Данный тип общения проявляется либо в прямом вербальном оскорблении другого человека (использование бранных слов, стигматизация личности, сопутствующие агрессивные жесты), либо в ярко выраженном отчуждении- реальном физическом нападении.
Избегающий тип общения проявляется в стремлении уклониться от фрустрирующей ситуации.
Избегающий тип общения первого порядка: активно включаемый, адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип общения- негативная адаптивная нормативная форма социального реагирования. Данный тип общения проявляется в игнорировании фрустрирующей ситуации(«Не вижу», «не слышу», «молчу».).
Избегающий тип общения второго порядка: пассивный, невключенный тип общения - неразвитая, неадаптивная форма социального реагирования. При этом типе общения характерно отсутствие позиции- растерянность и неопределенность реакции(«плыть по течению»).
3.Дружба в юности.
Отрочество и юность всегда считались привилегированным "возрастом дружбы".
А что же такое дружба ?
По сути дела одним из первых симптомов появления дружеских отношений является приглашение человека в дом. Если гости приходят для того, чтобы рано или поздно покинуть дом, то друг приходит туда, чтобы остаться там надолго ( «остаться» не в буквальном, а в переносном, метафорическом смысле). Истории известны
случаи, когда дружба длилась всю жизнь. Друг начинает занимать место в
психологическом пространстве человека, в доме его души. Это совершенно особое место. Как оно появляется - это одна из тайн человеческой жизни.У человека в юношеском возрасте существует огромная потребность, необходимость в интегрировании разных проявлений жизни своего Я - он чувствует, переживает возможность этого как направленность течения жизни, но для осуществления интеграции нужна сила, нужна энергия, позволяющая преодолеть противоречивость разных проявлений жизни, ее
глобальную противоречивость - наличие в жизни смерти?
Источником такой силы, такой энергии становится друг -Другой человек, который своим присутствием дает необходимую психологическую информацию для интеграции Я. Какая
это информация? Я бы сказала о ней как об информации, подтверждающей, если хотите, утверждающей действительность, правдивость, реальность существования Я другого человека как для него самого, так и для всех людей. Здесь проходит основная линия разграничения содержания отношений с гостем и с другом: с гостем надо казаться, с другом надо быть Я.Можно сказать так: друг для человека - это его живая,
реальная, «всамделишная» экзистенциальность, поэтому если с гостем может быть тяжело, то с другом - легко. Возможно, по этой легкости и узнают люди своих друзей - с ними словно возвращается (проявляется) полнота собственной жизни, растрачиваемая с другими людьми на установление отношений, например, ранговых, служебных и тому подобное. Можно привести множество примеров из личных дневников, из биографических и автобиографических описаний сложнейших, противоречивых переживаний юношей, связанных с осознанием того, что перед ними ненастоящий друг, а
просто другой. То душевное смятение, которое вызывает это открытие, может оказать очень сильное (часто необратимое) влияние на отношение к людям вообще, особенно в юношеском возрасте, так как он сензитивен, особенно чувствителен к содержанию этих отношений. Вопрос о том, как отличить истинную дружбу от других
видов отношений между людьми, является крайне актуальным в юношестве, так как жизнь заполнена множеством разного рода отношений, основанных на явном или скрытом подчинении человека человеку. Думаю, что самое существенное отличие друга от другого описано Э.Берном достаточно точно. Друг не критикует, друг бережно относится к тайне Я, зная о ее существовании. Все-таки при всей, казалось бы, очевидности критерий настоящего друга найти и описать трудно, ведь существует множество типов отношений, где люди не критикуют друг друга вовсе не потому, что они друзья, а например, сообщники, завистники, подлизы и прочие малоприятные люди, которые могут обходиться без критики друг друга.Друг становится таковым не сразу, он как бы постепенно завоевывает себе место в психологическом пространстве человека, но это место, где возникает новое качество Я – его целостность. Дружеские отношения - это всегда взаимные отношения, в которых каждый из участников обозначен и, так или иначе, проявлен для другого. При этом они оба проявлены, представлены в соответствии со своими реальными свойствами, чем больше реализма, тем больше вероятности настоящих отношений дружбы. Дружба основана на справедливости, она не требует от человека невозможного, сверхъестественного, она обращена к его реальному Я, которое по-настоящему может осуществить свою интегральность в полной жизни. От друга ждут понимания, другу дают понимание. Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи. Главное переживание, которое ее характеризует, - это узнавание близости этого человека себе, своему Я. Иногда его описывают как разрыв, как скачок в обычном течении жизненных будничных событий.
