесь широко используются тексту биографического характера, так называемые личные документы, поэтому нередко говорят о методе личных документов. Это роднит его с гуманитарным источниковедением, в котором разработаны приемы критики источников, техника контент-аналмза.
Биографический метод в психологии включает в свой арсенал и квазиэкспериментальные методики, опросники, биографическое интервью, сбор свидетельских показаний, продуктов деятельности, графические методики, позволяющие выявить и зафиксировать в удобной для обработки форме факты жизненного пути личности. Так как биографический метод применяется в целях психоконсультирования и коррекции, то в этом плане разработаны особые методики, приёмы и процедуры, r частности биографический тренинг, разные его формы. Они помогают развить позитивное биографическое мышление, поднять уровень самосознания субъекта жизни, О них мы будем специально говорить в последующих главах.