Смекни!
smekni.com

Психологические особенности дружбы и любви в юношеском возрасте (стр. 5 из 5)

Общение в группе приятельствующих юношей и девушек развивается по своим законам. Присутствие в одновозрастном сообществе юных людей противоположного пола провоцируют особую стилистику общения. Здесь властвует флирт.

Флирт- любовно-эротическая игра, кокетство. Флирт окрашивает своеобразными интонациями голос, веселит и лукавит взгляды. Флирт волнует кровь.Здесь присутствует провокация, эротический подтекст.

Общение юноей и девушек включает в себя специфические мужские и женские позы и жесты. Многие молодые люди вольно или невольно захвачены заимствованными из своей или иной культуры способами кокетства и обольщения «другой стороны» . Девушки рядятся во флер, тонкие шелковые ткани, надевают одежды, подчеркивающие их женские прелести. Юноши также не хотят отставать в приемах и форме одежды, усиливающих их физическую мужественность. Иной раз российский молодой человек демонстрирует свою мужскую стать по типу латиноамериканских мачо, так как физически этот образ весьма выразителен. Одежды, позы и жесты- знаковая идентичность которая имеет значение в узнавании и принятии ( или непринятии) представителей своего круга и возраста.

Диапазон общения может быть столь разнообразно представлен в реальной жизни молодого поколения, что трудно описать даже типичное. Однако можно указать на крайние проявления в отношениях между юношами и девушками: всегда поколение молодых порождает своих романтиков и своих циников.

Романтизация другого- внутренняя потребность возвышенной души. Идеализация, поэтизация другого дает упоительное волнение, творит ощущение душевного полета, раскрывает удивительную красоту и бесконечную многозначность мира и в то же время обрекает на неизмеримые страдания из-за собственного несовершенства.

Юный романтик может переживать общение с идеальным образом в своем воображении.

Готовность к страстной любви, муки чувственных волнений в воображаемых обстоятельствах приводят к чувству одиночества, обособления от всего мира. Романтика часто одиноки и отчуждены от других и от самих себя. Они невосполнимо несчастны.

В то же время в юности произрастают циники- юноши и девушки, легко проявляющие грубую откровенность, вульгарно бесстыдные к нормативам нравственности, благопристойности, к человеческим ценностям, пользующихся всеобщим признанием. Это могут быть спонтанные циники, поступающие бесстыдно от неведения, от отсутствия культуры, но это могут быть и молодые люди, которые приняли для себя циничное отношение к другим, ко всему миру в целом в качестве своей жизненной философии. В отношениях со сверстниками противоположного пола их цинизм особенно устрашает.

Кроме романтиков и циников в общении полов взаимодействуют восторженные личности и рациональные личности. Когда носители этих двух противоположностей воссоединяются друг с другом и, стремясь к взаимной идентификации в чувствах, беседуют по поводу любви, то видно, насколько неравнозначны их отношения: восторженный, склонный к экзальтации в крайнем возбуждении делает поспешные предложения, а рациональный рассудочно и логично оценивает результаты своих побед и возможность продолжения отношений. Здесь не важно кто из двоих экзальтирован, а кто свободен от влияния эмоций. Их ждут несовпадения. Рациональный занимает более защищенную позицию.

Романтика, восторг- знаки юношеской любви. В ранней юности даже самые светлые головы и рациональные умы жаждут восторга от романтических отношений.

Едва потеряв надежду на продолжение любовных песнопений, девушка становится грустной и одинокой. Юноша, не получивший поощрения, также склонен к печали и переживанию своей покинутости и ненужности. Спасение юность находит в убегании в иной мир- мир воображения.

Воображение помогает юным спастись от напряжения взаимных отношений и в своем внутреннем мире воздать условия, благоприятствующие вожделенному общению.

Позднее, заручившись некоторым жизненным опытом, став увереннее в себе, юноша становится достаточно самоактуализированным и, следовательно, достаточно устойчивым к перипетиям отношений с представительницами противоположного пола. Теперь даже в любви молодой человек способен оставаться вполне отчужденным, сохраняя свою индивидуальность и личностную автономность.

Именно об этом феномене писал А.Г. Маслоу : « …может показаться парадоксальным, так как индивидуализм и отчужденность на первый взгляд абсолютно несовместимы с той особого рода любовной идентификацией, которую мы обнаружили у самоактуализированных индивидуумов, отчужденность здорового человека может гармонично сочетаться с его абсолютной, полной идентификацией с предметом своей любви».

Постепенно, набирая жизненный опыт, молодой человек открывает для себя, что любовное отношение к человеку- это моральное отношение к нему. С.Л. Рубинштейн писал : «Моральный смысл любви (любви мужчины и женщины) в том, что человек обретает исключительное существование для другого человека, проявляющееся в избирательном чувстве: он самый существующий из всего существующего. Быть любимым- это значит быть самым существующим из всего и всех.» Взаимная любовь в юности выступает как первейшая потребность девушек и юношей, как высшая форма общения, утверждающая существование другого человека.

Итак, общение со сверстниками другого пола, несет в себе в ранней юности возможность развиваться личностно и социально через игры, флирт и романтические отношения. Молодые люди учатся взаимной идентификации, открывая для себя невозможность своего существования как изолированного «Я» в сфере отношений мужчины и женщины. В случае любви любовная идентификация открывает юному человеку способность радоваться существованию другого, любимого человека. При этом развитая личность влюбленного не растворяется в другом, а, оставаясь достаточно обособленной и самоактуализированной, проявляет себя в высшей степени способной к любви.

Общение со сверстниками противоположного пола в высшем проявлении своего потенциала – школа социальных отношений и восхождения личности к вершинам своего «Я», к вершинам самоактуализации.

Заключение.

Юношеский возраст - возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранять свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через противостояние с другими людьми юноши обретают четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.

Список литературы:

1. Кон И.С. Дружба : Этико- спихологический очерк

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология . Учебник для студентов – М.

3. Мухина В.С. Возрастная психология .Феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений . Академия 2006 г.

4. Психология человека от рождения до смерти \ Под. Ред. Реана А.А. Москва Олма-пресс 2002 г.

5. Крайк Г. И Дон Бокум Психология развития 2005г.