Можно иметь много знакомых людей и очень долгое время, но так и не пережить такой встречи. Мне кажется очень верным замечание о том, что для дружбы не имеет значения частота и длительность контактов с настоящим другом. Важна и единственно существенна содержательная сторона встреч.
Беседа с другом позволяет осознать, кто Я есть на самом деле. Человек может быть самим собой только в соотношении с тем, что он сам о себе думает. Познавая друга, человек познает себя Именно друг своим присутствием в жизни как бы гарантирует независимое существование Я. Исследователи дружбы отмечают удивительный факт, что единственный опыт, который люди могут и хотят использовать, это опыт друга. Именно с ним возможно общение на языке правды, она сообщает точную эмоциональную и интеллектуальную информацию о нашем Я. Дружба, как и все межличностные отношения, подвержена кризисам, связанным с потерей уверенности в другом человеке. Преодоление кризисов такого рода - сложный момент в развитии человека, часто для его разрешения нужен посредник, который дает возможность вернуться к истокам кризиса,
уточнить и пересмотреть свои позиции. У настоящей дружбы есть одно удивительное свойство – в ней никогда не возникает потребности изменить другого человека.
Друг не разрушает позицию, он помогает ее отрефлексировать, осознать, то есть посмотреть на себя со стороны, используя ту часть знания о себе, которая для этого необходима. Друг помогает быть справедливым в отношении собственного Я, собственной позиции.
Психологически важно то, что дружба дарит человеку силу для строительства собственной целостности, которая порождает и силу его Я, сохранять и охранять свое Я, свои права переживать их необходимость для сохранения своего Я и Я других людей от возможного воздействия.
Ранняя юность означает рост самостоятельности, эмансипацию от родителей и переориентацию на сверстников. В юности общение со сверстниками становится исключительной ценностью. Юноши и девушки подчас вращаются в разных группах сверстников, ища образцы для самоидентификации и одобрения. Это период бурного роста самосознания и обусловленной этим потребности в интимности. Все чувства и отношения этого возраста отличаются исключительно яркой эмоциональной окрашенностью.
Для ребенка главным авторитетом, источником информации и эмоциональной поддержки, как правило, бывают родители и другие взрослые. Поступление в школу и появление в жизни ребенка нового авторитета – учителя не меняет сути дела - ориентации на старшего, взрослого.
Вырастая, ребенок разрывает "пуповину" прежних отношений, основанных на зависимости от взрослых, переоценивает и перестраивает их, включая в новую, более сложную систему, в которой сам он претендует на самостоятельную и центральную роль. Его новая ориентация - на сверстников резко усиливается в переходном возрасте. Младшие дети еще принимают различие двух миров - детского и взрослого - и неравноправность отношения между этими мирами как нечто естественное, само собой разумеющееся. Подросток уже не хочет считать себя ребенком, он все больше ориентируется на взрослые нормы и критерии. Вместе с тем дабы обеспечить себе автономию от старших, он всячески подчеркивает свои возрастно-групповые отличия,
считая себя представителем особого, не детского и не взрослого,"третьего мира".
Потребность в обществе сверстников типична для подростка и юноши. В исследовании, проведенном Кон И.С. совместно с В. А. Лосенковым,в 1970 г. анкетировании крымских старшеклассников (160 мальчиков и девочек 8-9-х классов) им было предложено ранжировать, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями, друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у мальчиков на последнем месте (шестом), а у девочек - на четвертом месте. Сходную картину рисуют и многочисленные другие исследования. Эти пристрастия проявляются не только в объеме совместно проводимого времени. Если младшему подростку достаточно участвовать в коллективной жизни, быть с другими, то старшему необходимо быть принятым сверстниками, иметь у них определенный престиж. Низкий статус в коллективе, как правило, вызывает тревожность, а разрыв между притязаниями и реальным положением переживается крайне болезненно.
Помимо организованных коллективов (школьный класс и др.) большое значение, особенно для мальчиков, приобретают неформальные стихийные группы, формирующиеся на улице, во дворах и т. д.