структуру, подчеркивает, что образ-Я это не просто психическое отражение в
форме представлений или понятий, но также и социальная установка,
которая разрешается через отношение личности к самой себе [12].
Развивая идеи С. Л. Рубинштейна об этапности развития самосознания,
В. С. Мерлин выделяет четыре фазы его развития: 1) сознание
тождественности своей личности; 2) сознание Я как активного начала своей
деятельности; 3) осознание своих психических свойств, происходящее в
результате обобщения данных самонаблюдения; 4) социально-нравственная
самооценка (В. С. Мерлин, 1971) [19].
Применительно к сознанию идея уровней высказывалась неоднократно,
хотя и не разворачивалась в полном объеме. Понятие уровней предполагает:
а) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры
является необходимым для последующего; б) каждый из уровней развития
имеет свою собственную «природу», т. е. образован существенно
различными связями, отношениями, опосредованиями; в) каждый из
нижележащих уровней до определенной степени является условием развития
вышележащего; г) вышележащий уровень управляет нижележащим; д)
имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием
вышележащего.
И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по
критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе.
На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках
сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некоторое качество
воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на
себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания являются
преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне
соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в
рамках «Я и Я». Человек оперирует «уже готовыми знаниями о себе, в какой-
то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных
ситуациях». В качестве специфического внутреннего приема самопознания
указываются самоанализ и самоосмысление (И. И. Чеснокова, 1977) [30].
Более детально разработанную уровневую концепцию развития не
только самосознания, но и личности в целом предложил Э. Эриксон [33].
Центральным моментом концепции Э. Эриксона является представление о
психосоциальной идентичности как итоговом, интегрирующем свойстве
личности. Личность в своем развитии проходит ряд стадий, которые
частично могут быть поняты именно как уровни. Каждая стадия
характеризуется появлением новообразований, определенных условиями
общения индивида с его социальным окружением и его готовностью к тому
или другому типу общения. Появление новообразования рассматривается как
решение некоторого потенциального противоречия, дилеммы развития, как
выбор из двух возможностей, одна из которых ведет к прогрессу, а другая – к
регрессу личности (Е. Erikson, 1963) [36] .
В качестве основания создания уровневой концепции образа И. С. Кон
определяет теорию диспозиционной регуляции социального поведения,
предложенную В. А. Ядовым (В. А. Ядов, 1975) [35].
И. С. Кон выделяет уровни образа-Я, трактуемого им в качестве
установочной системы. Нижний уровень «составляют неосознанные,
представленные только в переживании установки, традиционно
ассоциирующиеся в психологии с самочувствием и эмоциональным
отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных
свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в
относительно целостный образ; и, наконец, сам этот образ-Я вписывается в
общую систему ценностных ориентации личности, необходимых для
достижения этих целей» (И. С. Кон, 1978) [12].
В. В. Столин рассматривает вертикальное строение самосознания в
виде трех уровней: индивидного, социального и личностного. Индивидному
уровню присуще самосознание «человека Природного», выражающее
осознавание человеком своих индивидных свойств: нейро- и
психодинамических, органических. На социальном уровне имеем
самосознание «человека Социального», выражающее осознание им своих
социальных норм и ролей, приобретенных социальных установок и
ценностных ориентации. Личностный уровень представлен самосознанием
«человека Личности», выражающего осознание им своих личностных
свойств: характера, способностей, мотивов, личностного выбора, жизненного
смысла и др. В. В. Столин также различает и единицы самосознания
соответственно трем уровням: «на уровне органического самосознания такая
единица имеет сенсорно-перцептивную природу; на уровне индивидуального
самосознания предполагает оценку человека окружающими и его
самооценку; на уровне личностного самосознания такой единицей полагает
конфликтный смысл Я, проясняющей для личности значение ее же
собственных свойств и сигнализирующей об этом в форме эмоционально-
ценностного отношения к себе» (В. В. Столин, 1983) [27].
