Методологической базой исследования явились положения
отечественной психологии и зарубежного гуманистического направления о
личности как субъекте деятельности, самопознания, саморазвития и
і самоактуализации (К.А. Абульханова-Славская, Р. Берне, У. Джеймс,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.Р. Роджерс, Э. Эриксон и др.).
Положения о единстве сознания и деятельности, теории деятельности и
деятельностного подхода к рассмотрению личности в процессе обучения
(А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Принцип детерминизма, понимаемый
как закономерная и необходимая зависимость психологических явлений от
порождающих их условий и факторов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
Концепция поуровневого развития личности в онтогенезе.
(Д.И. Фельдштейн). А также психологическое исследование личности в
системе её отношений к себе и окружающей действительности
(Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев и др.); исследование
самоотношения личности как динамического процесса (Б.Г. Ананьев,
Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, СР. Пантилеев,
8 В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.); исследование юношеского возраста
(Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.).
159.923.2
ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
С.Н. Филипенко
г. Ставрополь, фирма «НАВ» психолог
Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает неоднозначность представлений
авторов о психической сущности, факторах, определяющих формирование самосознания. В рамках
анализируемых подходов был сделан существенный шаг в развитии представлений о природе самосознания.
.
Проблема самосознания относится к центральным, основополагающим
научным изысканиям в отечественной и зарубежной психологии.
Определение ключевых позиций о природе, сущности, структуре
самосознания и его роли в развитии человека является основанием анализа
проблемы изучения особенностей «образа-Я». Для характеристики
самосознания психологами используются различные термины и
объяснительные принципы: «Я», «Я-концепция», «образ-Я», «самость» и др.,
которые тесно связаны между собой чаще всего как свойство, процесс и
результат. Обратимся к анализу ключевых вопросов о природе и сущности
самосознания в современной психологической науке.
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в
отечественной психологии. Исследования эти сконцентрированы в основном
вокруг двух групп вопросов.
В работах Б. Г. Ананьева [1], Л. И. Божович [4], Л. С. Выготского [8],
А. Н. Леонтьева [14], С. Л. Рубинштейна [21], П. Р. Чаматы [29], И. И.
Чесноковой [30], Е. В. Шороховой [32] в общетеоретическом и
методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении
самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В
другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы.
Они связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками
окружающих. Это работы Н. Е. Анкудинова [2], А. И. Липкина [16], В. С.
Магун [17], Е. И. Савонько [22], В. Ф. Сафинова [23]. Много публикаций,
которые посвящены философско-психологическим (М. Кальвиньо [11], В. М.
Лейбин [15]) и собственно философским исследованиям, в которых
проанализированы проблемы, связанные с личностной ответственностью,
моральным выбором, моральным самосознанием (О. Г. Дробницкий [9], А. Г.
Спиркин [26], А. И. Титаренко [28]). Исследования А. А. Бодалева по
социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других
людей и самопознания [3]. Рассмотрением вопросов связи познания и
самопознания также занимались Н. В. Крогиус [13], Р. А. Максимова [18], Г.
Я. Розен [20] и ряд других исследователей.
Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии
самосознания, чрезвычайно богата. У. Джемс первым из психологов начал
разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я, он
рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-
сознание и Я как объект. Это две стороны одной целостности, всегда
существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-
сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я как объект). Джемс
рассматривал Я как объект так: это все то, что человек может назвать своим.
В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в
порядке значимости: духовное-Я, материальное-Я, социальное-Я,
физическое-Я. Ч. Х. Кули, Д. Г. Мид и др. (интеракционная школа) полагают,
что человеческое Я изначально социально и формируется в ходе социального
взаимодействия, и язык играет здесь центральную роль. Ученные
утверждают, что самосознание и ценностная ориентация личности зеркально
отражают реакции на нее окружающих людей. Таким образом, возникает
идея самости из социального окружения, и вследствие существования
множества социальных сред существует возможность развития множества
разных типов самостей. Изучая Я-концепцию, Р. Бернс считал, что
становление ее у индивида происходит только под действием механизма
взаимного обогащения.
В теории Э. Эриксона проблематика Я-концепции рассматривается
сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на
биологической основе продукт определенной культуры. Формирование
идентичности Я – процесс, который служит основой постоянного
расширения самосознания и самопознания.
