В 1940 году, как многие европейские ученые, Ш.Бюлер вынуждена эмигрировать в США, чтобы спастись от войны. Поэтому она уже не могла продолжить биографические исследования, начатые в Вене. Во время второй мировой войны погибли архивы Венского психологического института, его сотрудники покинули Австрию или погибли. Однако, став американкой, Ш.Бюлер не прекращала работу над теорией жизненного пути и много почерпнула для нее из психотерапевтической практики. Она пришла к выводу о существовании базальных тенденций (потребностей) личности: ими являются потребность в физическом и психическом благополучии, потребность в адаптации, в творчестве, во внутреннем порядке. Эти тенденции проявляют себя в разных формах в зависимости от возраста. У каждого человека доминируют те или иные тенденции, но лучше, когда все из них удовлетворяются в процессе жизнедеятельности.
Как считала Ш.Бюлер, невротическая личность страдает от того, что не может понять себя, не умеет ставить адекватные "самости" цели и достигать их. Оздоровление личности идет через осмысление ею своей жизни и определения целей. В этом человеку помогает гуманистически ориентированная психология.
Шарлотта Бюлер явилась одним из основателей гуманистш ческой психологии. В 1970 году ее избрали президентом Ассоциации гуманистических психологов. Умерла в Калифорнии в 1974 году.
Гордон Олпорт (1897-1967) внёс большой вклад в становлений биографического метода как инструмента психологическом исследования. В конце 30-х годов вместе со своими сотрудниками он изучал с помощью биографического метода психологические последствия фашистского переворота в Германии. Учёные собрали и подвергли контент-анализу десятки автобиографических сочинений беженцев из фашистской Германии, прибывших в США (10). Исследователи задались вопросом о влиянии катастрофической социальной ситуации (фашистская диктатура) на развитие личности. В условиях попрания демократии, в атмосфере насилия личность претерпевала серьезные изменения. Возникало чувство подавленности, страха перед социальной угрозой, нарушались прежние привычки, образ жизни.
Исследователи сделали вывод, что эти изменения зависели от тенденций самой личности. Не были обнаружены коренные перевороты во внутренней структуре личности, социальная катастрофа лишь заострила присущие личности тенденции и в большей степени затронула верхние этажи ее структуры -политические взгляды, мировоззрение в целом. Значительно меньше повлияли неблагоприятные исторические обстоятельства на темперамент. В гнетущей социальной ситуации многие снизили уровень притязаний, проявляли конформизм, пытались отгородиться от внешнего социального мира, успокоить себя верой в подпольное движение сопротивления, надеждой на эмиграцию, упорным продолжением привычной деятельности (убежище повседневной рутины). У людей усилились привязанность к домашнему очагу, тяга к религии. Некоторые изливали свой протест против фашистских порядков в форме замещенной агрессии.
В статье 1959 года "Личность: предмет науки или искусства?" Г. Олпорт дал положительную оценку биографическому методу и указал на его незаменимость в области психологии личности. Сравнивая научно-психологическую и художественную биографию, Олпорт указывал на то, что психолог должен и в области исследования жизненного пути личности "руководствоваться требованиям верности фактам, всем фактам; от психолога ожидают, что он может гарантировать, что его факты взяты из проверяемого и контролируемого источника. Он должен доказывать свои выводы шаг за шагом. Его терминология стандартизирована, и он почти полностью лишен возможности использовать красивые метафоры. Эти ограничения содействуют надежности, проверяемости выводов, уменьшают их пристрастность и субъективность" (11, 215).
Большое положительное влияние на развитие биографического метода имела его обобщающая книга о личных документах (12). В ней он подробно проанализировал все заметные публикации о биографическом методе (методе личных документов), описал основные его достоинства и ограничения, наметил пути повышения научности метода по строгим критериям достоверности, надежности и валидности.
Современная психология индивидуального развития охватывает все возрастные этапы и рассматривает жизненный путь как форму развития личности. Всевозрастная психология была поставлена в повестку дня науки ещё Н.А. Рыбниковым в 20-е годы. В этой связи он писал о биографическом методе, что он " в первую очередь должен быть использован для изучения возрастных особенностей растущего, зрелого и угасающего человека для целей выяснения диапазона возрастной изменчивости в зависимости от факторов социогенного характера" (13).