В отечественной психологической науке отличительной чертой
исследований проблемы роли самосознания в развитии человека являются
общие методологические принципы и теоретические основания, которые
позволяют определить позицию большинства авторов относительно роли
самосознания в жизненном развитии человека в понятиях континуума
«свобода – детерминизм».
В зарубежной психологии в рамках теорий личности существует два
противоположных взгляда на самосознание. Некоторые школы занимают
либо промежуточную позицию по данному вопросу, либо объединяют оба
подхода в трактовке самосознания на различных этапах его развития. Я
трактуется либо в качестве образования, осуществляющего саморегуляцию
поведения, либо в качестве детерминированного, в связи с чем исследуются
различные факты, определяющие концепцию Я.
Таким образом, обзор высказываний о роли самосознания в развитии
человека позволяет сделать вывод о том, что «вклад» самосознания в
регуляцию жизнедеятельности человека по мере его взросления значительно
увеличивается.
Анализ методологических и теоретических оснований позволяет
сформулировать следующие выводы:
• анализ разноплановых подходов позволяет разделять взгляды
ученых на два противоположных полюса: Я трактуется либо в качестве
воплощающего в себе активное, творческое начало и осуществляющего
саморегуляцию поведения, либо в качестве детерминируемого,
воплощающего в себе связи человека с различными факторами,
определяющими концепцию Я. Интересно, что общей для большинства
авторов является трактовка самосознания как области сознания личности,
объектом которой является сам человек;
• методологическими основаниями изучения проблемы самосознания
человека в процессе его жизнедеятельности являются принцип развития и
теория единства сознания и деятельности, позволяющие рассматривать
самосознание как внутренний фактор развития человека, влияние которого
усиливается с возрастом;
• самосознание рассматривается как установочное образование,
состоящее из трех компонентов и трех уровней. Большинство авторов
выделяют в структуре этого психического феномена когнитивный,
аффективный и поведенческий компоненты. Каждая из этих трех
подструктур проявляется на индивидном, личностном и социальном уровнях
самосознания, обусловленных характером уровня активности человека;
• из-за отсутствия единой, общепринятой научной концепции
самосознания необходимо придерживаться понимания самосознания как
интегративного свойства личности, объектом которого выступает сама
личность. А личность в свою очередь рассматривается как познающий
субъект, который осознает свои индивидные, личностные особенности и
осознает себя субъектом познания, общения и труда.
Под самосознанием, таким образом, понимается процесс познания
человеком самого себя, в результате которого образуется представление о
себе в качестве субъекта действий и переживаний (образ-Я) и складывается
эмоционально-ценностное отношение к себе. Самосознание является не
только процессом, не только свойством, не только результатом, но и
предпосылкой, важнейшим условием психического развития человека.
Итак, проведенный анализ зарубежной и отечественной литературы
показал неоднозначность представлений авторов о факторах, определяющих
формирование психической сущности самосознания. В рамках
анализируемых подходов был сделан существенный шаг в развитии
представлений о природе самосознания. Было показано, что источники и
движущие силы развития самосознания не могут быть сведены ни к
исключительно биологическому, ни к социальному опыту. Существенно, что,
несмотря на кажущуюся теоретическую проработанность рассматриваемых
понятий, на данный момент в психологической литературе нельзя не
заметить большую терминологическую разобщенность в представлениях о
содержании и структуре самосознания у разных авторов, в частности, в
трактовке таких понятий, как «Я», «образ-Я», «Я-концепция», «самость» и т.
п.
Литература
1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – Изв. АПН
РСФСР. Вып. 18. М., 1948.
2. Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся I – V классов
учебной деятельности // Вопросы психологии. 1968. № 3.
3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
5. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.
1979. № 4. С. 23 – 24.
6. Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание.
М., 1979.
7. Выготский Л. С. Педология подростка: проблемы возраста // Собр. соч. в 6 т. Т. 4.