Дополнительные трансакции могут происходить между любыми двумя состояниями я; Например, два человека могут взаимодействовать как Родитель– Родитель, когда сожалеют о своих детях, покинувших родной дом.
Взрослый – Взрослый при решении каких-либо проблем; как Ребенок – Ребенок или Родитель – Ребенок, когда веселятся вместе. Личность может взаимодействовать с любым состоянием я другой личности, находясь сама в состоянии я Родителя, или Взрослого, или Ребенка. Если отклик соответствует ожидаемому, то трансакция является дополнительной. Линии коммуникации открыты, и люди могут продолжать взаимодействовать друг с другом.
Жесты, выражения лица, поза, тон голоса и т.п. – все вносит свой вклад в смысл каждой трансакции.
Пересекающиеся трансакции – частые источники неприятностей, возникающих между людьми. Она возникает в тех случаях, когда на стимул дается неожиданная реакция. Активизируется неподходящее состояние я, и линии коммуникации пересекаются.
С этого момента люди стремятся удалиться, отвернуться друг от друга или изменить направление разговора.
Трансакции могут быть прямыми или косвенными, откровенными или разбавленными, интенсивными или вялыми.
Косвенные трансакции являются трехсторонними. Один человек говорит с другим, надеясь повлиять на третьего, который их слышит.
Разбавленные трансакции часто носят полувраждебный, полунежный оттенок. Сообщение скрывают в форме подшучивания.
Вялые трансакции являются поверхностными, небрежными и отличаются отсутствием глубоких чувств.
При здоровых отношениях между людьми трансакции являются прямыми и откровенными и, в случае необходимости, интенсивными. Эти трансакции являются дополнительными и свободными от скрытых мотивов.
Скрытые трансакции являются наиболее сложными. Они отличаются от дополнительных и пересекающихся трансакций тем, что включают более двух состояний Я, так как скрытое сообщение, маскируется в них под социально приемлемой трансакцией.
Реакция улыбки на вид человеческого несчастья является трансакцией виселицы.
2.Сценарии игр.
Люди играют в психологические игры. Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологические игры, кроме этого, имеют еще скрытую цель, и в них играют не для удовольствия. Берн определяет психологическую игру как «часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешне разумное обоснование, или, -более кратко, как серию трансакций с уловкой». Чтобы последовательность трансакций образовала игру, необходимо наличие трех аспектов:
- непрерывная последовательность дополнительных трансакций, благовидных на социальном уровне;
- скрытая трансакция, которая является сообщением, лежащим
в основе игры;
- ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью.
Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между играющими. Несмотря на это, люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу.
Люди играют в игры различной степени напряженности, от социально приемлемого, смягченного уровня до убийственного (самоубийственного) уровня.
Берн различает:
а) игры первой степени, которые приемлемы в обществе;
б) игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но которые игроки будут, скорее всего, скрывать от посторонних;
в) игры третьей степени, которые играют раз и навсегда и которые заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге.
Игры индивидуально программируются. Их исполняют из состояния я Родителя, когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния я Взрослого, когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния я Ребенка, если они основаны на ранних жизненных переживаниях, решениях и на позициях, которые ребенок принял о себе самом и других в детстве.
Составив в детском возрасте свой сценарий, мы склонны в дальнейшем следовать ему и проживать его, по крайней мере, в течение какой-то части нашей взрослой жизни. При этом возможно проживать его в роли Победителя, Побежденного (Жертвы) и Не-победителя (Банальный).
2.1. Сценарий победителя.
Берн определил «Победителя» как «того, кто достигает поставленной перед собой цели. Под «победой» понимается также то, что поставленная цель достигается легко, свободно и счастливо. Если в детстве человек решил стать выдающимся генералом или политическим деятелем и, в конце концов, достиг этого, получив общественное признание, то человек – победитель. Если человек решил стать отшельником, без гроша за душой и станет им, счастливо существуя в своей келье, то он тоже победитель. «Победа» всегда соотносится с целями, которые каждый себе поставил.
2.2. Сценарий Побежденного (Жертвы).
