Смекни!
smekni.com

Исследование креативности в юношеском возрасте (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра психологии образования и развития

Исследование креативности в юношеском возрасте

(Курсовая работа по педагогической психологии)

Выполнила: студентка 3-го курса

специальности « Педагогика и психология»

группы ПП-3

Шарапаева Екатерина

Научный руководитель:

доцент

кафедры психологии образования и развития

Л.М. Петрова

Волгоград, 2010

Оглавление

Введение……………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические взгляды на проблему креативности и ее детерминированности в юношеском возрасте…………………………7

1.1. Сущность понятия «креативность» и различные подходы в его рассмотрении………………………………………………………………...7

1.2. Креативность в юношеском возрасте…………………………..14

1.3. Основные детерминанты креативности………………………..17

Глава 2 Эмпирическое исследование креативности и темперамента в юношеском возрасте……………………………………………………..21

2.1. Описание процедуры и методик исследования………………...21

2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов………………..23

Заключение…………………………………………………………….27

Список литературы……………………………………………………29

Приложения……………………………………………………………31

Введение

Одной из последних тенденций в современной психологической науке является возрастание интереса к проблеме креативности личности. Интерес к данной проблеме продиктован временем

Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль креативности каждой конкретной личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие личности. Государство, не способное выявить и воспитать творческих людей, не способно модифицировать свою социально-экономическую систему. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности.

В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем - это огромный капитал общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.

В создавшихся условиях проблема креативности личности, источников и факторов ее развития приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований.

Вопрос изучения креативности имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее значимость. Выделение ее как самостоятельной психологической особенности требовало доказательства того, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяет создать более точный портрет индивидуальности.

Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношениях, однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик, диагностирующих данное свойство. Во многих случаях разногласия в определении места креативности в структуре личности и ее психологического содержания, источников и условий ее развития диктуются различными теоретическими позициями.

Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных качеств личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к исследованию источников и условий развития креативности личности в разные возрастные периоды. Решение данной проблемы имеет особое значение в отношении старшего подросткового, так как именно этот возраст, на наш взгляд, является благоприятным временем для развития креативности с целью закрепления ее как устойчивой характеристики личности. Это обосновано как рядом экспериментальных исследований, выявившим «всплеск» проявлений креативности в юношестве (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Дж. Рензулли, Р. Стерн-берг, B.C. Юркевич и др.), так и теоретическими положениями, раскрывающими особенности развития личности в данный возрастной период (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, Е.А. Шумилин и др.).

Исследователи выделяют многочисленные детерминанты высокого уровня развития креативности. И в настоящее время, для решения задач нового времени общество заинтересовано в выявлении психических ресурсов и повышении уровня творческого потенциала человека на всех этапах онтогенеза. Нахождение возможных причин и взаимосвязей креативности с другими характеристиками личности и недостаточная изученность проблемы креативности делает работу актуальной.

Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи креативности и темперамента в юношеском возрасте.

Объект исследования: креативность в юношеском возрасте.

Предмет исследования: особенности невербальной креативности у юношей с разным типом темперамента.

Гипотеза исследования: между различными характеристиками темперамента и показателями креативности в юношеском возрасте существует корреляционная связь разной силы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Определить диагностический аппарат

3. Диагностировать темперамент студентов

4. Диагностировать креативность студентов

5. Определить связь между различными характеристиками темперамента и показателями невербальной креативности в юношеском возрасте

Методы исследования: в качестве методов исследования использовались теоретический анализ, метод поперечных срезов, эмпирические методы, методы обработки данных (корреляционное исследование). Нами использовались психодиагностические методики:

- «Краткий тест творческого мышления» П. Торранса (адаптация Авериной, Щеблановой)

- Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)

- Вычисление симметричной корреляционной матрицы Спирмена, при помощи статистического пакета SPSS 11.0

- Однородный дисперсионный анализ, с использованием статистического пакет SPSS 11.0

База исследования: исследование проводилось со студентами 1го курса Волгоградского Государственного Педагогического Университета специальности педагогика и психология.

Глава 1. Теоретические взгляды на проблему креативности и ее проявлений в юношеском возрасте

1.1. Сущность понятия «креативность» и различные подходы в его рассмотрении

Креативность, понятие, которое не находит однородного понимания в различных концепциях.

Вот одно из определений, креативность – это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативный человек всегда более терпим к окружающим: он готов признать, что привычный для него способ поведения, может быть, не самый лучший, но принятый им именно в силу привычки; что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют те, кто его окружают.

Гилфорд: «Креативность – это процесс дивергентного мышления»

Интересно отметить, что большинство научных психологических школ начала XX столетия (структурализм, функционализм и бихевиоризм) практически не развивали никаких новых идей, полезных для изучения креативности. Гештальт-психологи анализировали составляющую креативности — интуитивное понимание, но их изучение почти не вышло за рамки определений и механизмов интуиции; природа интуиции гештальт-психологов не интересовала».

Психоаналитический подход к изучению творческой активности, как и большинство других ранних попыток решить эту проблему, основывался на отдельно взятых примерах выдающихся творцов. Основываясь на идее о том, что творчество рождается вследствие напряженности между осознанной реальностью и неосознанными побуждениями, 3. Фрейд предположил, что активность писателей и художников есть отзвук их неосознанных желаний, выраженных в общественно приемлемой форме. Эти неосознанные желания могут касаться власти, богатства, славы или любви. Подтверждение этих идей Фрейд и его последователи старались отыскать в деятельности выдающихся творцов; классический пример такого подхода — анализ Фрейдом побудительных мотивов творчества Леонардо да Винчи.

Такая методология подверглась серьезной критике, поскольку при ее применении было невозможно «объективировать» исследуемые процессы: в связи с тем, что большинство субъектов исследования — носителей изучаемых процессов и способностей — к моменту написания работ по их творчеству уже покинули этот мир, их творческие процессы невозможно ни описать, ни измерить.

Одним из крупных, хотя и не бесспорных достижений XX века стала возможность достаточно объективной оценки умственных способностей с помощью формализованных методов. Пионер тестирования интеллекта А. Бине подчеркивал, что человеческий ум — явление очень разностороннее, и недопустимо сводить его оценку к одному-единственному показателю. Тем не менее, долгое время господствовало привычное представление, что умственная одаренность адекватно измеряется тестами — чем выше балл, тем выше одаренность. А высокая одаренность — это уже талант, исключительно высокая — гений.