В настоящее время в зарубежной психологии можно выделить в качестве основного подхода к пониманию социальных представлений подход С. Московичи.
Непосредственным идейным источником современной концепции социальных представлений является теория «коллективных представлений» [2, с. 39] французской социологической школы и, прежде всего Э. Дюркгейма, а также работы Л. Леви-Брюля. Рассмотрим основные положения данных теорий.
Э. Дюркгейм был первым, кто заговорил о коллективных представлениях. По его мнению, общество – это система связей индивидов. Главным объектом этой системы являются социальные факты или продукты социального взаимодействия. Социальные факты также выступают в качестве регуляторов социального взаимодействия, принуждающих индивида к определенному поведению и независящих от индивидуального выбора. К социальным фактам Дюркгейм относит нормы, стандарты поведения и оценки. Центральное место среди них занимают коллективные представления. Социальные факты и есть коллективные представления. Основной функцией коллективных представлений, по мнению Дюркгейма, является осуществление единообразия поведения и умственной деятельности всех членов некоторой группы, эти представления обязательны и обладают определенной мотивирующей силой.
Изучением коллективных представлений также занимался Л. Леви-Брюль. Его исследования показали, что разнообразие представлений в большей степени зависит от типа общества, чем от сферы жизнедеятельности. Также Леви-Брюль считал, что с помощью анализа коллективных представлений, можно дифференцировать первобытное и цивилизованное мышление.[2] Так коллективные представления «примитивного» общества – это представления, погруженные в эмоциональную среду, мистические, очень тесно связанные с памятью (мир внутренних и прошлых образов преобладает над миром внешних и непосредственных), следующий логики сопричастия. Коллективные представления «цивилизованного» общества - это представления, которые основаны, на прагматичных знаниях, которые дают простор речи, опыту и даже критики индивидов. [20]
Кроме того, Леви-Брюль выделил характеристики, свойственные социальным представлениям. К таким характеристикам он относит:
1. Холистичность, то есть любое убеждение предполагает наличие огромного количества других, вместе с которыми она образует представление.
2. Они являются духовными мыслительными конструкциями, которые соотносятся с коллективными эмоциями, сопровождающие их или порождаемые ими.
3. Они содержат общие убеждения и идеи, относимые к практике, к реальности, не являющиеся детальными.
4. Они обладают одинаковой значимостью. Каждое оригинально и существенно по отношению к другим. [20]
Основываясь на идеях этих авторов, С. Московичи разработал свою концепцию социальных представлений.
По мнению С. Московичи высказывания, мнения и оценки социальных явлений по-разному организованы в разных культурах, классах, группах. Следовательно, эти категории должны рассматриваться как характеристики целых групп, а не их отдельных членов, т.к. они образуют системы, которые обладают особым языком и определяются условиями социальной жизни. Таким образом, каждое общество в рамках своей жизнедеятельности создает собственную теорию, затрагивающую различные характеристики обыденного сознания. Исходя из этого, можно выделить представления, социальные по своей природе. Согласно Московичи социальные представления – это общественно обыденное сознание, в котором сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения, взгляды, знания и сама наука, которые раскрывают и в какой-то мере составляют социальную реальность [8,с280]. Важным является социальное происхождение таких представлений, убежденность в их справедливости и их принудительный характер для индивида. Однако наука не вытесняет эти обыденные убеждения. Наоборот, здравый смысл и научные представления в какой-то мере взаимно переходят друг в друга. Социальные представления - это некоторая универсальная форма обыденного познания, которая сочетает в себе когнитивный и аффективный компоненты знаний, позволяющих человеку устанавливать свою позицию по отношению к себе и к действительности [27].
В теории социальных представлений говорится о двух их принципиальных свойствах: они являются групповым феноменом и имеют сложную структуру.
