Смекни!
smekni.com

Психология как наука 8 (стр. 3 из 6)

Психический образ выступает как отражение объективной реальности, сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах. Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания. Во-первых, отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер абстрактно-понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями, возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается на новый уровень.

Правда, следует признать, что с развитием абстрактного мышления появилась и возможность “больной фантазии”, преувеличения относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности, формируются религия, а затем и идеализм. Наконец, отражение приобретает социально - детерминированный характер. Это находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания, что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание является отражением общественного бытия.

В начале своего развития сознание человека направленно на внешний мир. Человек осознает, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как существующий отдельно от него. Позже появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Данное направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Другое направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых значений. Слова наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово – понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая эпоха отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Сознанию человека присущи следующие психологические характеристики.

1. Рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

2. Мысленное представление и воображение действительности тесным образом связаны с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. В данном случае он произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании, рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

3. Способность к коммуникации, т.е. передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных. От человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает не столько сообщения о своих внутренних состояниях, сколько о том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную информацию об окружающем мире.

Сознание следует отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамотен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осознанными. При выработке любого нового умения, освоении любой новой деятельности, определенная часть автоматизируется, сознательно не контролируется. Но всегда она вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухудшению деятельности. Известна, например, сказка о сороконожке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие – потом. Сороконожка попыталась проследить, как она ходит, и упала. Это явление даже получило название – «эффект сороконожки».

Иногда мы поступаем так или иначе, не задумываясь. Но если мы задумываемся об этом, то можем объяснить причины своего поведения.

Явления нашей психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются предсознательными.

Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства, мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бессознательными. Если предсознательное – это то, на что не направляется внимание, то бессознательное – то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам.

Открывший бессознательное, австрийский психиатр и психолог З.Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений могло быть травму. Поэтому психика строит защиту, создает барьер, включает психологические защитные механизмы.