В XIX веке наряду с мемуарной литературой появились аналитические произведения на основе биографических материалов в целях литературоведения, исторического исследования, психологического познания.
Для исторической науки личность интересна как действующее лицо в исторической драме. Её оценивают по степени и характеру влияния на исторический процесс. На первый план выступает общественная деятельность героя, а факты частной жизни рассматриваются как случайные, не имеющие большого значения для истории.
В марксистской исторической науке всегда шла борьба против психологизации истории, за материалистическое понимание истории, изучение объективных закономерностей исторического процесса в соответствии с теорией общественно-экономических формаций, непреложно сменяющих одна другую. Биографический метод как жанр исторической науки подвергался критики со стороны, ученых-марксистов за привнесение излишнего субъективизма в историческое исследование, за чрезмерное, как считалось, акцентирование роли великих личностей в историческом процессе, за психологизацию истории и недостаточное внимание к объективным факторам исторического развития. В советской исторической науке всегда утверждался примат объективных факторов исторического процесса. Личность и жизненный путь выдающихся людей изучались не в целях причинного объяснения истории, а для обогащения представлений об эпохе и конкретных ее событиях.
Тем не менее, в СССР в 60-70-е годы возродился союз истории с психологией, имевший место в дореволюционной науке. Советские историки стали более интенсивно использовать информаиию, содержащуюся в личных, т.е. биографических документах (1, 2, 3). В настоящее время этот союз привёл к развитию исторической психологии, в русле которой выполнены диссертации и написаны первые отечественные книги (4, 5).
За рубежом возникла и получает известное развитие так называемая психоистория (6), которая уделяет самое серьёзное внимание психологическим факторам. Вопросы воспитания детей, половых отношений, питания, бытовых привычек людей разных эпох входят на равных в предмет исторического исследования. Нарастает тенденция психологизма или, точнее,
антропологизма в историческом познании, интерес к малой истории частной жизни людей. История предстает как полнокровная жизнь людей, кипение человеческих страстей и череда личностных поступков. Поэтому внимание к биографии как жанру исторического исследования не угасает, а напротив, растёт.
Историческая наука издавна обращалась к личностям наиболее влиятельных персонажей истории и прибегала к биографическому методу, исследуя прошлое как результат деяний великих личностей. В жанре исторической биографии работал английский историк и философ XIX века Томас Карлейль. В отечественной науке прославился в биографическом жанре академик Е.В.Тарле (известны его книги "Наполеон" "Талейран"). Мастером исторического портрета был советский историк А.З.Манфред, исследователь Великой Французской революции, написавший книги "Наполеон Бонапарт", "Три портрета". В наши дни немалую похгулярность приобрел Д.Н.Волкогонов благодаря его историко-биографическим очеркам и книгам о политических деятелях России-СССР.
Высокую оценку получает биография как жанр историко-научного исследования, в частности, в области истории философии (7). В этом жанре созданы яркие книги философов о философах, например, о И.Канте, М.Бакунине, Г.Гегеле, Г.Лейбнице. Значительным явлением стала философская? автобиография Н.А. Бердяева.
Личные документы являются главными письменными источниками при изучении биографий выдающихся исторических личностей. Современный психолог-биографист может поучиться у историков приемам работы с текстовыми и вещественными источниками информации о былом. В историческом источниковедении разработаны классификации мемуарных документов, методы критики источников, текстологического анализа (так называемые внешняя и внутренняя критика). Историки умеют собирать и обрабатывать архивы, и их опыт полезно перенять для психологического биоцэафического исследования.
В исторической науке выделяют разные формы мемуарных источников: воспоминания о жизненном пути в целом (жизнеописания), воспоминания об отдельном периоде жизни, дневники и записи по свежим следам событий, литературная запись - произведение, написанное писателем (журналистом) по воспоминаниям и письменным документам участника событий от его имени. К мемуарным источникам относятся письма, воспоминания о современниках, некрологи и т.д.
Для работы с мемуарами историки предлагаются следующие операции, позволяющие повысить достоверность, извлекаемой из них информации:
1) разделение мемуаров на эпизоды;
2) анализ эпизодов (определение их структуры, разновидности сведений, круга участников);
3) выявление пробелов в воспоминаниях;
4) изучение логики повествования (есть или нет противоречия между отдельными высказываниями автора);
5) текстологический анализ, который необходим для выделения устойчивого содержания разных вариантов мемуаров,
6) сравнение данных с информацией из мемуаров других авторов (8).