Социальные представления возникают и распространяются в ходе повседневного общения по каналам межличностной и массовой коммуникации. Они имеют очень сложную структуру, элементы которой различаются по степени центральности – важности каждого элемента для системы социальных представлений в целом. Центральные элементы данной системы отвечают за ее стабильность и образуют ее ядро. Московичи выделяет три измерения социального представления:
1. информация (сумма знаний об объекте);
2. поле представления (включает все разнообразие его содержания, все его свойства, организованные в иерархическую систему);
3. определенная установка, определяющая действия и высказывания относительно объекта представления.
Процесс формирования социальных представлений включает в себя не только непосредственное отражение действительности, но он связан, прежде всего, с закономерностями общественного развития и предопределяет общую направленность социальной и культурной жизни группы, порождающей эти представления. Таким образом, механизм формирования социальных представлений включает в себя следующие этапы:
1. «зацепление» - сначала всякую новую идею нужно как-то «зацепить», зафиксировать в ней что-то такое, что позволит её вписать в ранее существующую рамку понятий;
2. объективация – попытка превратить новый известный образ в более конкретный и видимый. Этот этап имеет две основные формы: персонализация (то есть попытка новый образ привязать понятие к какой-нибудь личности) и фигурация (попытка призвать к некоторой формуле);
3. натурализация – принятие полученного «знания» как некоторой объективной реакции.
Социальные представления выполняют определенные социальные функции, например, функцию инструмента познания, с помощью которого индивид описывает, классифицирует, объясняет события. Также, социальные представления выступают в качестве способа опосредования поведения, которое способствует направлению коммуникации в группе, обозначению ценностей, регулирующих поведение. Еще одной функцией социальных представлений является функция адаптации идей и фактов к уже сформированной схеме. Таким образом, любые понятия, входящие в состав социального представления, подвергаются «схематичной визуализации», и затем они включаются в своеобразную «идентификационную матрицу» [8, с281]. В дальнейшем на основе этой матрицы идентифицируются и упорядочиваются новые знания.
Так как социальные представления являются групповым феноменом, а их возникновение и распространение происходит в ходе повседневного общения по каналам межличностной и массовой коммуникации, можно говорить о связи групп и социальных представлений, о их взаимовлиянии друг на друга.
По мнению Московичи, группа фиксирует определённые аспекты воспринимаемого явления (и при этом явление зафиксировано не только индивидуальным сознанием, а именно предписано группой). Группа влияет, также, на принятие – отвержение той или иной информации, устанавливая уровни доверия к источникам информации, а также определения санкции несогласным и меру допустимой толерантности к ним. Кроме того, группа оказывает влияние на частоту использования социального представления, а именно на частоту употребления в коммуникации того или иного представления, что является индикатором значимости данного представления в групповой жизни.
В свою очередь социальные представления тоже оказывают влияние на группу. С их помощью группа может варьировать способы манипуляции фактами общественной жизни или их интерпретации так, чтобы это было в пользу интересов группы при сравнении этих интересов с интересами других групп. Кроме того, социальные представления способствуют формированию социальной идентичности, то есть выработки своего собственного «группового» самосознания, восприятия себя как элемента системы, имеющей общее мировоззрение, общий взгляд на мир. [1]
По мнению Московичи социальные представления предназначены в основном для того, чтобы сделать коммуникацию в группе относительно непроблематичной и снизить «неопределенность» (двусмысленность понятий) через некоторую степень согласия между ее членами [21,с10]. Социальные представления не могут быть получены путем изучения некоторого убеждения или явного знания либо установлены путем особого размышления. Социальные представления скорее формируются через взаимные влияния, по ходу которых люди обязывают себя к особым символическим моделям, образам и разделяемым ценностям. Делая это, люди и приобретают некий общий репертуар интерпретаций, правил, процедур, которые могут применять в повседневной жизни, и доступные всем речевые выражения. В рамках концепции социальных представлений сложились несколько различных направления анализа социальных представлений:
1) На уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых «моделей закрепления» и превращающий необычное в банальность.
2) На уровне малой группысоциальное, представление выступает как феномен рефлексивной активности во внутри-групповом взаимодействии.
3) В плане межгрупповых отношений, исходя из посылок, близких положениям теории социальной категоризации Г. Тешфела, социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой частно ситуативными особенностями взаимодействия.