Побежденный (Жертва), наоборот, это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не в самом достижении или чем-то еще, а в степени сопутствующего комфорта.
Если человек решил стать известным генералом, пошел в армию и с позором был оттуда выгнан, он Побежденный (Жертва). Если его политическая карьера закончилась скандалом, в результате которого его выгнали со службы, он будет также Побежденным.
Если он стал отшельником и постоянно жалуется на нищету, пустоту и отсутствие общения, он тоже Побежденный.
Берн однозначно определил «Победителя» и «Побежденного» в их отношении к «достижению поставленной цели», так как он хотел подчеркнуть то обстоятельство, что «Победителей» нельзя просто приравнивать к тем, кто накапливает деньги и материальные ценности. Аналогично, «Побежденными» необязательно являются люди, не имеющие материальных ценностей.
Дело в том, что некоторые люди в детстве могут решить добиться цели, которую нельзя осуществить без нищеты, самоограничения и даже физического вреда. Например, младенец может без слов решить: «Что бы я ни делал, у меня ничего никогда не получится» и затем начнет осуществлять это решение. Для достижения поставленной цели у него ничего не должно получаться. Другой ребенок в раннем детстве может решить следующее: «Чтобы мать и отец любили меня, я должен умереть» и затем будет стремиться к осуществлению этой трагичной цели. Сценарии с таким концом все будут считаться сценариями «Побежденного», хотя они не совпадают с буквой данного Берном определения.
В зависимости от трагичности финала, сценарии «Побежденных» можно классифицировать по трем степеням. Сценарий «Побежденного» первой степени – это сценарий, в котором неудачи и потери человека не настолько серьезны, чтобы их не обсуждать в обществе.
«Побежденные» со второй степенью испытывают неприятные чувства, которые достаточно серьезны, чтобы их считать приемлемыми для разговора в обществе.
Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью, серьезной болезни или суду.
Для описания сценария «Побежденных» третьей степени и его финала часто используют термин хамартический сценарий. Это слово происходит от древнегреческого слова «хамартия», означающего «главный поток». Значение этого слова отражает тот путь, в соответствии с которым сценарий «Побежденного» подобно древнегреческой драме, от ранних негативных решений неизбежно приводит к трагическому финалу.
2.3. Сценарий Не-победителя.
Человек, имеющий сценарий «Не-победителя» представляет собой «золотую середину». День ото дня он терпеливо несет свою ношу, немного при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий часто называют банальным.
На работе «Не-победитель» не становится начальником, но его и не выгоняют с работы. Он, скорее всего, спокойно дорабатывает до конца и тихо уходит на пенсию. Он будет сидеть в своей качалке, приговаривая: «Я мог бы стать начальником, если бы я только был вовремя в нужном месте. Во всяком случае, я думаю, что я работал не так уж плохо».
3. Сценарные послания.
Жизненный сценарий состоит из нескольких решений, которые принимаются ребенком в ответ на сценарные послания, о себе, других людях и о жизни, которые в основном исходят от родителей ребенка.
Важно помнить, что ребенок принимает сценарные решения в соответствии со своим собственным восприятием окружающего мира. Это восприятие основывается на особенностях восприятия ребенка и его способах тестирования реальности. Следовательно, послания, которые ребенок получает от своих родителей и окружающего мира, могут полностью отличаться от посланий, воспринимаемых взрослым человеком.
Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или и тем и другим способом одновременно. Причем в любом случае могут содержать элементы копирования. Вербальные послания могут формироваться в форме приказаний или оценок (оценочных определений).
До того, как ребенок начинает говорить, он интерпретирует послания других людей в форме невербальных сигналов. Маленький ребенок тонко воспринимает словесные высказывания, напряженность, движения тела, тон голоса, запахи. Позднее, когда ребенок начинает понимать язык, невербальные коммуникации продолжают оставаться важным компонентом сценарных посланий.
Следует также рассмотреть механизм копирования. Дети чрезвычайно восприимчивы к поведению других людей. В особенности они замечают, как мать и отец относятся друг к другу и другим членам семьи. Ребенок постоянно ищет ответа на вопрос: «Как мне лучше всего добиться здесь того, что я хочу?».