В 1957 году Б.Г.Ананьев на новом уровне науки убедительно обосновал всевозрастной подход (14), в котором биографическому методу отводится заметное место, поскольку он позволяет ретроспективно изучать большие промежутки времени жизни.
В возрастной психологии в начале века использовались дневники и другие биографические документы для изучения возрастных особенностей душевного мира юношества. Известны в этом плане работы немецких ученых В.Штерна, Ш.Бюлер (15; 16). К биографическим документам относятся дневники родителей, содержащие наблюдения за развитием детей в семье.
В России в 20-е годы М.М.Рубинштейн разработал методику автобиографических записей. Она представляла собой биографическую анкету, на вопросы которой изучаемые (их было 129) давали развернутые письменные ответы - изложения. Вопросы были поставлены широко, например, "Как вы психически переживали переход от детства к отрочеству?", или "Было ли у вас в ту пору стремление к необычному, к путешествию, к героизму, к приключениям и т.п.?" Чтобы на них ответить, надо было быть довольно развитым человеком из уметь анализировать себя. Качественная обработка полученного автобиографического материала привела к выводам о типичных чертах юношеского характера (17).
Современная психология развития многим обязана германскому психологу, профессору Боннского университета Гансу Томэ. Он провёл многолетний психологический мониторинг личности в Германии, интересуясь механизмами адаптации к меняющимся условиям исторической эпохи, а следовательно, и развития в связи с этими изменениями. Томэ и его сотрудники основали биографически обоснованную когнитивную теорию личности. Используя биографические методы, он установил репертуар поведенческих моделей личности для преодоления трудностей жизни, так называемые техники бытия. Всего их найдено примерно 20-25, например, "установление социальных контактов", "принятие жизненной ситуации по принципу" у других бывает и хуже", "идентификация с целями и судьбами других людей", "надеяться", "корректировать свои ожидания".
Именно биографический подход оказался адекватен решению проблемы, которая занимает Г.Томэ более всего, проблемы историзма психического развития личности. Поэтому учёный высоко ценит биографический метод и активно использует его в своих исследованиях в течение десятков уже
лет. по его мнению: "Биографический метод..., который ещё двадцать лет назад выглядел более или менее "экзотическим" разделом психологии личности, сегодня для многих стал незаменимым инструментом..." (18, 3)*.
Биографический метод в характерологии использовался довольно широко, во-первых, как анализ и математическая обработка жизнеописаний, созданных независимо от психолога в целях выявления общих закономерностей развития характера. Уже в начале XX века появились первые попытки количественных измерений биографической информации в целях характерологии. Так, Г.Гейманс (Германия) обработал опубликованные биографические статьи о великих людей ггутем подсчета определенных высказываний о них, об их личности и таким образом определил характерологические типы (21).
Во-вторых, в целях характерологии психологи используют монографический вариант биографического метода в форме анамнеза или жизненной истории как составной части "случая" (case study).
На биографическом материале построены характерологические исследования В.С.Мерлина, посвященные проблеме жизненного кризиса вследствие тяжелого военного ранения людей - участников Великой Отечественной войны. Жизненные истории были проанализированы с точки зрения роли направленности личности в решении кризисной ситуации и дальнейшему устройству жизни, а следовательно в определении самой личностью хода собственного развития (23).
Анамнез составляется на основе наблюдений и бесед с самим изучаемым и его окружающими. В.Г.Норакидзе проективными и биографическими методами обследовал 225 человек и выявлял типы характера (24).
Б.М.Теплов предпринял характерологический анализа литературных героев "Евгения Онегина", что в принципе на отличается от анализа биографического материала реальных лиц (25). При этом он убедительно раскрыл динамику становления характера Татьяны в результате рокового события — убийства Ленского на дуэли. Намеченные им понятия "уроки жизни" и "испытания" могут занять достойное место в понятийном аппарате биографического метода.
При анализе биографических материалов обращают вниманий на то, каков общественный фон развития, каковы стержневые черты личности, когда они наметились и изменились.
Очерки характера не только становятся основой для выведения теоретических обобщений, но часто используются как иллюстрация к ним. Их полезно читать для развития способностей к восприятию и пониманию индивидуальности и построения гипотез о закономерностях ее развития.