И. С. Кон в своих исследованиях грамотно синтезировал философские,
общепсихологические и социально-психологические, историко-культурные
аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных
данных. Он способствовал открытию новых граней этой одной из старейших
проблем в психологии [12].
Необходимо указать на несколько монографий, снабженных
обширнейшей библиографией. Это работы С. L. Kleince [37], S. C. Samuel
[38], R. Wylie [40].
Необходимо отметить, что самосознание является свойством личности
как существа социального; объектом самосознания является человек, сама
личность как познающий субъект, который осознает себя субъектом
деятельности; следовательно, человек осознает свои индивидуальные
свойства, являясь не только личностью, но и индивидом.
Некоторые авторы рассматривают самосознание, выделяя его
компоненты. Так, например, существует мнение о трехкомпонентном
строении самосознания, включающем когнитивную, аффективно-оценочную
и регулятивную составляющие.
Когнитивную (описательную) составляющую самосознания чаще всего
называют представлениями о себе, знаниями о своем Я, Эго, личностью (В.
В. Столин, 1983 [27]; Е. Н. Erikson, 1963 [33]).
Аффективно-оценочная составляющая представлена большим
разнообразием понятий: самоуважение (М. Rosenberg, 1979); самопринятие,
самоотношение, самообвинение, самообесценивание (В. В. Столин, 1983; С.
Р. Пантелеев, 1989); Как правило, когнитивную __________и аффективно-оценочную
составляющие объединяют в понятия самости, образ-Я, Я-концепцию (В. В.
Столин, 1983).
Менее разнообразным составом понятий представлена регулятивная
составляющая: локус контроля (К. Муздыбаев, 1983; В. В. Столин, 1983);
саморегуляция, самообладание, самоконтроль (О. А. Конопкин, 1980; А. Л.
Корнилов, 1995);
Таким образом, когнитивный компонент отражает знания человека о
себе разной степени оформленности, обобщенности и осознанности;
эмоциональный компонент репрезентирует отношение личности к себе, ее
оценку, меру удовлетворенности своими действиями, результатами
реализации намеченных целей; регулятивный компонент выражается
детерминацией поведения и деятельности человека его знаниями о себе и
отношением к ним. Фактически выделение перечисленных составляющих
самосознания в качестве полностью самостоятельных независимых единиц
является научной абстракцией, поскольку эти конструкты неразрывно
связаны между собой и в онтогенетическом и в функциональном плане.
Итоговым результатом работы единства когнитивной и эмоциональной
сторон самосознания является образ-Я, Я-концепция. К разграничению
данных феноменов существует два подхода. Первый заключается в
определении этих понятий как синонимичных, второй же – в поиске
фиксированных различий. В русле этого подхода наибольший интерес
представляет мнение А. В. Захаровой. Она разделяет образ-Я и Я-концепцию
по степени их структурной организованности и устойчивости, динамичности
во времени. Образ-Я, по мнению автора, есть некое «... динамичное
многообразие функционирующих в непрерывном единстве представлений
субъекта о себе», а «Я-концепция отражает функционирование знаний
субъекта о себе на более высоком уровне как сложившейся, иерархически
организованной, относительно устойчивой системы. Я-концепция __________–
константный компонент самосознания, определяющий общее отношение
личности к себе, ее самочувствие, детерминирующий не только восприятие
ею разных сторон собственной личности, но и окружающего мира» (А. В.
Захарова, 1989) [10].
В свою очередь, К. Роджерс понимает под понятием Я-концепции
сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида
как самостоятельная фигура и фон, включающая как собственно Я, так и
отношения, в которые оно может вступить.
По мнению Е. Т. Соколовой, образ-Я – интегративное установочное
образование, включающее следующие компоненты: когнитивный – как образ
своих качеств, способностей, возможностей, социальной значимости,
внешности и т. д.; аффективный – как отношение к самому себе
(самоуважение, себялюбие, самоунижение и т. д.), в том числе и как к
обладателю этих качеств; поведенческий – как реализация на практике
мотивов, целей и условий в соответствующих поведенческих актах [24].
Интересно, что И. С. Кон, сохраняя данную трехкомпонентную