Сведения о личности автора мемуаров имеют для историка вспомогательное значение как условие критического анализа данных.При этом учитывают компетентность, мотивацию, эрудицию мемуариста, чтобы более объективно интерпретировать его воспоминания.
Теоретические вопросы методологии истории, такие как определение понятий "исторический процесс", "событие", "исторический факт", познаваемость прошлого и объективные критерии истины, специфика исторического познания имеют близкое отношение к разработке теоретических основ биографического метода. Чтобы психолог мог изучить личность по фактам её жизненного пути, надо сначала восстановить картину жизни, прошлое этой личности. Поэтому творческое применение принципов исторического исследования (воспроизведение исторической действительности во всей '^конкретности и неповторимости, отбор фактов, пропорциональность в описании отдельных периодов, учёт субъективного аспекта событий) - необходимое условие психологического биографического исследования. В исторической науки остаётся неопределённость понимания главного исторического явления — события. Но тем не менее здесь есть ценные идеи и представления о природе события, его структуре , что важно знать для психолога-биографиста. (Этим вопросам посвящен один из номеров журнала "Мир психологии" (9)).
В литературоведении и искусствоведении в целом существует непреходящий интерес к личности художника и его жизни. Понять художественное произведение невозможно без знания исторического контекста, времени, в котором жил и творил автор. Именно через биографию исследователь проникает в атмосферу эпохи создания произведений.
Глубокие мысли о биографии как культурном феномене в литературоведении высказал Г.Винокур в старой, но не устаревшей книге "Биография и культура" (10). В частности, он обратил внимание на роль литературных произведений в программировании поведения личности на жизненном пути, на то, что у некоторых образованных людей существует закономерная стилизация жизни в соответствии с литературными образцами.
В литературоведении одним из первых , кто использовал биографический метод, называют французского критика, литератора Сент-Бёва (XIX век), который рассматривал литературное произведение как отражение личности его автора. Критические выступления Сент-Бёва представляли собой литературные портреты писателей, биографии в миниатюре (отношения писателя с современниками, его культурная среда, образ повседневной жизни). Современные литературоведы отмечают узость и ограниченность такого подхода, при котором в тени остаются сами литературные произведения. Однако принцип связи творческого продукта с биографией писателя признается верным.
Писатель выражает насущные запросы, проблемы, идеи своего времени, использует художественный опыт предшественников. Игнорирование этой стороны детерминации творчества приводило, как это было в СССР в 20-е годы, к попыткам социологизировать до конца литературный процесс, что выразилось в концепции "искусства без имен". О.М.Брик тогда считал , что "нет поэтов и литераторов - есть поэзия и литература... Не будь Пушкина, "Евгений Онегин" всё равно бы был написан" (11).
Есть и другая крайность, когда отрицается связь литературного творчества с объективной действительностью, литература представляется как спонтанное самовыражение писатели, не связанное ни с запросами своего времени, ни с объективным ходом развития художественных форм. Эта тенденция усилилась под влиянием психоанализа. Психоанализ искал связи между сюжетами книг писателя и перипетиями его жизненного пути, найти истоки его творчества в раннем детстве и сексуальном опыте (известны психоаналитические биографии Леонардо да Винчи, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского). Но психологизация искусства у фрейдистов оборачивалась отрицанием творческой индивидуальности, поскольку всё объяснялось одними и теми же неизменными причинами -Эдиповым комплексом, садо-мазохизмом, ранними психологическими травмами.
В действительности художественное творчество больше, чем какое-нибудь другое, дает простор для воплощения индивидуальности автора. Творческая история произведения соотносится с биографией автора, поэтому биографические исследования - важный раздел литературоведения. Изучение биографии помогает уловить органическое единство человека и художника и таким образом глубже понять само произведение. Личностный фактор художественного творчества неустраним в принципе, он присутствует не только в самом процессе создания произведения, но и в готовом продукте -романе, поэме, картине в форме индивидуального стиля, личного жизненного опыта, переплавленного в процессе художественного труда. Все это выражается в понятии творческая индивидуальность".